Третья попытка уже как пытка
Правительство Саратовской области вновь договорилось о сотрудничестве с ростовским холдингом «Евродон». И это уже третья попытка организовать в нашем регионе производство индюшачьего мяса. Встреча первых лиц губернии и её госдумовских покровителей с генеральным директором ООО «Евродон» Вадимом Ванеевым прошла в конце января. На ней было заявлено, что в этот раз компания попробует реализовать в Саратовской области сразу два инвестиционных проекта. 1 февраля в Москве состоялась рабочая встреча губернатора области Валерия Радаева с председателем правления ОАО «Россельхозбанк» Дмитрием Патрушевым. На встрече присутствовали председатель комитета по аграрным вопросам Государственной думы Николай Панков и генеральный директор компании ООО «Евродон» Вадим Ванеев. Была названа стоимость первой очереди одного из проектов «Евродона». По предварительным подсчетам, она составит 14 миллиардов рублей. Сказано, что компания «Евродон» уже приступила к подготовке проектно-сметной документации.
Мы помним, как всё начиналось
Детально о новых проектах «Евродона», приготовленных для нашего региона, пока не говорят. Известно только, что строить хотят два птицеводческих комплекса. Один – непосредственно для производства и переработки индюшатины, второй – для производства инкубационного яйца индейки.
По сути ничего нового в этих проектах, конечно, нет. В 2007 году, когда жители Саратовской области впервые услышали про Евродон, заявлялись примерно те же планы. Тогда нам сообщили, что строиться будет «промышленный птицекомплекс интегрированного типа по выращиванию и переработке мяса индейки проектной мощностью до 210 тысяч тонн в год».
Начало строительства планировалось на 2008 год, и уже в октябре 2007-го инвестор определился с площадкой. Выбор пал на Энгельсский район: несколько участков недалеко от посёлка Анисовский, которые планировалось оформить в долгосрочную аренду.
Общая площадь присмотренной Евродоном пять лет назад земли составила 300 гектаров. Здесь должны были развернуться инкубатор, несколько птичников, комбикормовый завод мощностью до 350 тысяч тонн в год (первая очередь), мясоперерабатывающий завод мощностью до 100 тысяч тонн в год (первая очередь), элеватор, предприятия по утилизации отходов, мясокостный завод, ветеринарная лаборатория, два пометохранилища и убойные цеха.
Помимо этого представители Евродона «рисовали» саратовским властям будущую «разветвленную дорожную сеть и собственные линии внешнего электро-, газо– и водоснабжения». Обслуживать новый птицеводческий комплекс, согласно проекту, должны были 900 рабочих. То есть это почти тысяча новых рабочих мест для жителей Саратовской области. Тогда же на территории Энгельсского района была зарегистрирована компания «Евродон Волга» – специально для ведения бизнеса в Саратовской области. Общая стоимость всего проекта оценивалась примерно в 17 миллиардов рублей.
И сам инвестор, и поверившая инвестору региональная власть уверяли, что индюшатиной прилавки саратовских магазинов будут завалены уже в 2013-2014 годах. Но вместо жирной индейки крупнейший российский агропромышленный холдинг «Евродон» до сих пор кормит Саратовскую область сладкими обещаниями.
А он и не прощался
Реализация проекта 2007 года сорвалась из-за разразившегося мирового финансового кризиса. Во всяком случае именно на это ссылался тогда Вадим Ванеев.
«От проекта в Саратовской области Евродон отказался. Большую роль здесь сыграл кризис. Пока мы решили сосредоточить все силы на реализации проектов в Ростовской области, – рассказывал Ванеев в своём интервью в 2008 году. – Нужно расшириться и закрепиться здесь, а потом уже выходить в другие регионы. Это рано или поздно произойдет. Строить новые производства в центральной России (в частности, в Поволжье) нас заставит сама жизнь».
Правда, в другом своём интервью Ванеев главной причиной отказа от реализации проекта в Саратовском регионе назвал вовсе не финансовые проблемы, а сложность решения кадрового вопроса: «Ну как мне в Саратовской области найти тысячу квалифицированных сотрудников для такого завода и их контролировать? Я же не могу разорваться. Сейчас мы решили сосредоточиться на ростовском проекте, а в других регионах создавать производство обязательно будем, но в долгосрочной перспективе».
Собственно ростовскими проектами ООО «Евродон» были строительство комплекса по выращиванию материнского стада индейки (первая очередь которого в 2007 году только выходила на проектную мощность в 11,5 тысячи тонн в год), а также комплекса по производству сэндвич-панелей, металлоконструкций и по горячему оцинкованию изделий из металла. Поэтому некоторые саратовские эксперты сразу предположили, что саратовский проект был нужен холдингу как прикрытие для получения очередного льготного кредита, который можно было бы использовать для завершения строительства объектов у себя в Ростове.
Косвенно это подтверждает и тот факт, что в то время, как ООО «Евродон» переоформляло заявку на кредит во Внешэкономбанке и начало ликвидацию ООО «Евродон-Волга», которое создавалось для саратовского проекта, руководство Энгельсского района о намерениях инвестора и не подозревало.
«Мы с компанией какое-то время не контактировали и об отказе ничего не слышали, – сообщили тогда прессе в энгельсской администрации. – Нам сказали только, что компания ждет решения Внешэкономбанка об открытии кредитной линии. Для проекта нужно около двух десятков участков, Евродон предварительно выбрал несколько земельных массивов, но конкретные участки пока не выделялись...»
То есть уходил Евродон из Саратовской области в разгар финансового кризиса совершенно ничего не теряя – землю присмотрел, но никак не оформил, а сам проект находился в стадии «доведения до ума» бизнес-плана. Ровным счётом никаких затрат.
Навязали?
«Жизнь заставила» Вадима Ванеева снова привести Евродон в Саратовскую область в 2010 году.
«Осенью 2009 года в Ростов приезжал первый зампредседателя правительства Виктор Зубков, мы очень ему понравились, и 8 декабря в его кабинете состоялось совещание о стратегическом развитии компании «Евродон» по всей России, – делился планами Ванеев с прессой. – Мы договорились о том, что Евродон будет строить комплексы мощностью по 60 тысяч тонн мяса в год в трёх областях – Ростовской, Воронежской и Саратовской».
Воронежский комплекс должен был работать на Москву, Санкт-Петербург и Центральный федеральный округ. Саратовский – на Поволжский и Уральский регионы, Ростовский – на Южный федеральный округ и на экспорт.
Эта стратегия, по словам гендиректора ООО «Евродон», была рассчитана на 10 лет и получила одобрение на федеральном уровне. Потом это подтвердилось слухами о том, что «правительство РФ намерено прокредитовать по линии Внешэкономбанка выпуск мяса индейки». Эту новость, намекая на Евродон, в 2010 году привёз в Саратов нынешний первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин. А после и сам Виктор Зубков на открытии съезда Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов России 2010 года заявлял, что по его поручению «будут выданы льготные кредиты на производство индюшатины в Ростовской, Саратовской и Воронежской областях».
В общем, факт поддержки на самом высоком уровне был налицо. Во всех трёх областях планировалось реализовать один и тот же проект по строительству комплекса мощностью 60 тысяч тонн мяса в год. На строительство каждого комплекса закладывалось по два года.
«60 тысяч тонн мяса индейки в год – это колоссальный проект, мы должны построить почти 70 птичников, а кроме них еще 18 огромных объектов, каждый потребует по 20–30 гектаров: это убойный цех, мясоперерабатывающий, склады, очистные сооружения… Причем в проект сразу закладывается возможность увеличения мощностей в два раза. На строительстве будет занято около трёх тысяч человек, столько же потребуется обслуживающего персонала после запуска. Комплекс потребует создания проектов-спутников: нужны будут элеватор, комбикормовый завод, завод по производству премиксов», – расписывал планы Вадим Ванеев.
В Саратовской области под реализацию мечты Евродону на выбор предложили два участка – в Вольском и Энгельсском районах. И Евродон снова выбрал Энгельс, где опять зарегистрировал дочернее предприятие – ООО «Евродон Поволжье».
Согласно договорённости с региональным правительством, проект ростовского холдинга должен был реализовываться на саратовской земле в рамках государственно-частного партнёрства. При этом регион обязался подвести коммуникации к будущему птицекомплексу. Инвестор же пообещал вложить уже на первом этапе строительства, которое намечалось на 2011–2013 годы, не менее 18 миллиардов рублей.
Второе пришествие Евродона в Саратовскую область закончилось так же, как и первое. Получив при поддержке федерального правительства льготный кредит во Внешэкономбанке (18 миллиардов на 10 лет под 11,5 процентов годовых), ростовский холдинг пропал с саратовских радаров.
И в Воронеж с приветом
Кстати, в Воронежской области своего индюшатника тоже не дождались. «Проект компании «Евродон» по производству индюшатины был представлен у нас три года назад, в феврале 2010 года. Новый комплекс мог бы производить около 60 тысяч тонн индюшатины ежегодно. Комплекс должен был включать инкубатор, элеватор, птичник, цеха по убою птицы и разделке мяса, завод полуфабрикатов, лабораторию, центр логистики и прочее. Уже был выбран участок – для будущего комплекса определили территорию в Хохольском районе. Но пока что строительство комплекса по производству индюшатины не началось», – говорят в воронежской администрации.
А вот ростовский индюшиный комплекс процветает. В настоящее время он занимает площадь в 160 га, куда входят 12 отдельно расположенных участков подращивания и выращивания птицы (93 птичника), инкубатор на 340 тысяч яиц единовременной закладки, мясоперерабатывающий завод с убойным цехом производительностью 120 тонн мяса в сутки, а также комбикормовый завод. И предприятие продолжает расширяться.
С чистого листа
Каким будет исход третьей попытки ростовского агропромышленного холдинга обосноваться на саратовской земле, не известно. И хотя руководство компании «Евродон» заявляет, что у Саратовской области очень удобное территориальное расположение и вообще масса всего благоприятствующего, верится в искренность инвестора уже с трудом. Тем не менее региональное правительство в шансе реабилитироваться ростовчанам отказать не решается. Видимо, всё ещё велико желание развить в губернии такое перспективное и прибыльное направление, как производство мяса индейки. Да и надежда, как известно, «барышня» живучая.
Сейчас Евродон вновь выбирает площадку под размещение своих производственных комплексов. Начали, что называется, с нуля. Теперь рассматриваются не только Энгельсский, но и Ершовский, Федоровский и Советский районы.