Вон из школы!

Оценить
Проект приказа «Об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности» встревожил не только родителей школьников, но и учителей

Однако как только поднялся шум и документ подвергся пристальному изучению общественности, тут же с сайта министерства образования и науки РФ его убрали. Теперь там висит «Порядок применения к обучающемуся и снятия с обучающегося мер дисциплинарного взыскания». Этот вариант гораздо мягче. Но обо всем по порядку…

«Кто будет судить о негативности влияния»

В январе министерство образования и науки РФ представило вниманию общественности проект документа, регламентирующего процедуру исключения из школы. Общественность встрепенулась. Принялась строить догадки о мотивах его появления и анализировать текст.

В декабре прошлого года в Госдуме приняли новый закон «Об образовании». Законопроект обсуждался на протяжении двух лет, за это время он подвергался резкой критике со стороны школьных учителей и преподавателей вузов. Однако абсолютное большинство предложений и поправок, поступивших к документу, было отклонено. Но не всё.

Для того чтобы закон заработал в полную силу, необходимо принять целую кучу подзаконных актов. К их числу относится проект приказа «Об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности», так всколыхнувший общественность.

Документ этот устанавливал для учащихся три вида наказаний – замечание, выговор или отчисление. Решение о том, какое именно дисциплинарное взыскание постигнет ученика, должна была принимать некая «комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». Что это за орган такой, из кого он формируется, в проекте приказа не уточнялось. Потому народ за решения этой комиссии очень волновался.

Схема действий предполагалась такая: ученик совершает дисциплинарный проступок или подозревается в его совершении, сотрудник школы пишет в комиссию служебную записку с подробными данными о времени, месте, сути и обстоятельствах проступка, комиссия требует от ученика письменного объяснения по существу вопроса. В результате на основании всех полученных в процессе дела сведений и принимается решение. Комиссия либо выносит ученику замечание, либо возбуждает дисциплинарное производство. Если учащийся признается виновным, ему делают выговор либо отчисляют из школы. Кстати, отчисление грозило не всем, а только тем, кто уже достиг 15-летнего возраста.

«Цель проекта – наведение порядка в бессистемном назначении наказаний школьников за тот или иной проступок. Наказания ранжируются от простого замечания в дневнике до исключения из школы», – пыталась объяснить ситуацию министр образования Саратовской области Марина Епифанова. Она обращала внимание на то, что проект приказа делил все дисциплинарные проступки школьников два типа – «грубые» и «негрубые». К первому типу были отнесены приход в учебное заведение в пьяном виде или под воздействием наркотиков, неусвоение школьной программы, нецензурная брань, «негативное влияние на одноклассников», «совершение на территории школы уголовных преступлений и аморальных поступков с особо тяжкими последствиями». «Школьникам, совершившим проступки из этого списка, грозит выговор или исключение», – замечала Епифанова. Однако добавляла, что перечня «негрубых» нарушений проект пока не содержит, так как дополнять его разработчики намерены постепенно.

«Скорее всего, комиссия будет состоять из учителей и чиновников от образования. Если родители в нее и войдут, то только для вида, их будет так мало, что голоса их роли не сыграют», – беспокоилась мама девятиклассника Анна Иванова. «Возможность отчисления – отличный инструмент для недобросовестных учителей и директоров, трясущихся за показатели успеваемости. От тех, кто портит картину, кого считают необучаемыми, можно будет легко избавиться. Кто будет определять аморальность того или иного поступка? Кто будет судить о негативности влияния?» – волновался папа десятиклассника Иван Михайлов.

«Слабое ощущение ценности образования»

«Это направление правильное, но оно требует внимательного обсуждения и тщательной проработки, – возражал родителям учитель информатики одной из саратовских школ, попросивший по понятным причинам не называть его имени. Однако добавлял: – Важно понимать, что учителя, родители и дети находятся не по разные стороны баррикады».

Свою позицию собеседник объяснял тем, что на средние учебные заведения возлагается слишком большая ответственность. «За всё, что происходит или может произойти сегодня с детьми как в стенах школы, так и за ее пределами, должны отвечать мы. Мы пишем тонны объяснительных и отчетов о проведенной работе, но при этом масса родителей не понимает (или не хочет понимать) своей ответственности за детей, а работа с родителями опять же является священной обязанностью школы», – замечал учитель.

Он обращал внимание на фактическое отсутствие в нашей стране системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: «Ставки психологов сокращают, специальных государственных служб практически нет. Я знаю только один такой центр – это «Позитив» в Энгельсе».

Получается, что инструментов воздействия на проблемных детей у школ практически нет. Постановка на учет в отдел по делам несовершеннолетних, по словам нашего собеседника, создает лишние проблемы только учебным заведениям, так как ни дети, ни родители ее всерьез не воспринимают. Направить же непослушных учеников на принудительное посещение специалистов невозможно. «В итоге учителям, директору, завучу остаются только уговоры, беседы с родителями, если они готовы идти на контакт, ну и обычная воспитательная работа», – констатировал педагог.

Что же касается неуспеваемости, отчисления за которую так боятся родители, собеседник обращал внимание на то, что проблема эта не только школьная, но и семейная. «У нас в стране сейчас очень слабое ощущение ценности образования. Мотивация детей к учебе очень зависит от влияния родителей, от того, как они настроены, готовы ли сотрудничать со школой. Так что ответственность за успеваемость лежит не только на школе, но также на родителях и самих детях», – пояснял учитель.

Условия для осуществления образовательного процесса обязана создавать школа, на то есть образовательные стандарты, санитарные нормы и прочее. Если ребенок отстает от программы, слабо успевает, то учителя должны с ним заниматься, на это составляются отдельные планы, назначаются дополнительные занятия-консультации. Если родители считают, что их ребенку занижают оценки, они могут потребовать объяснений. По словам нашего собеседника, сейчас многие так и делают, правда, не все остаются довольны результатом, особенно если он действительно не в пользу ребенка.

Другого мнения о подзаконном акте

минобраза придерживалась на тот момент учитель физики, тоже попросившая не афишировать ее имя в прессе. Она считала, что опасения, высказываемые родителями старшеклассников, вполне обоснованны. Дело в том, что механизм исключения из школы за дисциплинарные нарушения существовал и раньше. И прежний механизм был гораздо сложнее нового. Да и применялся он редко. К вопросу об исключении из школы подключали комиссии по делам несовершеннолетних, городские и районные организаций образования. Министерство же хотело отдать вопрос в ведение только школьной администрации.

«Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений должны быть у каждой школы. О составах этих организаций родители волнуются не зря. Согласно новому закону об образовании в комиссии должны входить учителя, родители и сами школьники. Причем в законе говорится об их равной составляющей. Но все мы с вами знаем, как создаются у нас общественные советы, палаты, комиссии. «Полезные» руководству школы ученики, папы и мамы найдутся всегда», – объясняла собеседница.

Устав школы – документ тайный

Но не успели учителя порадоваться, а родители огорчиться, как суровый подзаконный акт завернули. Вместо него на обсуждение вывесили более мягкий вариант – «Порядок применения к обучающемуся и снятия с обучающегося мер дисциплинарного взыскания». Такие выражения, как «грубый дисциплинарный проступок» и «аморальный проступок», так беспокоившие родителей, оттуда убрали. Нет там и пункта о «недопустимости появления на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения». И вообще этот приказ толком ничего не конкретизирует.

В нем тоже упоминается о замечании, выговоре и отчислении. О пятнадцатилетнем возрасте и письменном объяснении малолетнего нарушителя. Также отмечается, что все меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов учебного заведения. В документе отмечается, что при выборе меры дисциплинарного взыскания должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся и советов родителей. Отчисление грозит только злостным нарушителям, то есть тем, кто не в ладах с дисциплиной постоянно. Решение об оставлении школы принимается с учетом мнения родителей школьника и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних. В новом документе, в отличие от того, что вызвал столько шума, отмечается, что в течение месяца после отчисления орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители ученика должны устроить его в новую школу.

Мы решили выяснить, о чем же идет речь в школьных уставах и что там можно нарушить. Оказалось, не всё так просто. Свой устав имеется сегодня у каждого учебного заведения. Документы эти должны вывешиваться на сайтах школ в свободном доступе. Мы изучили сайты саратовских школ и выяснили, что далеко не все учебные заведения соблюдают это требование. Так что, думается, не все родители и ученики знакомы с документами, за нарушение которых можно вылететь из школы.

Для примера приведем выдержки из устава школы № 66. «Исключение обучающегося из учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения». Главный школьный документ обязывает учеников: выполнять устав, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников, выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции, соблюдать правила поведения обучающихся. Устав запрещает: приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества, использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам, применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства, производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих, а также пропускать занятия без уважительной причины.

Покидая школу с тремя нулями

Новые правила об отчислении учеников действуют в братской Беларуси с сентября прошлого года. Согласно Кодексу об образовании этой страны, исключить ребенка из школы могут за три итоговые нулевые отметки (с 2003 года в Беларуси действует десятибалльная система оценки знаний). Отчислить из школы могут также учеников, которые не посещали занятия по неуважительной причине в течение месяца. Примечательно, что разработчики Кодекса изначально ратовали даже за отчисление первоклашек. Однако в итоге такая мера грозит лишь тем ученикам, кому уже исполнилось 16.

Меры дисциплинарного взыскания у братьев-славян такие же: замечание, выговор и отчисление. Для последней там тоже требуется согласование с родительским комитетом, советом школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Однако дети, отчисленные из одной белорусской школы, в новую не направляются. Дорога их лежит на курсы по получению профессии. Чтобы вылететь из школы, достаточно не выполнять требования, которые предъявляются к учащимся в уставе учебного заведения. Справедливости ради стоит отметить, что требования эти школьники нарушают, даже не задумываясь. Например, устав одной из школ обязует учеников «старательно учиться, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции», другой – запрещает «носить одежду, не соответствующую общепринятым нормам» (что это за нормы, не объясняется), третьей – не рекомендует «приносить в школу вещи, которые не имеют отношения к учебно-воспитательному процессу» (какие именно вещи, тоже не уточняется).