Грязное дело

Оценить
Первый канал, «Карточный домик»

Не так давно в отечественных кинотеатрах шел фильм «Соловей-разбойник». Кто-то плевался от него, кто-то говорил, что, в общем-то, неплохо: добрая сказка про народный самосуд – беспощадный, но временами все-таки осмысленный. Словно в противовес ему в Америке вышел «Карточный домик» – сериал про политиков. О нем сегодня речь.

Обсуждать этот сериал можно бесконечно – начиная с имени режиссера и заканчивая сюжетными перипетиями. Снял ленту, как объявляли в новостях Первого канала (точнее, еще не снял: готов лишь первый сезон из 13 серий, вскоре будут снимать второй, а будет ли дальше продолжение – пока не говорят), знаменитый Дэвид Финчер, автор «Игры», «Зодиака», «Бойцовского клуба» и «Социальной сети». Одно его имя уже настраивало на позитив многих. Я не относился к их числу, потому что, во-первых, Финчер снял далеко не все серии и стал лишь одним из режиссеров, а во-вторых, не является лично для меня гением, как поспешили его окрестить после крепко снятого «Бойцовского клуба» по бездарной одноименной книге Паланика. В общем, сомневаться в том, что те серии, к которым приложил руку Финчер, будут неплохими, во всяком случае нескучными, не приходилось, но не более того.

Но роль Фрэнсиса Андервуда пригласили Кевина Спейси – именно этот известный актер стал самым звездным участником и, признаться, со своей ролью справляется успешно. У главного героя довольно любопытная фамилия – Underwood, то есть буквально «подлесок». Подлесок, как известно, всегда ощущает недостаток света и потому в основном его составляют тенелюбивые растения. Андервуд как раз предпочитает действовать тайно, он – незаметный конгрессмен, но необычайно хитрый, изворотливый и вездесущий. Убери этот «подлесок» из Белого дома – и дом может стать голым. Притом голым, скорее, в переносном смысле, как голый король, то есть беззащитным. Вернее, как карточный домик.

Не менее символична и афиша первого сезона: рука, сложенная в знаменитый жест Черчилля, который можно трактовать и как victory – победу, и как peace – мир. Вот только незадача – вся ладонь в крови, и в сочетании обоих значений жест выглядит, откровенно говоря, очень саркастично.

Суть первых трех серий, показанных на минувшей неделе, следующая: Фрэнсис Андервуд – успешный политик, который помог в предвыборной кампании будущему президенту страны. Однако вместо ожидаемого поста госсекретаря он не получает ничего. Андервуд решает мстить – неспешно, продуманно, но неотвратимо, подключая случайно попавшуюся под руку молодую и перспективную журналистку и сливая ей не то что инсайдерскую информацию, а целые документы. Не брезгует Андервуд давить и на своих коллег, грозя компроматом. В общем, это политическая драма.

Есть только одно но: в драме, что ни говори, а надо к кому-то испытывать хоть какие-то чувства. А тут хоть убей. Может быть, это российская ментальность накладывает отпечаток: у нас политик часто воспринимается как сверхчеловек, VIP, короче, как угодно, но не как обычный индивидуум. И потому чувств в принципе не вызывает. И Андервуд, при всей принципиальности в поступках, абсолютно беспринципный человек. С абсолютным отсутствием морали. У него у самого чувств не больше табуретки. Как и у журналистки Зои Бэрнс, в которой видно лишь стремление продвигаться по служебной лестнице.

В общем, хороший получился сериал, но не вызывающий эмоций: смотреть можно с какой угодно серии и заканчивать просмотр – тоже. Глаза на политику не раскроет, но интригой удовлетворит. Грязь не увидит только слепой.