«Задрав штаны», – назад, за комсомолом?
Вскоре в России появится аналог ВЛКСМ. Прокремлевская молодежь переформатирует движение «Наши». Организацию поделят на несколько отдельных проектов («СтопХам», «Хрюши против» и т. п.) и соберут под общим названием «Всероссийское сообщество молодежи». Планируется, что сообщество будет заниматься досуговыми проектами и патриотическим воспитанием. Актуально ли сегодня объединение молодежных движений и проектов под крылом аналога ВЛКСМ?
На сегодняшний день помимо образующегося сообщества в России действуют несколько федеральных молодежных организаций, таких как Российский союз молодежи (РСМ) и Российский союз сельской молодежи, а господдержку молодежных организаций курирует федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Помимо общефедеральных существует огромное количество региональных, муниципальных, общешкольных движений и объединений, которые реализуют тысячи проектов.
В Саратовской области, по данным регионального министерства молодежной политики, спорта и туризма, действуют более 500 молодежных и детских общественных объединений. Более 400 из них не зарегистрированы в министерстве юстиции. Всего в работу этих общественных организаций вовлечено более 136 тысяч человек.
Они работают по самым разным направлениям: патриотическое воспитание, наука, социальные проекты, волонтерство, экология, религиозное воспитание и так далее, и так далее.
К сожалению, на официальном сайте министерства обнаружить этот реестр невозможно: ссылка по вкладке «Молодежная политика» почему-то ведет на сайт бесплатных объявлений. Зато в сети можно обнаружить портал, на котором собраны данные о большинстве молодежных общественных организаций, работающих в Саратовской области, с кратким описанием их деятельности и проектов, которые они реализуют. Хотят ли они возвращения в комсомол?
В Саратовской области действуют более 500 молодежных и детских общественных объединений. В их работе участвуют более 136 тысяч человек.
Социальные проекты и гражданское общество
Балашовский центр «Открытый диалог» поддерживает некоммерческие молодежные организации в различных сферах деятельности. Например, новичкам помогает при регистрации в
Минюсте РФ, объясняет, как избежать административных барьеров, как ускорить процесс регистрации, поддерживает методическим материалом. Также центр помогает молодежным движениям и инициативным группам во взаимодействии с бизнесом и органами власти.
Кстати, тот самый портал некоммерческих молодежных организаций – это проект центра «Открытый диалог». Там зарегистрировано уже более 50 некоммерческих молодежных общественных организаций, работающих на территории области. Среди них как молодежные парламенты муниципальных районов, региональные представительства молодежных политических движений, так и небольшие районные организации вроде военно-патриотического клуба «Защитник» из села Старые Озинки.
Еще один проект, которым давно занимаются учредители центра «Открытый диалог», – это региональный молодежный форум «Хопер». Ежегодно (начиная с 2009-го) он в конце лета – начале осени проводится в Балашове. Инициатором в свое время стала еще одна балашовская организация «Молоды». По словам директора центра «Открытый диалог» Олега Дубовенко, этот форум – площадка для реализации молодежных инициатив.
Форум 2012 года собрал 250 участников из самых разных организаций.
– Опыт взаимодействия играет очень большую роль, – говорит Дубовенко. – Это всегда обмен идеями, знакомство с методами работы других организаций, поиск новых партнеров, консолидация различных молодежных сил.
Правда, при этом идею возвращения всех молодежных проектов под один бренд оценил негативно.
– С одной стороны, консолидация усилий – это здорово, – заметил общественник. – Но в то же время здоровая конкуренция нам только во благо. Есть, допустим, две или три организации, работающие в одном направлении. Каждая из них предлагает свои проекты, свою методику работы. Зачастую работа нескольких методик приводит к большему социальному эффекту. А если направление деятельности будет развиваться под эгидой одной организации, то и методика работы, скорее всего, будет одна. Например, когда мы запускали свой портал, эта ниша была не занята никем. А сейчас я смотрю, что похожий проект делают другие ребята. И я с удовольствием за ними наблюдаю. Есть какие-то идеи у них, которые мне нравятся. Но смысла сливаться в один проект я не вижу. Да и зачем нам единая линия и вертикаль в работе с активной молодежью? Мы всё это уже в Советском Союзе проходили.
Поисковые отряды
В Саратовской области поиском пропавших без вести в Великой Отечественной войне занимаются давно. И делают это по крайней мере две организации – «Гагаринцы Поволжья» и союз поисковых отрядов «Искатель».
«Гагаринцы» разыскивают в основном пропавших без вести в войну жителей Энгельса и Энгельсского района, «Искатель» занимается поиском саратовцев, участвовавших в боях на всей территории страны, а также восстанавливает имена и фамилии тех, кто умер в госпиталях Саратовской области.
«Искатель», наверное, одна из самых опытных поисковых организаций в нашем регионе. Сейчас в ее составе 15 поисковых отрядов. 27 февраля, в день 15-летия «Искателя», на организационном собрании в нее будут включены три новых подразделения.
«Искатель» включен в реестр молодежных некоммерческих организаций министерства молодежной политики, спорта и туризма региона. И получает финансирование в рамках областной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области». Но на 2013 год организации было выделено всего 75 тысяч рублей.
На идею работать в рамках общероссийской молодежной организации председатель союза поисковых отрядов «Искатель» Галина Гарибян реагирует отрицательно.
– Просто сейчас президента заинтересовала тема патриотизма, вот поэтому деньги на такие вещи и выделяются, – уверена Галина Ивановна. – Я помню, пять лет назад на такой же волне был организован «Военрос», которому выделялись деньги на поддержку патриотического воспитания. Но лично мы не видели от них ни копейки. Вообще я заметила, что к поисковым движениям потребительское отношение. Результатами нашей работы очень любят отчитываться всякие министерства и ведомства, совершенно забывая упомянуть нас в отчете. Ни за что мы не станем присоединяться ни к какой организации. У нас есть своя структура – Союз поисковых отрядов России, – которая координирует нашу деятельность. Ничто другое нам не интересно.
Борьба за трезвость
Молодежное движение «Трезвый Саратов» создано в 2008 году при региональной общественной организации «Трезвость и здоровье». Работа ребят в основном заключается в лекциях и беседах, которые они проводят в разных учебных заведениях области. И только в последний год движение вышло на улицу.
11 сентября прошлого года, в День трезвости, «Трезвый Саратов» проводил народные гуляния с конкурсами, призами и подарками. 18 ноября ребята устраивали флешмоб «Розовое платье смерти». Акция была направлена на борьбу с женским и детским курением. По оценке организаторов, в ней приняло участие более трех тысяч человек.
Летом «Трезвый Саратов» устраивал образовательный молодежный лагерь. Ведут активисты трезвого движения свою работу и в летних скаутских лагерях.
Сейчас лидеры «Трезвого Саратова» готовят новые проекты. По признанию координатора движения Дмитрия Бурлакова, это будут общественные рейды по магазинам, торгующим алкоголем и сигаретами для проверки исполнения антиалкогольного и антитабачного законодательства.
– Будем проверять, продают или нет алкоголь в неположенное время, не торгуют ли сигаретами в киосках, находящихся в непосредственной близости от школы, и многое другое, – рассказывает Бурлаков. – О нарушениях будем сообщать в прокуратуру.
«СтопХам»
Вряд ли кто-то соотносит мальчишек, клеящих наклейки «Я паркуюсь как хочу» на неправильно припаркованные авто, с движением «Наши». Однако проект «СтопХам» действительно придумали и реализуют под крылом «нашистов». Летом прошлого года «СтопХам» появился и в Саратове, правда, после нескольких рейдов местные борцы за соблюдение ПДД куда-то исчезли.
Дело в том, что началось всё с инициативы саратовского школьника Павла Карасева, которому нечем было заняться на каникулах, и он, насмотревшись в Интернете «стопхамовских» роликов, со своими друзьями решил, что может сделать похожий проект в Саратове. Вначале у ребят не было ни наклеек, ни финансов даже для того, чтобы купить воды участникам. Потом к проекту присоединился друг Карасева Павел Шаронов, а в Москве оценили результаты первых рейдов, наклейки появились, и финансы пришли. К осени, правда, участники в группе не поделили власть и влияние, а вдохновитель движения сам сел за руль.
– И тут я сразу понял, что «СтопХам» не наберет оборотов в Саратове, – говорит Павел. – Потому что у нас в городе плохо организовано дорожное движение. Парковок в центре, особенно бесплатных, нет. И мест под них тоже нет. Так что вести диалог на равных с администрацией города, как московские «стопхамовцы» с правительством Москвы, мы не можем.
Между тем идею объединения Карасев воспринял с воодушевлением. Сам процесс, по его словам, с юридической, организационной, финансовой точек зрения будет сложным. Но в результате молодежные некоммерческие проекты получат массу преимуществ.
– Это и брендовая поддержка, и финансовая, – говорит бывший «стопхамовец». – А потом, это будет объединение и сплочение молодежи, а впоследствии, может быть, и всего общества.
Партия скажет «надо», молодежь ответит «есть!»?
Готовы ли нынешние молодые люди к подобному объединению, хотят ли они его?
В «новом» названии – «Всероссийское сообщество молодежи» – бывалые сразу уловили сходство названия с ВЛКСМ. Мы спросили у лидеров молодежных движений и экспертов их мнение об идее объединить все молодежные и вроде бы непартийные организации в одну единую. Возможно ли объединение молодежи на иной, нежели идеологической, основе? И крепкой ли будет эта «скрепа»?
Алексей Олексеенко, лидер саратовского отделения федерального проекта «Все дома»:
ПРИ ГРАМОТНОМ РУКОВОДСТВЕ МОЖНО МНОГОГО ДОБИТЬСЯ
По поводу объединения, мое мнение, что это качественный шаг в развитии молодежной политики. При грамотном руководстве объединенными молодежными организациями можно многого добиться. Проще будет оценивать качество работы той или иной организации.
Если созданная организация покажется мне правильной в управлении и симпатичной в своих целях, я с радостью в нее вступлю!
Эрмине Григорян, бывший пресс-секретарь саратовской областной организации «Российский союз молодежи»:
У КАЖДОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СВОЯ ЦЕЛЬ
Я считаю это объединение невозможным, потому что у каждой молодежной организации есть своя цель. Объединить их в одну – как взять все общеобразовательные школы и слить воедино. А что такого, там же одинакового возраста дети, программа вроде та же?! Но почему-то каждая школа отличается и выпускает разных детей.
Да, конечно, все организации нацелены на молодежь, но это не единственный показатель. Где-то замешана политика, где-то ее нет. У каждой организации своя репутация, свои люди наверху.
Вадим Снаркович, председатель саратовской региональной молодежной организации «Синегория»:
ОБЪЕДИНИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, НО УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ – ДА
Сегодня объединение всех молодежных организаций невозможно, потому что действуют два федеральных нормативных акта – закон «О некоммерческих организациях» и нормативные документы для любой общественной организации, которые регламентируют, каким образом она должна функционировать. У общественной организации есть свой устав, юридический адрес и так далее – это нормативная база, которая организует общественную организацию и ставит ее в тех условиях, которые создает государство. Объединение любых общественных организаций – это нарушение установленных юридических норм.
К тому же любая общественная организация – это объединение людей, которые собираются на основе общих интересов. Интересно заниматься экологией – нашли друг друга и защищают природу, интересно заниматься бездомными кошками и собаками – занимаются животными. Однозначного создания единой организации на территории Российской Федерации нет и не может быть как по требованиям законодательства, так и если касаться организационных вопросов.
Второе, о чем я хотел сказать: если есть какие-то проекты, которые интересны нашим штабистам или волонтерам, то мы будем принимать участие. Не обязательно при этом быть членом структуры какой-то всероссийской молодежной организации. Например, Наталья Королькова и «Общество трезвости» со своими ребятами проводят большие мероприятия в рамках пропаганды здорового образа жизни. Зовут нас, и мы всегда присоединяемся и идем туда, ребята работают волонтерами. И никто нас не обязывает быть скаутом или вступать в их общественную организацию. Объединяться в проекте – да, но вступать в какую-то общероссийскую организацию наша организация не собирается, и я не вижу в этом целесообразности.
Дмитрий Бурлаков, лидер молодежной организации «Трезвый Саратов»:
СОЗДАНИЕ МАССОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТИПУ ВЛКСМ – ИДЕЯ НЕПЛОХАЯ
Попытки создания ассоциации общественных молодежных организаций в Саратове были, но особых успехов не принесли. Общественники порой слишком разные, и то, что интересно и важно одним, бывает безразлично другим. Но создание массовой организации по типу ВЛКСМ – идея неплохая. Молодежь нужно занимать, привлекать к проектам, социализировать, воспитывать патриотизм и активную гражданскую позицию. Чем больше молодых людей вовлечено, тем лучше.
У нас есть своя организация – «Трезвый Саратов». Занимаемся мы борьбой за трезвость. Если Всероссийское общество молодежи будет проводить проекты по нашей теме, мы с удовольствием будем с ними сотрудничать.
Мадина Магомедова, участница саратовского аниме-клуба «Hatsumi»:
ВСТУПАТЬ В ПОДОБНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ – ЗНАЧИТ ИДТИ НА ПОВОДУ У ВЛАСТИ
Вряд ли организация, в которой я состою, хотела бы вступить под чью-то крышу. Мы независимая группа, у нас есть свой руководитель, который считается с нашим мнением, но при этом не теряет так называемого лица. Вступать же в организацию, где осуществляется контроль, – значит идти на поводу у власти, претерпевать изменения, которые в первую очередь выгодны это самой власти. Это нам не на руку, нам хватает того, что есть сейчас – без чьего-либо вмешательства.
Софья Кривошапова, специалист по медиапланированию саратовского регионального волонтерского движения помощи животным «ЗооСпас-Саратов»:
МЕНЯ СМУЩАЕТ ВОЗМОЖНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ УКЛОН ЕДИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«ЗооСпас-Саратов» – практически окончательно зарегистрированный благотворительный фонд, который к молодежным организациям имеет опосредованное отношение. Поэтому не думаю, что можно говорить о нашем вступлении в объединенную организацию.
По поводу объединения как такового: лично меня смущает возможный политический уклон единой организации. Мне бы хотелось разнообразия мнений, идей, инициатив. Поэтому мне кажется, что создавать единую организацию «всея России» не стоит.
Наталья Королькова, руководитель ассоциации скаутов Саратовской области, председатель общества трезвости и здоровья:
НАДО СОЗДАВАТЬ АССОЦИАЦИЮ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Я над этой идеей билась сама достаточно долго, но только речь не шла об объединении организации: я против этого, потому что все общественные организации, молодежные и детские, очень разные. И очень хорошо, что их много и они разные. Но имеет смысл создавать ассоциацию молодежных организаций, через которую решались бы общие проблемы – организационные, методические, обмен опытом. Это было бы очень важно, чтобы развивать наше гражданское общество.
На нескольких прошедших гражданских форумах я инициировала идею, что детская молодежная организация – основа развития гражданского общества, и надо ее поддерживать в первую очередь. Поэтому я за то, чтобы организаций было как можно больше, а чтобы было больше, нужен механизм, который им помогал бы и стимулировал их к развитию. Если эта организация, например, в школе, варится в своем собственном соку, у детей очень быстро исчезает интерес к работе. Но это в том случае, когда нет выхода за пределы школы, когда нет обмена опытом, участия в разных мероприятиях друг друга. Мы это наблюдаем. Например, у меня детская молодежная организация в «Обществе трезвости» – мы всегда сотрудничаем с другими. К любому мероприятию, которое мы проводим, мы привлекаем и других. Сейчас вот мы объявили проведение спартакиады для молодежных организаций, переходящий кубок общества трезвости, для того чтобы было взаимное знакомство друг с другом, продвижение идей (так как все молодежные организации с разными идеями). Это очень полезно и важно.
Единой организации по типу комсомола у нас уже никогда не будет, да и не должно быть. Как правило, такие организации очень быстро формализуются, и живой работы там, конечно, будет мало. Но создание по типу ассоциации разных организаций – это было бы здорово!
Игорь Семенов, политолог:
СМЫСЛ – В ПРОДОЛЖАЮЩЕМСЯ ОГОСУДАРСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЫ
По поводу возможного объединения организаций: смысл – в продолжающемся огосударствлении общественной сферы. Пример – общественная палата, которая как будто бы представляет собой формат объединения общественных организаций для установления диалога с властью. На самом деле это объединение под единой крышей, где распределяются ресурсы и получаются инструкции в обмен на поддержку нужных инициатив властей. Речь идет о постоянных реорганизациях, новых структурных упаковках, призванных усилить контроль со стороны власти. Но в этом нет чего-то нового, это всё форматы сворачивания общественной инициативы.
Притом что на самом деле эта самая инициатива от общества власти вроде бы и нужна, ей не на что опираться. Но снижение реальной устойчивости власти диктует тактику зачистки любого проявления каких-либо начинаний до ровного футбольного поля, где играют только правоохранительные органы. Только им сейчас доверяет власть, только на них надеется.
А «нашистские игры» с молодежью уже устарели и сами по себе стали угрозой дестабилизации. Когда в декабре 2011-го «нашисты» попытались выйти на улицы, в виде альтернативы протестам, их быстренько убрали по понятным причинам. Ситуация стала серьезной, и уже не до игр с молодежью, это слишком неуправляемая среда для физически еще сильной, но всё более внутренне неустойчивой российской власти, у которой земля уходит из-под ног.
Наталия Старшова, заместитель генерального директора по связям с государственными органами и по социальным вопросам ОАО «Саратовнефтегаз» (в 80-е годы – секретарь саратовского обкома ВЛКСМ):
ОДНА ОБЩАЯ ЦЕННОСТЬ СОЕДИНИЛА БЫ ВСЕХ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Объединение всех молодежных организаций в одну – я думаю, наверно, это уже сейчас невозможно. Сегодня существует много партий, много точек зрения. И должна быть многопартийная молодежная система. Мне кажется, надо уже молодежи дать выбор. Мы же это уже проходили, когда была единая организация. Другое дело, что мы напрасно бросили некоторые хорошие идеи, связанные с комсомолом. Я думаю, всем молодежным движениям надо использовать дружбу, сочувствие, соавторство, любовь друг к другу, уважение, целеустремленность. Но создание единой молодежной организации – я думаю, это уже не получится, это даже будет вопреки всему. Да и сама молодежь это не поддержит.
Любовь к жизни, уважение к старшему поколению, желание сделать страну лучше, объединение вокруг идеи мира, добра – эти идеи смогли бы объединить молодежь. Я думаю, что несмотря на многоликость всех молодежных организаций, существующих сегодня, одна общая ценность соединила бы всех на одной площадке, чтобы люди поговорили, нашли точки соприкосновения, не враждовали, а услышали друг друга. Общих идей много, что хорошо.