От трех до 60 миллионов рублей

Оценить
От трех до 60 миллионов рублей
Фото Вера Салманова
Сколько стоит дорога, которая может спасти село от запустения?

Три десятка жителей поселка Бурный Энгельсского района в первый раз решили коллективно спросить с власти, что она делает для них, почему не слышит об их нуждах и бедах.

Осмелели жители не сами, а с подачи гражданских активистов Александра Никишина, Александра Чуприкова, Юрия Гавриличева. Они обещали жителям Бурного моральную поддержку на встрече с председателем сельского совета и главой Безымянской муниципальной администрации. И обещание свое исполнили. Показали, что с представителями местной власти можно говорить, не в пояс кланяясь, а вполне командным голосом.

До поселка Бурный от районного центра Энгельс ехать 55 километров. Последние три километра самые сложные даже сейчас, зимой. В остальные времена года ехать по ним практически невозможно. Другой дороги, чтобы добраться до места работы в Энгельс или в Саратов, у жителей Бурного нет. А в самом Бурном нет работы. Но бросить его люди не решаются. Тут живет более тысячи человек. Вполне работоспособных, образованных, мобильных, зажиточных по сельским меркам. В каждом дворе – по одной-две машины. А дорог нет.

Как из жителей села делали ответственных граждан

55 километров до Бурного мы потратили на разговоры. Александр Чуприков, в прошлом работник правоохранительных органов, фокусировал мое внимание на двух муниципальных программах, в одной из которых ремонт дороги до Бурного есть, а в другой – нет. Фельдшер со скорой помощи по основному месту работы Александр Никишин вспоминал, как всю их компанию гражданских активистов в день выборов в областную думу выносили с избирательного участка в селе

Безымянном, мешая наблюдать за ходом голосования. Юрий Гавриличев готовился и сейчас к тому, что нас всех будут тащить и волочь с места предстоящего события. Накануне «по цепи» передали, что к месту собрания у дома номер два на улице Мира приедут полицейские.

В Безымянской администрации нас провели к главе сельсовета Владимиру Бенцлеру. Александр Чуприков говорил ему о том, что они приехали совсем не за тем, чтобы противодействовать власти, а для того, чтобы помочь людям на их законных основаниях организовать спрос с этой власти. Чуприков не лукавил. Потому что другой Александр – Никишин – в неофициальной нашей болтовне по дороге рассказывал, что оппозиции сейчас ничего не остается, кроме как заставлять тех, кто получил власть, работать, а не играть в начальство. Но Владимир Бенцлер всё равно нервничал. Может быть, потому что чуприковская манера говорить командным голосом ему не нравилась. Может быть, потому что не ждал он вообще от предстоящей встречи с гражданами на улице Мира ничего хорошего. Потому что есть устав муниципального образования, есть практика сбора таких встреч по инициативе власти. А тут получается какая-то самодеятельность и сплошная анархия.

«Анархисты» мерзли у подъезда дома, когда мы все-таки доехали по плохой дороге до Бурного. Они стояли такие сосредоточенные и серьезные, как будто вышли на бруствер и видят перед собой превосходящие силы врага. Александр Чуприков сразу сбил главу сельсовета с пространного вводного слова о том, что данное собрание является нелегитимным. Велел отчитываться по состоянию дорог, не уводя разговор в сторону.

Глава сельсовета передал слово главному специалисту администрации Владимиру Литовченко. Тот начал говорить о том, что все претензии не по адресу. Потому что Безымянская администрация за дорогу не отвечает с 2010 года. Она теперь – регионального значения. А администрация занимается содержанием и ремонтом только внутрипоселковых дорог. И он, Владимир Литовченко, готов отчитаться, на что тратились деньги муниципального бюджета четыре последних года. В 2009 году почти миллион ушел на ремонт 1400 квадратных метров двух улиц в Безымянном и почти два миллиона – на очистку всех дорог и обочин от снега и травы, на разметку пешеходных переходов и установку дорожных знаков. В 2010 году дороги не ремонтировались вовсе, но на очистку от снега, травы и мусора потребовалось уже почти 4 миллиона рублей. В 2011 году за очистку заплатили 1,5 миллиона, но зато потратили почти миллион на капитальный ремонт километра дороги в селе Зеленый Дол.

– Да что вы нам про другие сёла рассказываете? Вы скажите нам, когда хоть копейка была потрачена на Бурный? – осмелев после разминочной перепалки Чуприкова с Бенцлером, спрашивали люди.

– Будут потрачены, – отвечал глава администрации Николай Гонца.

– Когда? В планах на 2013 год нас нет.

– Не знаю, – отвечал Гонца.

– Ну, вы соврите хоть, – просили его назвать срок, чтобы потом было за что зацепиться.

– Не могу, – уходил от ответа Гонца.

– Граждане, заметьте: они ничего не могут. Но вновь и вновь идут во власть. Они привыкли, что с них нет спроса, – задорил подмерзающих людей гражданский активист Чуприков. – Нужно же писать губернатору, в администрацию президента, если самим не удается решить.

– Да писали, писали! – перешел на крик уже и Бенцлер. – И президенту уже писали.

– И что вам ответил президент? – спросил в наступившей на миг тишине кто-то из столпившихся людей.

– Он направил письмо губернатору.

Все вокруг начали хохотать. И кто-то язвительно заметил, что вот ведь как: президент не может решить вопрос, а губернатор как будто может.

Но дело-то действительно по большому счету не в Бенцлере с Гонца, которые, не имея реальной власти, просто дрожат, как осиновые листки, за свои кресла в кабинетах Безымянской администрации. Максимум, что они могут, – это предложить снова собраться и всё обсудить. «А какой смысл?» – спрашивали начальство люди. «Никакого», – отвечали, подумав, те.

В 50 километрах есть три главных

Вниз по вертикальной системе власти в Безымянскую администрацию пришел ответ за подписью тогдашнего заместителя председателя правительства области Дмитрия Федотова. Год назад он сообщал, что на то, чтобы отремонтировать межпоселковые дороги в Безымянском муниципальном образовании, потребуется 562 миллиона рублей. Их в бюджете нет.

Потом жители Безымянского округа написали письмо депутату областной думы Алексею Сергееву. Простое, понятное и горькое. Владимир Бенцлер показывает мне его вместе с несколькими ответами из вышестоящих по вертикали инстанций.

«Более 15 лет асфальтированная дорога, ведущая от федеральной трассы «Энгельс – Ершов» со станции Безымянная до наших сельских пунктов, протяженностью 50 км, не ремонтируется. Дорога в данный момент находится в плачевном состоянии. До крайней степени изношенное дорожное покрытие разрушают нефтевозы с н. п. Гурьяновский Энгельсского района Саратовской области, которые круглосуточно перевозят нефть до станции Безымянная и тем самым «убивают» нашу дорогу. А весной и осенью это не дорога – это месиво из кусков грязи и асфальта. Еще немаловажная причина плачевного состояния дороги – это плохая работа дорожных служб: все 50 км заросли деревьями, травой – они тоже корнями разрушают тонкое покрытие дороги, а зимой образуются такие заносы, что сёла отрезаны от сообщения с городом. Единственная связующая трасса с городом Энгельсом уничтожается на наших глазах. Это даже не просьба, а крик о помощи. Для нас это вопрос «жизни и смерти», когда скорая помощь преодолевает расстояние в 50 км за два часа, то вряд ли ее можно назвать «скорой». По этой дороге возят наших детей для сдачи экзаменов в поселок Бурный. Село вымирает, организацию по обслуживанию населения перенесли в г. Энгельс. Сельчане по 2-3 раза в неделю преодолевают «тяжелую» дорогу, ни одного метра хорошего покрытия. Рейсовый автобус «Энгельс – Воскресенка» едет три часа, новый автобус постоянно ломается из-за плохой дороги, АТП грозится отменить рейс, мы вообще можем остаться без сообщения с городом. Неоднократно обращались за помощью в решении вопроса в администрацию, к местным депутатам и слышали в ответ: «Денег бюджетных нет». Хотя все наши сельчане – исправные налогоплательщики…»

Письмо подписали 650 жителей сёл Воскресенка, Кирово, Калинино, Шевченко, Прилутное, Зеленый дол, Мегиевое, Красный Партизан.

Алексей Сергеев отправил депутатский запрос в комитет дорожного хозяйства. В ответе из комитета стоимость ремонта 45 километров дорог выросла до 800 миллионов рублей. Говорят, что в последнем ответе из инстанций речь идет уже о 900 миллионах.

– Вы понимаете, что это значит? – спрашивал меня снова и снова глава сельсовета. – Это означает, что дороги не будут отремонтированы ни-ког-да.

– А вы подсчитывали, сколько стоит отремонтировать отдельно три километра до Бурного? – допытывалась я у него.

Он ответил, что нет, но полагает, что в 20 миллионов можно уложиться.

Бенцлеровские семь миллионов на километр межпоселковой дороги смотрелись смело в сравнении с тем, что в конкурсной документации на капитальный ремонт таких дорог фигурирует среднероссийская цена – миллион рублей за километр. Но потом до меня дошло, что комитет-то дорожного строительства считает еще круче. У него цена километра автоподъездов к сёлам составляет 20 миллионов рублей!

– Село жалко, – сказала я на прощанье главе сельсовета. – Красивое село, не развалины какие-нибудь. Дома вон какие хорошие.

– А нам-то как жалко, – ответил Владимир Бенцлер. И я вдруг поняла, что он уже смирился с его гибелью. И не надеется ни на какие чудеса. В отличие от саратовских гражданских активистов, которые всю обратную дорогу думали о том, как бы исхитриться и помочь отремонтировать всего каких-то три километра российских проселочных дорог.