Подкомиссия, решающая подвопросы

Оценить
Молодежь в качестве продукта или продукт в качестве молодежи?

– А вы чего здесь? – обратился к соседке заместитель главы города Виктор Малетин.

– Пригласили, – улыбнулась заместитель главы администрации Саратова по социальной сфере Ирина Колесникова.

Такой вот нехитрый диалог случился между депутатом и чиновницей, пришедшими в минувший четверг на заседание молодежной подкомиссии комиссии по местному самоуправлению Саратовской городской думы.

Время в ожидании начала мероприятия тянулось томительно, атмосфера к общению не располагала, потому собравшиеся в основном молчали. Молодые депутаты, так выбивавшие себе эту структуру, опаздывали, председатель подкомиссии Василий Артин, единственный, кто пришел загодя, то и дело звонил коллегам и интересовался степенью их приближения к месту собрания.

На пропаганду деньги не нужны

Основной докладчицей на заседании была заместитель председателя комитета по образованию Ирина Чинаева. Она рассказывала о реализации в прошлом году ведомственной целевой программы «Молодежь Саратова». Собравшиеся узнали, что на реализацию программы было потрачено 818,4 тысячи рублей. Самые крупные траты пошли на мероприятия патриотической направленности – 168 тысяч, развитие волонтерского движения – 121 тысяча, на организацию и проведение фестивалей, концертов, конкурсов и форумов – 272,3 тысячи, выплату именных стипендий – 174 тысячи. Кстати, насчет стипендий главы администрации. Достойными их оказались лишь 25 студентов и аспирантов. Первые получали по 600 рублей, вторые – по 1200 в месяц. Что же касается общего числа мероприятий, организованных в рамках программы, то их в прошлом году было проведено около двухсот. «Общий охват мероприятий составил более 150 тысяч человек», – сообщила Чинаева.

Внимательно выслушав докладчицу, депутат Маргарита Козлова спросила, как ведется работа с молодежными советами предприятий. Чинаева ответила, что в комитете по образованию, есть «сотрудник, который осуществляет связь и со студенчеством, и с рабочей молодежью, проявляющей активность». То есть с теми, кто обращается, работаем, с теми, кто не обращается, – нет, сделала вывод Козлова. Чинаева подтвердила, но добавила, что вопрос этот передан недавно созданной структуре – Городскому молодежному центру, которому и поручили активнее работать в этом направлении.

«Что хотела бы увидеть власть от молодежи в качестве продукта и что предлагает в качестве продукта молодежь? – задал очень странный вопрос Артин. И на всякий случай решил пояснить, о чем это он: – В идеале мы хотели, чтобы молодежь не уезжала из Саратова в другие регионы, чтобы патриотизм был, чтобы не сорили на улицах». «Достигнуты ли целевые показатели?» – опять сбился в канцелярщину депутат.

Чинаева принялась рассказывать про вполне конкретные задачи, которые ставит перед собой администрация в работе с молодежью. «Патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, объединение молодежи. Задачи вполне конкретные. У нас 2800 мероприятий запланировано, которые мы должны провести».

Раз есть программа, значит, есть и какое-то финансирование. Естественно, в процессе обсуждения речь зашла о деньгах. «В этом году финансирование составляет 700 тысяч. Вас всё устраивает? Мы могли бы походатайствовать о выделении дополнительных средств», – благодушно сообщил Артин. И был сражен ответом. Чинаева заявила: «Пока думать о выделении денег преждевременно. Мы работаем в рамках тех средств, которые нам выделяют. Мы некоторые мероприятия и бесплатно проводим. Вот куда можно было бы добавить денег, так это на именные стипендии. Потому что для студентов, получающих от вуза стипендию в 1200 рублей, именной в 600 рублей от главы администрации мало».

«Первый раз вижу, чтобы кто-то денег не просил», – отреагировал председатель. Выступающая пояснила, что дополнительное финансирование очень не помешало бы в других вопросах. Например, на организацию летней оздоровительной кампании, на капремонт учебных учреждений и т. д. На пропагандистскую же работу с молодежью средства и силы найдутся – целевых программ, затрагивающих работу с данной аудиторией, в муниципалитете целых восемь.

Еще одной структурой больше

Весьма интересной получилось обсуждение антинаркотической профилактики в школах. Знакомила с ее итогами всё та же Чинаева. Она сообщила, что «профилактика зависимых состояний обучающихся» проводилась в прошлом году в соответствии с двумя целевыми программами – по профилактике наркомании (объем финансирования 55,6 тысячи рублей) и по профилактике правонарушений (70 тысяч).

«В образовательных учреждениях проводились мероприятия, направленные на воспитание негативного отношения обучающихся к употреблению табачной и алкогольной продукции, наркотических средств», – заметила докладчица. И поделилась динамикой: в прошлом году проведено 2624 мероприятия с обучающимися (в 2011 году их было 610) и 733 – с родителями (в 2011-м – 384). Под мероприятиями имеются в виду круглые столы, лекции, тематические классные часы, родительские собрания, интернет-уроки, санитарно-просветительская работа врачей-психиатров.

«В 2012 году было проведено анонимное психологическое тестирование 1520 учащихся 9–11-х классов, – заинтриговала Чинаева. И тут же разочаровала: – Его результатами мы не располагаем».

Малетин поинтересовался, куда были потрачены такие мизерные программные деньги: «На плакаты, что ли?» «На брошюры для учащихся, на призы для конкурсов», – уточнила чиновница. Артин экспертно заявил, что брошюры, о которых идет речь (называются они «Спасибо, нет!», выпущены тиражом 12 тысяч экземпляров для учащихся пятых-седьмых классов), давать детям нельзя. «Не заинтересуются они ими. С точки зрения дизайна цвета эти брошюры неправильно составлены, не по-молодежному», – добавил депутат. И принялся выяснять, кто отвечает за внешний вид подобного рода буклетов и социальной рекламы, развешанной по городу. Оказалось, что горадминистрация здесь ни при чем. То есть заказывает продукцию и финансирует ее выпуск городская власть. Но за содержание и внешний вид отвечают областное УФСКН и психоневрологический диспансер. «У федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков свои требования и инструкции есть на всё. Они нам по 300 листов распечатки с рекомендациями дают. Мы делаем всё под строгим контролем профессионалов, занимающихся этим делом», – пояснила Колесникова.

Вспомнив про рост программных мероприятий, депутаты задались вопросом, а есть ли от этих мероприятий эффект. Чинаева сообщила, что такой статистики у нее нет. Артин принялся приводить свои данные. Отметив отрицательную динамику (число преступлений, совершённых под воздействием алкоголя или наркотиков, за последний год значительно увеличилось), вспомнил недавний трагический случай в «SV-кафе». После чего авторитетно выдал: «Работать нужно с мотивациями, с внутренними потребностями, со стимулами».

В итоге собравшиеся договорились до того, что ни профилактика наркомании, ни профилактика правонарушений не относятся к полномочиям муниципалитета. Озвученные выше программы идут в разрез с федеральным законом о местном самоуправлении. А значит, муниципалитет занимается не свойственными ему делами, да еще и деньги, пусть небольшие, на это выделяет.

«В других регионах есть такие программы, и суммы в них другие», – возразил Артин. «Они и по-другому живут. У них нет такой прокуратуры, как у нас. У них руки развязаны», – ответила Колесникова.

В итоге профилактическую работу решили все-таки продолжить. Депутаты и чиновницы сошлись на идее создания некоего экспертного совета, который бы отвечал за выработку рекомендаций по пропагандистским материалам на тему борьбы с наркоманией и правонарушениями.