Настоящие солдаты говорят вслух

Оценить
Фильм, полезный для раздумий о нравах в стране, спрятался в Интернете

На днях я посмотрела в Интернете документальный фильм «Повесть о настоящем солдате» про полковника Хабарова. Он сделан очень просто. Без всяких режиссерских изысков авторы за 50 минут рассказали о судьбе немолодого человека.

Очень хотел стать военным и стал. Попал в Афганистан. Был командиром разведроты. Десантировался вместе с солдатами в горы. Выполнял какие-то очень сложные задания. Считался храбрецом и героем, и о нем писали в газетах и снимали документальные фильмы. Много раз был ранен. Подлечивался и снова возвращался в строй. Говорят, что его фамилия знакома всем советским «афганцам». Потому что он считал, что солдат нельзя жалеть, их надо беречь. И берёг как умел.

Сыновья Хабарова тоже стали военными. И тоже получили награды уже от российского государства за командирскую службу в Чечне. Всё это очень далеко от моего женского ума. Я, честно говоря, вообще не очень понимаю, как можно хотеть связать свою жизнь с военной профессией. Но вот эти Хабаровы выбрали. И, похоже, не жалели. Выполняя приказы, считали, что всё делают правильно.

Драматическая страница в жизни этой российской семьи защитников военных интересов Родины открылась летом 2011 года, когда за старшим Хабаровым пришли следователи. Обвинили его в намерениях свергнуть конституционный строй в ходе военного мятежа, который якобы начнется в Екатеринбурге и покатится на Москву. И забрали в тюремную камеру.

Авторы фильма несколько раз возвращались к тексту обвинительного заключения, которое начинается с признания следователей о том, что мятеж готовился в неустановленном месте с привлечением неустановленного круга лиц. То есть доказанных обвинений против полковника нет. А есть коллекция ножей и коллекция патронов, которые названы складом оружия. Есть пачка промедола 30-летней давности, названная схроном наркотиков. Говорится, что для того, чтобы узнать количество наркотика, таблетки выпаривали.

Об абсурдности обвинений против полковника, которого называют легендой Афгана, говорят Герои России. А он сам в этом фильме говорит о развале армии, о вредительстве министра обороны Сердюкова. Вслух говорит. На екатеринбургских митингах. А потом в фильме показываются уже другие митинги, где снова за Хабарова вступаются его друзья, сослуживцы, дети сослуживцев и даже священнослужители в церковных одеждах.

Я не помню, на какой минуте фильма на экране появляется рукописная жалоба Хабарова, где он рассказывает о том, как его водили давать показания. Подняли рано утром и через коридор с водой на полу провели в тапочках. Целый день в этой неофицерской мокрой обуви он и простоял перед обвинителями. Я ясно представила себе эту картинку унижения старого полковника. И поверила в нее. И начала думать о том, что в СИЗО его увели с места преподавателя военного училища, где он своим примером учил солдат любить родину, выполняя воинский долг.

Несколько лет назад прокурор попросил для Хабарова 11 лет колонии строгого режима. Если суд согласится с прокурором, у Хабарова будет достаточно времени для того, чтобы вновь и вновь переосмысливать свою жизнь. И правильность когда-то выбранных идей и идеалов. Этот фильм никогда не покажут по телевидению. Хотя бы потому, что его могут увидеть бывшие военнослужащие. А вдруг они вспомнят, что военное братство – это не только пьяные «купаньки» в фонтанах в День ВДВ? А вдруг у них тоже возникнут к кому-то претензии, о которых они начнут открыто говорить на митингах?