«Дышите от души, без бумажки»

Оценить
Главный федеральный инспектор со студенческой суперэлитой обсуждали, как нам строить Россию

Чем дышит саратовская молодежь – этим вопросом задалась главный федеральный инспектор по Саратовской области Марина Алешина. И 25 января, в День российского студенчества, собрала за круглым столом в Поволжском институте управления им. Столыпина студентов малой академии госуправления, работающей на базе ПИУ. Правда, дискуссия велась не на свободную тему, а в рамках послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию образца декабря 2012 года. Интересных тем посвежее для обсуждения, видимо, не нашлось.

Отойдем от протокола

Перед самым началом встречи, когда все студенты уже были на месте, замдиректора ПИУ Виктор Чепляев провел небольшой инструктаж.

– Вы сами знаете, с кем вы сейчас встречаетесь, – предупредил он студентов. – Марина Владимировна хочет узнать, чем дышит молодежь, поэтому, я прошу, диалог должен быть от души, не по бумажке и не по цитатам из послания президента. Предлагайте свои идеи, как можно подключить молодежь к решению тех задач, которые обозначены в послании. В особенности, конечно, это касается молодежной политики. Это должно быть свободное общение.

К свободному общению располагал и стол, накрытый к чаепитию: чашки, блюдца, тарелки со сладостями. Под каждым блюдцем салфетками аккуратно выложен российский триколор. И даже чаю чуть позже принесли. Рядом с каждой чашкой лежала папка с материалами для встречи, и в той же папке – послание президента, изданное аккуратной книжечкой. Как потом сказал во вступительном слове директор ПИУ Дмитрий Аяцков, для студентов МАГУ эта книга должна стать настольной.

Встреча с Алешиной началась с некоторым опозданием – впрочем, весьма незначительным. Вступительное слово по праву гостеприимного хозяина взял Дмитрий Аяцков. Он много рассуждал о том, что в этот важный день за одним столом собралась студенческая суперэлита, ровесники новой России.

Потом Дмитрий Федорович вспомнил, что институт управления – вуз политический, заметил, что в эти дни проходит экономический форум в Давосе. И похвалился, что преподавателям и студентам ПИУ повезло побывать на форуме Гайдаровском.

– Я впервые увидел очередь за знаниями, – восхищался директор. Мы вот с Мариной Владимировной помним очереди за колбасой, за джинсами. А сейчас очередь выстраивается за знаниями!

Из этого наблюдения Дмитрий Федорович сделал вывод, что страна выздоравливает, забывая, верно, о том, что очередь выстраивается обычно за тем, что в дефиците. По его мнению, у власти сейчас совершенно другие ориентиры, потому что экономика выздоравливает, а Россия динамично развивается.

– Нам в свое время все диктовали – Запад диктовал, диктовал Восток, – продолжал Аяцков. – А сегодня диктует Россия. Сегодня мы обсуждаем послание президента Федеральному Собранию. Но я уверен, что всё то, что о чем говорил президент, адресовано не только парламенту, но и нам. Особенно вам, суперэлите, в первую очередь. Чтобы мы услышали его, поняли и взяли идеи – как нам строить Россию – на реализацию. Фундамент современной, продвинутой России сегодня уже заложен. Понятно всё в партийном строительстве, в госстроительстве, сегодня есть главенство Конституции, практически нет очагов конфликта. У нас в области минимум национальных конфликтов. Я хотел бы пожелать ребятам отойти от протокола. Я хочу, чтобы у нас получился откровенный разговор.

Марина Алешина во вступительном слове была куда более лаконична. Она поблагодарила Дмитрия Аяцкова за то, что он откликнулся на ее предложение и пригласил студентов на чашку чая, а также отметила, что самые светлые и интересные идеи рождаются в молодежной среде, поскольку молодежь еще не обременена штампами и жизненным опытом. И что эти идеи потом очень удобно реализовывать.

Что скрепляют духовные скрепы?

Основной темой разговора студентов с Мариной Алешиной оказалась тема… духовных скреп. Наверное, благодаря им послание президента в памяти и осталось. Однако под тему «духовных скреп» студенты подвели достаточно широкий круг вопрос – от скандала с Pussy Riot и межэтнических конфликтов до реформы образования.

Первый вопрос на основную тему прозвучал от студента института управления Дмитрия. Вопрос оказался с секретом: в нем содержалось три цитаты разных политических фигур на три различные темы. Это высказывание патриарха Кирилла о том, скрепа – это церковь. В связи с чем молодой человек вспомнил скандал с Pussy Riot. После чего привел высказывание депутата Ильи Пономарева о коррупции, которая разрушает наше общество. И последней цитатой стала цитата организатора «Русских маршей» Ростислава Антонова о том, что общество разрушается в связи с тем, что слишком велик в стране разрыв между богатыми и бедными, а также сильны межнациональные противоречия. И спросил у ГФИ и директора института управления о том, что же они понимают под духовными скрепами и как относятся к мнению этих трех человек.

Тему церкви, скандальной панк-группы и межэтнических конфликтов и Алешина, и Аяцков умело обошли. Признавая пагубность коррупции, Дмитрий Федорович все-таки первым делом спросил своего студента: а как, по его мнению, надо бороться с этим явлением?

– Надо начать с себя, – не задумываясь ответил Дмитрий. И повисла пауза, которая завершилась громким хохотом.

– Конечно, ведь если ты не будешь давать взятки сейчас, то потом, когда станешь чиновником и управленцем, ты не станешь их брать, – неловко продолжил развивать свою мысль студент, но Дмитрий Федорович не дал ему закончить.

– На дорогах, наверное, надо начинать с себя, – согласился директор.

– Не нарушать правил движения, а если нарушил, не уходить от наказания с помощью взятки. Но ведь это явление гораздо более глобальное. Вот в США есть закон о лоббизме. Я думаю, что и в России он нужен.

Суть закона о лоббизме Дмитрий Федорович объяснил так: «У них разрешено брать процент, если ты пролоббировал какой-то закон, защищающий интересы какого-то бизнеса. Потом ты с этого процента платишь налог. Узаконенный лоббизм. Есть один процент, есть два, есть пять процентов от сделки – в общем, как договоришься. Но ты уже работаешь в рамках закона. А наши депутаты лоббируют. И ничего за это не получают».

Правда, не очень понятно было, что имел в виду Дмитрий Федорович – лоббируют депутаты интересы бизнеса или же пробивают выделение средств из федерального бюджета на какие-то цели конкретного региона, будь то строительство дорог или ФОКов.

Слезы по БАМу

Марина Алешина свела тему духовных скреп к теме патриотизма.

– Я считаю, что «патриотизм» и «гражданская позиция» – это очень верные и нужные понятия, только сегодня эти темы забалтывают, используя их и в хвост, и в гриву, – посетовала Марина Владимировна.

Когда студенты выразили сожаление, что ни одна олимпийская стройка не стала той скрепой, какой было строительство БАМа, главный федеральный инспектор рассказала, как десятилетней девочкой, придя из школы, плакала перед телевизором, потому что строительство знаменитой железной дороги планировали завершить через десять лет, и она никак не успевала поехать на БАМ.

Чему учат в школе?

Интересовала также студентов тема образования, в особенности среднего. Вот тут уже суперэлита не спрашивала мнения старших по возрасту, а говорила, что конкретно их не устраивает в современных школах и как бы они посоветовали эту проблему решить. Среди проблем, которые стоят сегодня особенно остро, – закрытие малокомплектных сельских школ. Закрывается школа – умирает деревня. Несмотря на заверения ГФИ, что губернатор дал четкую установку школы эти сохранять, а в последние два года процесс закрытия сельских учебных заведений приостановлен, по сведениям студентки СГАУ, в Воскресенском районе планируют в ближайшее время закрыть две школы.

Во-вторых, было отмечено серьезное сокращение часов, отведенных на литературу и историю в старшей школе.

– Я застала уже такое время, когда на Великую Отечественную войну в курсе истории было отведено всего два часа, – посетовала Мария Демидова из СГУ.

Всех также пугает погоня учителей за рейтингом, вследствие чего ученики старших классов принимают участие в олимпиадах и конференциях исключительно для галочки. Естественно, что зарплата школьного учителя всем также показалась слишком небольшой, чтобы привлекать в учебные заведения хорошие кадры. Большая часть вопросов по реформе образования вызвала со стороны старших коллег реплики вроде «ты поднимаешь правильную тему», «да, бывают перегибы» и «надо этот вопрос рассмотреть».

Закончилось всё тем, что главный федеральный инспектор подарила студентам то, чего, как она уверена, им всегда не хватает. И нет, это не прибавка к стипендии, а песочные часы, отмеряющие минуту. Символический подарок – немного времени. Может быть, его хватит на то, чтобы все-таки объяснить властям предержащим проблемы, волнующие молодежь по-настоящему.

Кстати сказать