От трех до 60 миллионов рублей
Три десятка жителей поселка Бурный Энгельсского района в первый раз решили коллективно спросить с власти, что она делает для них, почему не слышит об их нуждах и бедах.
Осмелели жители не сами, а с подачи гражданских активистов Александра Никишина, Александра Чуприкова, Юрия Гавриличева. Они обещали жителям Бурного моральную поддержку на встрече с председателем сельского совета и главой Безымянской муниципальной администрации. И обещание свое исполнили. Показали, что с представителями местной власти можно говорить, не в пояс кланяясь, а вполне командным голосом.
До поселка Бурный от районного центра Энгельс ехать 55 километров. Последние три километра самые сложные даже сейчас, зимой. В остальные времена года ехать по ним практически невозможно. Другой дороги, чтобы добраться до места работы в Энгельс или в Саратов, у жителей Бурного нет. А в самом Бурном нет работы. Но бросить его люди не решаются. Тут живет более тысячи человек. Вполне работоспособных, образованных, мобильных, зажиточных по сельским меркам. В каждом дворе – по одной-две машины. А дорог нет.
Как из жителей села делали ответственных граждан
55 километров до Бурного мы потратили на разговоры. Александр Чуприков, в прошлом работник правоохранительных органов, фокусировал мое внимание на двух муниципальных программах, в одной из которых ремонт дороги до Бурного есть, а в другой – нет. Фельдшер со скорой помощи по основному месту работы Александр Никишин вспоминал, как всю их компанию гражданских активистов в день выборов в областную думу выносили с избирательного участка в селе
Безымянном, мешая наблюдать за ходом голосования. Юрий Гавриличев готовился и сейчас к тому, что нас всех будут тащить и волочь с места предстоящего события. Накануне «по цепи» передали, что к месту собрания у дома номер два на улице Мира приедут полицейские.
В Безымянской администрации нас провели к главе сельсовета Владимиру Бенцлеру. Александр Чуприков говорил ему о том, что они приехали совсем не за тем, чтобы противодействовать власти, а для того, чтобы помочь людям на их законных основаниях организовать спрос с этой власти. Чуприков не лукавил. Потому что другой Александр – Никишин – в неофициальной нашей болтовне по дороге рассказывал, что оппозиции сейчас ничего не остается, кроме как заставлять тех, кто получил власть, работать, а не играть в начальство. Но Владимир Бенцлер всё равно нервничал. Может быть, потому что чуприковская манера говорить командным голосом ему не нравилась. Может быть, потому что не ждал он вообще от предстоящей встречи с гражданами на улице Мира ничего хорошего. Потому что есть устав муниципального образования, есть практика сбора таких встреч по инициативе власти. А тут получается какая-то самодеятельность и сплошная анархия.
«Анархисты» мерзли у подъезда дома, когда мы все-таки доехали по плохой дороге до Бурного. Они стояли такие сосредоточенные и серьезные, как будто вышли на бруствер и видят перед собой превосходящие силы врага. Александр Чуприков сразу сбил главу сельсовета с пространного вводного слова о том, что данное собрание является нелегитимным. Велел отчитываться по состоянию дорог, не уводя разговор в сторону.
Глава сельсовета передал слово главному специалисту администрации Владимиру Литовченко. Тот начал говорить о том, что все претензии не по адресу. Потому что Безымянская администрация за дорогу не отвечает с 2010 года. Она теперь – регионального значения. А администрация занимается содержанием и ремонтом только внутрипоселковых дорог. И он, Владимир Литовченко, готов отчитаться, на что тратились деньги муниципального бюджета четыре последних года. В 2009 году почти миллион ушел на ремонт 1400 квадратных метров двух улиц в Безымянном и почти два миллиона – на очистку всех дорог и обочин от снега и травы, на разметку пешеходных переходов и установку дорожных знаков. В 2010 году дороги не ремонтировались вовсе, но на очистку от снега, травы и мусора потребовалось уже почти 4 миллиона рублей. В 2011 году за очистку заплатили 1,5 миллиона, но зато потратили почти миллион на капитальный ремонт километра дороги в селе Зеленый Дол.
– Да что вы нам про другие сёла рассказываете? Вы скажите нам, когда хоть копейка была потрачена на Бурный? – осмелев после разминочной перепалки Чуприкова с Бенцлером, спрашивали люди.
– Будут потрачены, – отвечал глава администрации Николай Гонца.
– Когда? В планах на 2013 год нас нет.
– Не знаю, – отвечал Гонца.
– Ну, вы соврите хоть, – просили его назвать срок, чтобы потом было за что зацепиться.
– Не могу, – уходил от ответа Гонца.
– Граждане, заметьте: они ничего не могут. Но вновь и вновь идут во власть. Они привыкли, что с них нет спроса, – задорил подмерзающих людей гражданский активист Чуприков. – Нужно же писать губернатору, в администрацию президента, если самим не удается решить.
– Да писали, писали! – перешел на крик уже и Бенцлер. – И президенту уже писали.
– И что вам ответил президент? – спросил в наступившей на миг тишине кто-то из столпившихся людей.
– Он направил письмо губернатору.
Все вокруг начали хохотать. И кто-то язвительно заметил, что вот ведь как: президент не может решить вопрос, а губернатор как будто может.
Но дело-то действительно по большому счету не в Бенцлере с Гонца, которые, не имея реальной власти, просто дрожат, как осиновые листки, за свои кресла в кабинетах Безымянской администрации. Максимум, что они могут, – это предложить снова собраться и всё обсудить. «А какой смысл?» – спрашивали начальство люди. «Никакого», – отвечали, подумав, те.
В 50 километрах есть три главных
Вниз по вертикальной системе власти в Безымянскую администрацию пришел ответ за подписью тогдашнего заместителя председателя правительства области Дмитрия Федотова. Год назад он сообщал, что на то, чтобы отремонтировать межпоселковые дороги в Безымянском муниципальном образовании, потребуется 562 миллиона рублей. Их в бюджете нет.
Потом жители Безымянского округа написали письмо депутату областной думы Алексею Сергееву. Простое, понятное и горькое. Владимир Бенцлер показывает мне его вместе с несколькими ответами из вышестоящих по вертикали инстанций.
«Более 15 лет асфальтированная дорога, ведущая от федеральной трассы «Энгельс – Ершов» со станции Безымянная до наших сельских пунктов, протяженностью 50 км, не ремонтируется. Дорога в данный момент находится в плачевном состоянии. До крайней степени изношенное дорожное покрытие разрушают нефтевозы с н. п. Гурьяновский Энгельсского района Саратовской области, которые круглосуточно перевозят нефть до станции Безымянная и тем самым «убивают» нашу дорогу. А весной и осенью это не дорога – это месиво из кусков грязи и асфальта. Еще немаловажная причина плачевного состояния дороги – это плохая работа дорожных служб: все 50 км заросли деревьями, травой – они тоже корнями разрушают тонкое покрытие дороги, а зимой образуются такие заносы, что сёла отрезаны от сообщения с городом. Единственная связующая трасса с городом Энгельсом уничтожается на наших глазах. Это даже не просьба, а крик о помощи. Для нас это вопрос «жизни и смерти», когда скорая помощь преодолевает расстояние в 50 км за два часа, то вряд ли ее можно назвать «скорой». По этой дороге возят наших детей для сдачи экзаменов в поселок Бурный. Село вымирает, организацию по обслуживанию населения перенесли в г. Энгельс. Сельчане по 2-3 раза в неделю преодолевают «тяжелую» дорогу, ни одного метра хорошего покрытия. Рейсовый автобус «Энгельс – Воскресенка» едет три часа, новый автобус постоянно ломается из-за плохой дороги, АТП грозится отменить рейс, мы вообще можем остаться без сообщения с городом. Неоднократно обращались за помощью в решении вопроса в администрацию, к местным депутатам и слышали в ответ: «Денег бюджетных нет». Хотя все наши сельчане – исправные налогоплательщики…»
Письмо подписали 650 жителей сёл Воскресенка, Кирово, Калинино, Шевченко, Прилутное, Зеленый дол, Мегиевое, Красный Партизан.
Алексей Сергеев отправил депутатский запрос в комитет дорожного хозяйства. В ответе из комитета стоимость ремонта 45 километров дорог выросла до 800 миллионов рублей. Говорят, что в последнем ответе из инстанций речь идет уже о 900 миллионах.
– Вы понимаете, что это значит? – спрашивал меня снова и снова глава сельсовета. – Это означает, что дороги не будут отремонтированы ни-ког-да.
– А вы подсчитывали, сколько стоит отремонтировать отдельно три километра до Бурного? – допытывалась я у него.
Он ответил, что нет, но полагает, что в 20 миллионов можно уложиться.
Бенцлеровские семь миллионов на километр межпоселковой дороги смотрелись смело в сравнении с тем, что в конкурсной документации на капитальный ремонт таких дорог фигурирует среднероссийская цена – миллион рублей за километр. Но потом до меня дошло, что комитет-то дорожного строительства считает еще круче. У него цена километра автоподъездов к сёлам составляет 20 миллионов рублей!
– Село жалко, – сказала я на прощанье главе сельсовета. – Красивое село, не развалины какие-нибудь. Дома вон какие хорошие.
– А нам-то как жалко, – ответил Владимир Бенцлер. И я вдруг поняла, что он уже смирился с его гибелью. И не надеется ни на какие чудеса. В отличие от саратовских гражданских активистов, которые всю обратную дорогу думали о том, как бы исхитриться и помочь отремонтировать всего каких-то три километра российских проселочных дорог.