Прометей прикованный

Оценить
Как выглядит предолимпиадный туризм в Сочи за год до главного события

«По заявлению Путина, Олимпиада должна проходить именно здесь, потому что, как ему сказали, здесь в горах был прикован Прометей», – говорит экскурсовод. На этом месте рассказа я просыпаюсь. Половина девятого утра, мы уже двадцать минут едем по городу. Впереди как минимум девять часов путешествия. «Возникает вопрос, кто ему рассказал, – продолжает экскурсовод. – Либо сами боги к нему являются по ночам и разговаривают с ним по душам, либо в старых кагэбэшных архивах сохранилось дело на товарища Прометея».

Манера рассказа экскурсовода, и по совместительству еще и водителя, соединяет в себе экскурсоводческое всезнание с непринужденной шутливостью. Как в водителе есть в нем что-то народное, смекалистое, и как у многих водителей курортных мест, эта смекалистость иногда доходит до циничности и алчности. Как гида его отличает правильный литературный язык, поставленный голос, а местами он выдает такие сентенции, что начинаешь думать, не университетский ли профессор пустился в путь на поиски дополнительного заработка.

Город

Вытянувшийся вдоль побережья Сочи делится на несколько районов: Центральный, Хоста, Адлер и Лазаревский. Пока мы проезжаем по петляющим улочкам центрального Сочи, мимо нас один за другим проносятся санатории, отели и гостиницы. «Здесь останавливается президент, там – премьер-министр, там отдыхают депутаты», – показывает экскурсовод. Внимание привлекает гостиница «Родина», похожая на древнегреческий храм богов. Оказывается, это один из самых дорогих отелей города, и номера в нем исключительно класса «апартаменты» и «де-люкс». Сутки в гостинице стоят от семисот до десяти тысяч, но не рублей, а долларов. Именно так выглядит Родина в представлении владельца отеля Олега Дерипаски.

Далее, по мере удаления от Центрального района и приближения к Хосте, вдоль моря тянутся санатории разных профессиональных каст – металлургов, нефтяников, железнодорожников. Задену чувства своих коллег, если скажу, что санаторий «Правда», являвшийся в советское время собственным раем журналистов, в девяностые годы захватили разведчики, которые с тех пор там и отдыхают.

Теперь мы едем по Адлеру, самому южному району России, вплотную примыкающему к Абхазии. Сейчас Адлер напоминает большую стройплощадку: по соседству с крохотными приморскими домиками вырастают исполинские многоэтажки, которые готовятся принять гостей со всего мира.

«Вам под люком не дует?» – кричит водитель. Потом поясняет, что этот немудреный каламбур ему рассказали туристы, а услышали они такое обращение в свой адрес от другого «заботливого» водителя. Видимо, нашему водителю она очень понравилась и потому в течение пути он несколько раз, с выражением, от души, переспрашивает нас.

На транспортной развязке «Адлерское кольцо» установлены пять олимпийских колец с наименованиями континентов. Каждое кольцо – диаметром 30–35 метров. «Если говорить о моем личном отношении к Олимпиаде, то я считаю, что не так это всё должно происходить, – говорит водитель. – Какое-то всё не родное. Все стройматериалы завозятся из-за границы, на стройках работают гастарбайтеры из Средней Азии. И олимпийская стройка не стала той идеей, способной объединить всё наше общество. Это не стройка века, как БАМ или ДнепроГЭС. Всё какое-то чужое, чуждое».

Проезжаем через тоннель. Перед въездом водитель велит загадывать желание и задержать дыхание: если удалось не дышать до конца тоннеля, то желание должно сбыться. Но перед следующим тоннелем водитель оставляет нас без шанса на исполнение очередного желания – мало ли, вдруг в салоне есть особо целеустремленные, а тоннель слишком длинный.

А сейчас мы едем мимо аэровокзального комплекса. У него есть кое-что общее с новым саратовским ТЮЗом. Начал он строиться словенской (тогда еще югославской) фирмой в 1989 года, и к концу 90-х был готов на 90 процентов. После распада Советского Союза и Югославии стройка прекратилась. В 2000-х российское правительство объявило о продаже на аукционе 100 процентов акций аэропорта. Победил Олег Дерипаска, и в 2010-м году, спустя 21 год от начала строительства, был наконец торжественно открыт «новый» аэровокзальный комплекс Международного аэропорта Сочи.

По рассказу экскурсовода, во время визита комиссии Международного олимпийского комитета в 2007 году, когда нужно было показать часть готовых объектов, наши изловчились и изобразили «спектакль». «К слову сказать, это, конечно, не мы первые, кто обманывает, подкупает, дает откаты: таково современное общество. Лондонцы, например, тоже намудрили с потемкинскими деревнями перед началом Олимпиады – это нормальная практика», – поясняет экскурсовод.

Так вот, комиссии продемонстрировали только что отстроенный, уже вроде бы функционирующий аэропорт, который на самом деле еще и не работал вовсе. «Для этого в экстренном порядке согнали сотню ребят, заплатили им по тысяче рублей. Меня вот, например, не взяли, а взяли верноподданных из «Единой России», – жалуется водитель-гид. Эти люди метались по всему аэропорту. А один самый старательный, по рассказам, даже кричал на свою жену: «Из-за тебя мы опоздали на самолет!» Его наградили больше остальных.

Красная Поляна

Дорога на Красную Поляну пробегает вдоль русла горной реки Мзымты с неуемными грязевыми потоками. Река знаменита тем, что когда-то здесь проходили съемки эпизодов с горной рекой «Кавказской пленницы». На противоположном от автомобильной трассы берегу строят совмещенную автомобильно-железную дорогу, которая соединит город с Красной Поляной.

Наконец мы прибываем в Красную Поляну и останавливаемся в горнолыжном комплексе «Горная карусель». Этот спортивно-туристический комплекс планируется использовать в качестве олимпийской медиадеревни. Основные олимпийские объекты горного кластера будут располагаться далее, на территории горнолыжного центра «Роза хутор», ОАО «Газпром».

Подъем на канатной дорожке в три очереди стоит 700 рублей, спуск – бесплатно. Вначале поездка не впечатляет: поднимаемся всего в полутора-двух метрах от наклона горы, под тобой – грязный снег и машины, роющиеся в земляной жиже. Внутри кабины на одной из прозрачных стенок висит и закрывает весь обзор огромный зеленый пятак величиной с таз. Надпись ниже гласит: «Наши Олимпийские игры уже начались! Сбербанк – официальный партнер Зимней олимпиады в Сочи». Именно в эти минуты вдруг чувствуешь, что Олимпиада не просто близка, но уже идет.

Но чем выше в горы, тем невероятнее впечатления. Великолепные горные пейзажи и чистейший горный воздух. На самом верху горы много туристов-горнолыжников, среди них состоятельные иностранцы. Гид сообщает: «Вы же знаете, это дань моде – заниматься горнолыжным спортом. Девушки щеголяют в дорогой спортивной форме, парни демонстрируют свою удаль. Это своеобразная ярмарка тщеславия».

Многие считают, что заядлый лыжник страны у нас Путин, от него не отстает Медведев. Но вот со слов одного местного жителя, Путин катался в Красной Поляне всего несколько раз, да и то исключительно позируя перед камерами. Медведев, когда приезжает, ездит на горных лыжах пару часов до обеда. После обеда он предпочитает проводить время в местных ресторанах. А самый главный лыжник этих мест – это… батька Лукашенко! Вот он настоящий любитель горных лыж, и может здесь две недели подряд кататься целыми днями напролет.

Специальные предложения

После подъема в горы экскурсовод ведет в гости к пасечнику, потом – в местное кафе с кавказской кухней, где туристам предлагается оставить пару-тройку купюр крупного достоинства. Далее мы заезжаем к минеральному источнику Чвижепсе. Наконец, последним пунктом нашего пути является олимпийский парк на берегу Черного моря.

«Справа вы видите перевал Псеашхо. Летом и в начале осени там обильно произрастают мухоморы, – начинает рассказывать очередной свой анекдот водитель. «Одна старушка в восемьдесят три года решила отдохнуть и попутешествовать по России. После прогулки по этой долине она гордо поделилась со мной своим открытием: «Знаете, а я начала теперь верить в молодежь!» – «С чего это вы в нее поверили?» – «Когда гуляла там, смотрю, а молодежь-то у нас активная, любознательная: ходит, копается в траве – гербарии собирает».

Рассказывая о флоре и фауне этих мест, водитель опять возвращается к олимпиадной теме: «Мне совершенно не понятны талисманы Олимпиады. Почему их три? Символьное животное, насколько понимаю, должно быть то, которое характерно только для нашей местности, или его образ имеет глубокие корни в нашей культуре. Но, матерь божия, какой сакральный смысл содержит в себе зайка?!»

Олимпийский парк

Мы едем в олимпийский парк с надеждой на то, что пробок на обратном пути, после полудня, будет меньше. Хотя президент пообещал, что к Олимпиаде в Сочи проблема с пробками будет полностью устранена, пока она никуда не делась. Каждый раз, когда сюда залетает высокое должностное лицо, чтобы лично проконтролировать, как проходит подготовка к Олимпиаде, оцепляют дорогу. Приходится стоять и машинам, везущим цемент на эту самую олимпийскую стройку.

Подъезжаем к олимпийским объектам. Строительство идет. И выглядит, как и должно: карьеры и насыпи, грузовые машины, подъемные краны, скелеты будущих зданий. Вряд ли от подобного рода достопримечательностей можно получить эстетическое удовольствие. Туристы в салоне ахают: «Кошмар, и о чем они только думают?! Ничего не готово!» Мне же попутчик в поезде, инженер олимпийской стройки, заявил: вне зависимости от того, успеваем мы сейчас или нет, объекты будут готовы к сроку – другого выхода нет.

Мы проносимся мимо строящегося медиацентра, малой и большой ледовых арен, дворца зимнего спорта «Айсберг» до олимпийской деревни на берегу моря. Остановки в нашей экскурсии не запланировано. Водитель рассказывает в пути: «Знаете, какие трудности? Билеты продают, но внутри. А чтобы внутрь попасть, нужно прийти с билетом. Сейчас придумали паспорт болельщика. Нигде в мире такого нет. Нужно зарегистрироваться с паспортом, и тогда тебе продадут билет. Также и через Интернет не так просто купить билет. Есть определенные сложности, которые создаются искусственно: сами знаете, почему. У нас в стране все, кто голосовал за президента, не приветствовали его шариками, как в Америке или Франции, когда проходила у нас, как она называется, инаугурация. Картина жуткая, честно говоря: черный «мерседес» по пустынным улицам Москвы. Если больше половины страны проголосовали за Путина, покажите этих людей, мне всегда интересно на них посмотреть. Потому что есть сомнение, что такие вообще были. Ведь кого ни спросишь, они совсем за него не голосовали. То есть получается так: все вместе за него голосовали, а по отдельности – никто. А потом посмотрим, сколько из нас попадут на Олимпиаду», – заключает водитель.