Вечно юные мужчины

Оценить
Ученики Александра Галко и театрального института саратовской консерватории знают, что такое задор, и не знают стеснения

В человеке есть два драгоценных начала:
мозг и секс. От первого – вся наука,
от второго – всё искусство.
И отрезать от себя всё искусство
или вогнать его в мозг – это значит
отрезать... ну да, и остаться
с одним только прыщиком.
(Из письма Евгения Замятина Юрию Анненкову)

Выступления дипломников всегда воспринимаются зрителями с особыми чувствами – любопытством и трепетом. Это не только возможность посмотреть на свежие лица, которые, быть может, в будущем прославят малую родину, но и желание увидеть еще незамыленную многолетним опытом и штампами игру и горящие глаза юных освоителей сцены. Это зритель увидел на минувшей неделе на малой сцене Саратовского государственного академического театра драмы имени Слонова в спектакле «Преступление на острове коз» по пьесе Уго Бетти. 30-го и 31 января состоялась премьера.

На острове коз живут три женщины, которых когда-то объединил один мужчина. Это его сестра Пия (Марина Бакланова), жена Агата (Ирина Искоскова) и дочь Сильвия (Анастасия Бекова). После войны (по всей видимости, Второй мировой, хотя прямо она не называется) к ним приходит сослуживец (так он во всяком случае представился) Анджело (Денис Кузнецов), который быстро соблазняет женщин. Что было дальше, говорить не будем, заметим лишь, что постановки в России этой пьесы сильно отличаются, например, присутствием второстепенных персонажей, а в Магнитогорском театре имени Пушкина Пию вообще играют одновременно две женщины, не говоря уже про то, что спектакль подан в более ироничном ключе.

Эта драма строится не по классической схеме любовного треугольника 2+1 и даже не по схеме знаменитого фильма «3+2», а по менее типичной 3+1.

Это, кстати, несколько нетипичная, как мне кажется, для театра тема. И нетипична она не потому, что о любви принято говорить больше, чем о сексе, а потому, что в спектакле нет четкой грани между этим. Любовь и секс там – равноправные константы, и вопрос скорее кроется в том, что для кого превалирует. В этом плане всё верно показал Уго Бетти, когда еще в начале первого действия Пия замечает Анджело, что женщины о сексе так часто не задумываются, как мужчины.

О судьбе Анджело мы толком ничего не можем сказать – он появляется с вой­ны, но был ли он на ней, учитывая его страсть к вранью? О судьбе женщин мы знаем четко: они уже несколько лет живут без хозяина в доме, им не хватает мужского плеча, а это, как следствие, несет очень большие надежды, связанные с появлением в доме мужчины. И секс здесь, разумеется, будет играть не исключительную роль. Анджело, как настоящий манипулятор (в Интернете попалось сравнение его с Тартюфом, отчасти верное), понимает, что нужно женщинам, и, отталкиваясь от этого, быстро превращает «остров коз» в «дом любви».

В спектакле есть и еще одна любопытная линия. Это ярко выраженный привкус Древней Греции, а не христианских мотивов, как иногда пишут в отзывах. И дело даже не в пресловутом «острове коз», который своим названием может вызвать смутные ассоциации, а в том, как показаны персонажи. Мне, как мужчине, легче анализировать Анджело. Он – не просто ловкий манипулятор, что сразу бросается в глаза, а еще и абсолютно маргинальный персонаж, начиная с того, что находится в розыске, и заканчивая образом жизни: у него нет денег, он не привык работать (саркастично выглядит первый эпизод второго действия, когда Анджело рассказывает истории, в то время как Пия и Агата занимаются женскими делами). В Древней Греции же считалось, что мальчик становится мужчиной (и человеком) только тогда, когда может позволить себе завести семью. Элементарная потеря девственности здесь играла второстепенную роль. Он постоянно находится дома, рядом с женщинами, что уважающего себя мужчину должно было бы покоробить.

Что любопытно, такие нежелающие взрослеть мальчики обычно кончали плохо.

Впрочем, если не касаться интерпретаций этого, безусловно, интересного спектакля, а говорить по факту «сдали – не сдали», то дипломников можно поздравить. Это не первый их спектакль, но до того были комедии, сейчас же пришлось принять участие в драме, которая показала, насколько исполнителям удастся передать всю тонкость психологизма, тем более что спектакль не обошелся без пикантной сцены, когда Анджело начинает раздевать Агату и свет гаснет в конце прелюдии.

Актеров, как и их педагога, режиссера-постановщика Александра Галко, можно только поздравить с удачной сдачей. Единственное, что вызвало смущение у многих зрителей, – это голоса Агаты и Пии. Понятно, что в силу возраста (они играют женщин примерно за сорок) их голоса, как и походка и манера поведения, должны бросаться «в глаза». И всё же это, как говорили Искоскова и Бакланова, скорее отвлекало, чем казалось логичным. В этом плане Анастасии Бековой, игравшей свою ровесницу, было легче.

Следующий раз спектакль покажут 24-го и 26 февраля. Будем надеяться, что тогда никаких нареканий он не вызовет.