Судьба трамваев душу будоражит

Оценить
Даже самые пугающие проекты могут так и остаться проектами

Вот уже не первый месяц в Саратове не утихают споры о том, что лучше – сохранять или всё-таки ликвидировать трамвайные пути на улице Кутякова. Одни горожане считают, что трамваи на Кутякова необходимы, другие убеждены, что от них сплошные проблемы. Власть в это время делает вид, что хранит нейтралитет.

Страсти по улице Кутякова

Вопрос о дальнейшем существовании трамвайного движения в Саратове не нов. Он традиционно всплывает на поверхность раз в год как минимум. Много было шума вокруг ликвидации путей на Большой Горной, которые, невзирая на массовые протесты, всё же убрали. Ровно год назад громко и очень серьёзно обсуждалась необходимость переноса разворотного кольца трамвая № 3 из Мирного переулка к Детскому парку. Официального решения властей тогда так никто и не услышал. Но и явных изменений в Мирном переулке никто не наблюдает. Теперь настала очередь страданий по трамваям

№ 11 и 12, маршрут которых проходит через улицу Кутякова.

Выделенной трамвайной линии здесь нет, а потому вагоны движутся вместе с потоком легковых авто, маршрутных такси и автобусов. И, само собой, частенько застревают в пробках. Спорить о том, что является первопричиной пробок на Кутякова, трамваи или растущее количество автомобилей, всё равно что спорить о первородстве яйца или курицы. Но спорят, ясно понимая при этом, что улицу Кутякова необходимо разгружать, и чем скорее, тем лучше. Осталось только понять, как это сделать.

Круто замешанные подозрения и объяснения

Первыми тревогу по поводу судьбы трамваев на Кутякова забили авторы информпроекта «Сарметро», посвящённого городскому общественному транспорту. На сайте городской администрации они заметили, что улица Кутякова внесена в список дорог, которые будут ремонтировать в 2013 году. В этом же списке оказались улицы Горького, Большая Горная и Радищева. Именно по ним пролегает маршрут трамваев № 11 и 12. Не значит ли это, что трамвайные рельсы могут закатать в асфальт? Ждать подтверждения или опровержения своих догадок активисты не стали и объявили сбор подписей в защиту трамвайной линии. С 15 января до настоящего момента за сохранение трамваев на Кутякова проголосовали около двух тысяч человек.

Администрация Саратова позже уклончиво подтвердила, что трамвайные рельсы в ходе дорожного ремонта действительного могут убрать с Кутякова, Горького и Радищева. Однако окончательного решения по этому вопросу пока нет. Не все за и против взвешены и оценены. При этом городские чиновники объясняют, что «существующее положение дел», когда трамвай движется в общем автомобильном потоке и тем отчасти провоцирует пробки и задержки движения, неприемлемо, и его необходимо менять. И тут, мол, есть два варианта – либо на данном участке ликвидировать трамвайное движение и пустить 11-й маршрут через Мирный переулок, либо строить выделенную полосу, ограничивая движение автотранспорта.

При этом ранее городская власть не раз прямо заявляла, что в тех местах, где построить выделенные трамвайные линии не удастся, трамваи будут убирать.

Аргументы двух тысяч «за»

У горожан-защитников трамвайных линий сложилось своё мнение относительно разгрузки Кутякова. Их собственные расчёты показали, что в случае ликвидации трамваев пропускная способность улицы существенно снизится, а не наоборот, как предполагают в администрации Саратова.

«Если сегодня по ней может проехать порядка 20 тысяч человек в час, то после реконструкции за счёт сноса трамвая пропускная способность не будет превышать 9 тысяч человек, – пишут в своём заключении эксперты-общественники. – Такие действия приведут к усложнению транспортной обстановки в центральной части Саратова. И к тому, что добраться из одной части города в другую станет ещё сложнее, чем сейчас».

Активисты, отстаивающие трамвайное движение, обращают внимание на то, что после сноса трамвайной линии по Кутякова «любая авария на путях вдоль Астраханской улицы приведёт к полному параличу трамвайного движения маршрутов № 3 и 11». Возможности развернуться на Кутякова больше не будет. «В результате снизится надёжность трамвая, это оттолкнёт пассажиров от этого вида транспорта и заставит пользоваться маршрутными такси и автобусами, которые не только не разгрузят дороги, а, наоборот, добавят нагрузки на уличное движение. Уже сегодня часто ощущается нехватка трамвайной линии на Большой Горной в подобных случаях», – убеждают чиновников общественники.

Авторы проекта «Сарметро» предлагают властям серьёзно задуматься над строительством «обособленного трамвайного полотна» от СГСЭУ до посёлка Солнечный. Это, по мнению активистов, не только позволит жителям Солнечного «вздохнуть свободнее», но и увеличит пропускную способность улицы Кутякова до 65 тысяч человек в час в обе стороны за счёт общественного транспорта.

Ещё один аргумент в пользу сохранения трамвайных линий – выгодность этого вида транспорта. Горожане, активно радеющие за его сохранность, напоминают о том, что он самый экологичный, что у него самая большая провозная способность и что его ремонт, в конце концов, стоит меньше, чем новое строительство.

«Вагоны могут работать до 40 лет (тогда как автобусы только 7–10 лет), транспортная усталость пассажиров рельсового транспорта меньше, чем у пассажиров шинного (а значит, производительность труда людей выше). Сегодня западноевропейские и американские города, уничтожившие трамвай в 20-м веке, строят его заново. Мы можем избежать этих ошибок», – заявил автор «Сарметро» Андрей Пикляев.

Позиция четырех тысяч «против»

Голоса тех, кто выступает за ликвидацию трамвайного движения в этой части города, тоже были собраны и подсчитаны. Администрация Саратова объявила, что против трамваев высказались 4 тысячи человек. Это в основном жители Кировского и Волжского районов. По данным администрации, своё обращение с просьбой перенести трамвайные пути с улицы Кутякова они отправили в адрес главы города Олега Грищенко.

Протестующие против трамваев горожане объясняют свою позицию высокой транспортной загруженностью улицы Кутякова, где постоянно создаются заторы именно по вине вагонов. А также тем, что большинство жилых домов и нежилых помещений на Кутякова относятся к фонду старой постройки и разрушаются от вибраций, создаваемых трамваем при движении. Эта группа активных граждан считает, что снос трамвайных линий никаких неудобств жителям Саратова не причинит. Потому что в городе достаточно других транспортных маршрутов, частично дублирующих маршрут трамвая № 11, отчего вагоны по Кутякова уже сейчас движутся полупустыми.

В качестве аргумента «против» приведено и расположение трамвайного пути на проезжей части. Это, мол, создает угрозу безопасности пассажиров, которым приходится высаживаться из вагонов фактически под колеса проезжающих машин. И тот факт, что такие ситуации регламентируются ПДД, противников трамваев не успокаивает. А предприниматели, тоже подписавшиеся за снос трамваев, заявили, что постоянные транспортные пробки препятствуют своевременному завозу товаров в магазины и торговые комплексы на улице Кутякова, а также посещению их покупателями. То есть трамваи мешают им вести бизнес.

Денег нет, и волноваться не о чем?

В достоверности собранных четырех тысяч подписей против трамваев усомнились представители противоположного фронта – того, что радеет за сохранение путей на Кутякова. В своем блоге гражданский активист Денис Жабкин написал о том, что появились сведения, будто бы ««заинтересованные лица», находящиеся на верхушке самоуправления», дали указание собрать подписи в пользу ликвидации трамвайного движения. «В данный момент собираются подписи в нескольких организациях. Учитывая количество бюджетных учреждений (как то: школ, детсадов, министерств и комитетов), количество подписей во много раз может превысить собранные «за» трамвай. Что снимает с нашей администрации заботу искать разумное для города решение», – пишет блогер. Однако официального подтверждения у этой блогерской информации нет.

Были подписи достоверными или нет – все их отправили в постоянную комиссию Саратовской городской думы по промышленности, транспорту, связи и торговле, а также в профильные структуры администрации Саратова. В пресс-службе городской думы нам сообщили, что в настоящее время этот волнующий вопрос депутатами не обсуждался. В пресс-службе затруднились ответить даже, на какие сроки намечено рассмотрение трамвайной проблемы. Хотя заверили, что мимо комиссии по промышленности эта тема не пройдёт. Сами депутаты, входящие в состав комиссии, от комментариев отказываются, говорят, что обсуждать пока нечего. Нужно, мол, провести ряд серьёзных экспертиз, прежде чем делать какие-то выводы.

Своим мнением с журналистами поделился только Андрей Иващенко, заместитель председателя постоянной комиссии городской думы по промышленности, транспорту, связи и торговле. Он соглашается с тем, что идея пересмотра всей транспортной инфраструктуры города назрела давно. Но отмечает, что у города банально нет на это денег.

«Сейчас, например, стоит вопрос не только о трамваях на Кутякова, но и о трамваях в Мирном переулке. Все вроде согласились с тем, что пути оттуда нужно переносить. Но вот денег на строительство разворотного кольца вокруг Детского парка нет. Когда рассматриваются такие проекты, это не значит, что они будут реализованы в кратчайшие сроки. Пока это проекты, не подкрепленные финансированием», – говорит депутат.

При этом, по словам Андрея Иващенко, денег в городе нет не только на реконструкцию путей на Кутякова, но даже на их снос. Что касается вероятности строительства выделенной трамвайной линии, то, по словам Андрея Евгеньевича, на Кутякова выделенная линия технически невозможна. Она подразумевает сокращение полос для транспорта. То есть в этом случае автотранспорт с довольно узкой и без того улицы Кутякова придётся перераспределять.

«Вопрос: куда? Московская забита до предела, улицы ниже, например Гоголя, ещё уже и для общественного транспорта не подходят совсем. А если выносить автобусные маршруты на Горную, то ее придется делать односторонней, а это тоже не выход», – делится соображениями Иващенко.

С другой стороны, депутаты напоминают, что ликвидация трамвайного движения по Кутякова предусмотрена Генеральным планом Саратова, который был принят ещё в 2008 году. И тогда особых волнений по поводу сноса трамваев почему-то не было...