Строители локатора «не видели»
Две новых, только что построенных десятиэтажки в ближайшее время ждет снос. Такое решение вынесла 7 февраля судья Волжского районного суда Ирина Бжезовская. Еще 200 человек могут попасть в разряд обманутых дольщиков из-за халатного отношения застройщика к выполнению требований закона. А если дома не снесут, Саратов рискует получить катастрофу, сравнимую с той, что произошла в небе над Германией в июле 2002 года.
Застройщиком двух десятиэтажных домов по адресу «поселок Новый, поворот на кирпичный завод» выступила строительная компания «Новострой XXI», которую, кстати, до 2012 года возглавлял депутат Саратовской областной думы Алексей Сергеев.
Так как строительство велось в пределах одного километра от аэропорта «Саратов-Центральный», для получения разрешения на строительство компании было необходимо пройти ряд дополнительных согласований. А именно – получить подтверждение того, что предусмотренные проектом здания, во-первых, не будут угрожать непосредственно полетам, а во-вторых, не окажут никакого влияния на работу радиолокационного оборудования. Экспертное заключение по таким вопросам дает государственный научно-исследовательский институт «Аэронавигация». Заключение этого НИИ об оценке влияния строительства на безопасность полетов было получено, и там было сказано, что «дома высотой не более 181 метра опасности для полетов не представляют». А вот получить заключение о степени влияния строительства на качество радиолокационного контроля полетов застройщик так и не удосужился.
А влияние есть. И серьезное. Экспертиза в итоге была проведена по запросу Саратовской транспортной прокуратуры. В результате выяснилось, что «создан угол закрытия воздушного пространства, который уменьшает действия работ аэродромного обзорного радиолокатора, что приводит к существенному ухудшению эффективности работы радиолокатора и дальности обнаружения им физических объектов, что в свою очередь приводит к невозможности осуществления одновременных полетов на аэродроме «Саратов-Центральный», аэродроме «Энгельс-2», а также снижает пропускную способность на нескольких воздушных трассах».
По словам генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии» Константина Соколова, в результате строительства двух десятиэтажек у диспетчеров образовалась «слепая» зона протяженностью 60 км в саратовской зоне ответственности госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации (ОРВД) со стороны Самарской области. Кроме того, в 17 км от аэропорта «Саратов-Центральный» находится военный аэродром «Энгельс-2». При заходе на посадку на гражданский аэродром в районе третьего и четвертого разворотов лайнер проходит в опасной близости от военного аэродрома. В результате того что дома мешают радиолокационному оборудованию, при определенных условиях создается такая ситуация, что если одновременно гражданский борт заходит на посадку, а с военного аэродрома самолет начинает взлет, то локатор один из самолетов просто не «видит».
Кто-то может сказать, что дома, построенные в 2011-м и введенные в эксплуатацию в 2012 году, стоят уже полтора года и никому не мешают. А тут внезапно обнаружилась причина для сноса. На самом деле история строительства этих домов очень длинная, она началась еще в июле 2005 года.
Именно тогда строительная компания «Алмит» обратилась в ОАО «Саратовские авиалинии» с письмом о согласовании месторасположения многоэтажного жилого дома, ориентировочно десятиэтажного. В соответствии с заключением комиссии было выяснено, что для Саратовских авиалиний этот объект критическим не является. Но объект по проекту предполагалось разместить в зоне действия радиолокатора. Радиолокатор авиакомпании не принадлежит, он – собственность госкорпорации ОРВД. В связи с чем строительной компании до начала строительства следовало получить заключение о влиянии будущей постройки на работу локатора от НИИ «Аэронавигация».
В 2008 году ОАО «Алмит» снова обратилось в адрес Саратовских авиалиний с просьбой рассмотреть возможность строительства двух жилых десятиэтажек в непосредственной близости к аэропорту. На этот раз к письму была приложена копия заключения от ГосНИИ «Аэронавигация» об оценке влияния на безопасность полетов на аэродроме «Саратов-Центральный». Но в этом заключении, опять же, не шла речь о влиянии, которое строительство объекта окажет на работу локатора. В итоге Алмит за строительство многоэтажек так и не взялся.
В 2010 году компания передала земельные участки с правом строительства ОАО «Новострой XXI». Этому застройщику, как потом показала практика, для начала строительства вообще не понадобились никакие разрешительные документы. О том, что дома уже возводятся, в Саравиа узнали в апреле 2011 года, когда комиссия авиакомпании провела обследование приаэродромной территории, чтобы выяснить, не появились ли какие-либо препятствия для выполнения полетов. И во время обследования в районе северо-восточной контрольной точки аэродрома специалисты комиссии наткнулись на башенный кран и начатое строительство. Начатое причем без какого-либо согласования с администрацией аэропорта. Любой застройщик, ведущий строительные работы в зоне менее чем 1000 метров от аэродрома, помимо соблюдения требования Градостроительного кодекса, обязан в соответствии со статьями 46, 47 Воздушного кодекса РФ получить разрешения от администрации аэропорта и Госкорпорации ОРВД.
Летом авиакомпания предупреждает застройщика, что без оценки влияния строящихся домов на работу локатора строить ничего нельзя. Строительство не прекращается. В дело вступает транспортная прокуратура. По результатам прокурорской проверки ОАО «Новострой XXI» привлечено к административной ответственности, и на компанию наложен штраф в 100 тысяч рублей. Но и это застройщика не остановило. Строительство продолжалось вопреки всему. В апреле 2012 года транспортная прокуратура подала в суд.
Что интересно, и администрация Саратова, и глава города Олег Грищенко, а также министерство строительства и ЖКХ, куда обращалась авиакомпания, все предупреждения проигнорировали. В итоге «Новострой XXI» получил от городского градостроительного комитета и разрешение на строительство, и разрешение на ввод в эксплуатацию. В декабре 2012 года строительство завершилось. Застройщик с успехом реализовывал квартиры в домах, которые закрыли небо авиадиспетчерам.
В итоге мы имеем решение суда о сносе домов, а также 200 человек, которые вот-вот окажутся в числе обманутых дольщиков, и строительную компанию, признавшую себя банкротом.
На пресс-конференции, которая состоялась в Саратовских авиалиниях, гендиректор авиакомпании Константин Соколов заверил и журналистов, и представителей собственников квартир, что авиакомпания никак не собирается участвовать в демонтаже жилых домов и никак не планирует ускорять сроки демонтажа. Более того, застройщику был предложен альтернативный вариант, который бы помог сохранить дома в целости.
– Надо по согласованию с ОРВД перенести радиолокатор в другое место, где его работе ничего мешать не будет, – заметил Соколов. Как нам известно, такое место уже определено.
Однако в связи с банкротством строительной компании такой вариант также не представляется реалистичным.
Правда, если верить и. о. министра строительства и ЖКХ региона Дмитрию Тепину, который прокомментировал сложившуюся ситуацию информационному агентству «Свободные новости», областной минстрой не может допустить появления в Саратове еще двухсот обманутых дольщиков. Он заметил, что создается рабочая группа. В первую очередь на судебное решение будет подана апелляция. Но рассматриваются и другие пути решения проблемы, в частности, перенос локатора в другое место.
– Вы сами понимаете, перенос воздушных путей и оборудования, которое находится в федеральной собственности, – вопрос серьезный, и сами мы его не решим, – заявил Тепин. – Для этого мы сделали запрос в федеральные структуры.