Никто ничего не понимает

Оценить
К работе по правилам ВТО не готовы не только предприниматели

Саратовский вице-губернатор Денис Фадеев, открывая научно-практическую конференцию «ВТО в регионе: ключевые проблемы и решения», глубокомысленно заявил: «Символично, что наше итоговое заседание проходит одновременно с форумом в Давосе, где обсуждаются проблемы глобальной экономики и место и роль в ней России».

При этом в Давосе, как уже всем известно, были представлены три негативных сценария развития российской экономики. А в саратовском правительстве говорили в минувшую среду в основном о радужных перспективах построения конкурентоспособной, инновационной экономики в отдельно взятом регионе. Несмотря на угрозы, которые, конечно, есть, но с ними справятся, хотя бы потому что «правительство области намерено кардинально реформировать стратегический процесс управления региональным развитием». Подробностей реформирования пока нет. Но кое-какие детали саратовские ученые и представители вузов для правительства наметили.

Сказать, что вице-губернатор Фадеев не понимает экономических связей, нельзя. Всё правильно сказал. Основное последствие членства в ВТО для России – значительный рост конкуренции в экономике. Это хорошо для потребителей, но плохо для большого ряда российских компаний, продукция которых проиграет импортной. По мнению Фадеева, труднее всего придется легкой промышленности, сельхозмашиностроению, производителям мяса, зерна и молока. Предприятия с низким технологическим уровнем и высокой себестоимостью продукции будут закрываться, люди – терять рабочие места. Но дальше логика вице-губернатора как-то заплясала, и вместо того, чтобы сказать, что так и надо тем, кто не готовился к конкуренции, он пообещал производителям неэффективной продукции «меры по минимизации потерь» от федерального и регионального правительства. Сами меры еще детально не разработаны. Идет сбор пожеланий экспертов. «Как говорится, умных много, но нужна органичная смычка научного мира, вузовского сообщества, правительства области. Мы готовы», – пригласил всех к разговору Фадеев.

Нужно заставить Центробанк работать по-другому

Академик РАЕН, вице-президент международной академии инноватики «Глобеликс» Евгений Наумов рассказал, как видит российскую экономику советник президента Путина Сергей Глазьев. Надо думать, что сделал он это с намеком на то, что президент глазьевскую позицию будет реализовывать и потому с ней имеет смысл познакомиться. Основные претензии Глазьева в изложении Наумова связаны со слабой и неправильной денежной политикой:

«Доходы, которые наше государство получает от сырьевых источников, мы, к сожалению, вкладываем под 2-3 процента в ценные бумаги США. Наши заемщики за рубежом получают через коммерческие банки кредиты под 6-8 процентов годовых. При этом неэффективном обмене кредитных ресурсов Россия теряет ежегодно до 100 миллиардов долларов. Причем 30-50 миллиардов мы теряем просто на разнице в процентной ставке».

Потом Наумов немножко коснулся теории длинных волн, которая описывает переход экономики из стационарного режима в режим финансовой турбулентности. Волны эти с неизбежностью накрывают мир, но к ним можно быть готовыми или неготовыми. Турбулентность начинается, «когда существующий экономический уклад достигает своего предела развития – взрываются цены, устанавливается монополия на производимые товары и энергоносители». Оставшийся после коллапса финансовый капитал пробивает себе дорогу к новым технологиям, стимулируя новые волны экономического роста. Академик Наумов убежден, что в конце концов «экономика на сырьевом капитале перейдет к экономике, основанной на знаниях». Он предложил, не откладывая, использовать существующие преимущества – «прежде всего, те наработки, которые были сделаны в области электронных микроскопов».

Для этого нужно расширять масштабы и сроки кредитования. По мнению академика, Центробанк, как основной эмитент денежных средств, должен через банковский сектор обеспечивать возможности для развития производств. В зарубежных странах есть система законодательных мер, которая жестко обязывает регулятора денежной системы вкладывать государственные деньги в развитие корпораций. Наши банки пустили полученные государственные кредиты в оборот, и на них заработали большие деньги. Так будет повторяться до тех пор, пока поддержка промышленности не станет национальной политикой, с выделением тех приоритетов, которые могут привести к развитию российской экономики.

Пермской области ВТО принесет 500 миллионов евро в год

Заместитель директора института социального и производственного менеджмента саратовского технического университета Виталий Печенкин сказал, что вступление России в ВТО расписаны в документе объемом около 20 тысяч страниц: «До сих пор соглашение не переведено на русский язык. Нюансы не знакомы научной общественности».

– Последствия вступления в ВТО будут катализаторами серьезных изменений. Причем последствия этих изменений еще до конца не ясны. Но без понимания причин отставания нашей страны в области технологий нам будет сложно рассчитывать на успех. Существуют результаты изменений в некоторых регионах после вступления России в ВТО. Например, в Пермской области расчеты показывают увеличение промышленного производства на 500 миллионов евро в год. И надо понимать, что результаты во многом определяются наличием или отсутствием в регионе предприятий определенного профиля.

Финансовый результат Саратовской области Виталий Владимирович не обозначил, но сказал, что степень готовности к преобразованиям определяется не только за счет развития технологий, а и за счет изменения настроений населения по поддержке инновационного потенциала. И не скрыл, что у университета есть инструмент, позволяющий осуществлять мониторинг социальных настроений. Региональные власти при желании могут им воспользоваться.

Региональной власти вообще предстоит большая работа. Именно ей придется подумать о способах разъяснения нормативной базы законодательства ВТО. «На фоне реплик о переизбытке юристов важно обеспечить рост специалистов в области национального права. Число этих споров будет увеличиваться», – предупредил Виталий Печенкин. Конечно, учить их будут не в правительстве. Но координировать-то всё должна власть – прежде всего региональная, «на которую возложена обязанность организовать жизнь в регионе».

Из конкретных предложений Печенкина можно выделить рекомендацию для областного правительства изменить форму организации венчурного фонда с ЗАО на ОАО, «что даст возможность свободно и прозрачно участвовать частному капиталу». Но в первую очередь властям всех уровней всё же надлежит убрать административные барьеры.

Придется защищаться

Проректор по инновационному развитию и международному сотрудничеству юридической академии Александр Демидов назвал вступление в ВТО шагом в верном направлении. Он тонизирует экономику, заставляет ее быть открытой. Но нужно эффективно решить несколько задач. Правильно использовать приграничное положение области. Защитить сельхозпроизводителей. Преодолеть топливно-сырьевую монополизацию области. Сформировать общий продовольственный рынок в рамках таможенного союза.

Он предложил подумать, как обеспечить гармоническое сочетание права ВТО и внутригосударственного законодательства.

– С одной стороны, законодательство государства не должно противоречить нормам ВТО. С другой стороны, сущность подхода к праву в ВТО заключается в том, что она не содержит прямого требования о соответствии законодательств, и очень большую роль будут играть судебные решения. По нашему мнению, увеличится роль третейского законодательства и третейских судов.

Кроме совершенствования законодательства в отношении третейских судов, предстоит коррекция российского трудового законодательства. Ведь ВТО требует свободы передвижения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. Много работы будет по совершенствованию таможенного законодательства. В рамках евразийского партнерства у России есть общий таможенный кодекс с несколькими бывшими союзными республиками. Но ни Казахстан, ни Белоруссия пока не являются участниками ВТО.

Совершенно по-особому встает и вопрос о защите интеллектуальной собственности – «и нам нужно у себя в области иметь региональную структуру по ее защите. Увереннее будут себя чувствовать умные люди».

Обеспечить продвижение наших региональных брендов на мировой рынок

О неготовности предпринимателей работать в условиях ВТО говорил проректор по научной работе саратовского социально-экономического университета Виктор Русановский.

– Мы провели социологический опрос 100 предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес. Готовы не многие. Совсем не готовы практически 40 процентов. Мы спросили, что они знают об ИСО 9001. 30 процентов переспросили: «А что это?»

По мнению Виктора Александровича, сейчас важно организовать правовую поддержку предпринимателей. Вузы готовы создавать центры по разным направлениям специализации. Кроме широких консультаций, необходимы мероприятия по продвижению продукцию. «Мы видим, что министерства областного правительства должны связаться с торговыми представительствами за рубежом, предварительно попросив у предприятий перечни продукции, которые они сами могут предложить, и узнавая, что может быть востребовано за рубежом, – говорил Виктор Русановский. – Раньше были соглашения с провинцией Хубэй. Может, возобновить?»

– Нужно иметь сведения обо всех предприятий и организациях региона. Нам необходимо отслеживать случаи ограничения доступа нашим предприятиям на рынки, демпинговые ситуации. Обеспечить продвижение наших региональных брендов на мировой рынок. Во всем мире существует скрытая бюджетная поддержка предприятий. Особенно в Китае наработан определенный опыт такой поддержки. И грех нам этим не воспользоваться.

В завершение проректор заверил, что Саратовская область не будет входить в число сложных субъектов: «Есть резервы, есть ресурсный потенциал, которые позволят идти с плюсом».

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

Заведующая кафедрой мировой экономики саратовского аграрного университета Ирина Суханова говорила о корзинах. Мы теперь все должны знать, что во всем мире меры поддержки сельхозпроизводителям укладываются в желтую, зеленую и голубую корзины. Самая главная – желтая. Россия пообещала, что внутри желтой корзины только 30 процентов будет приходиться на продуктовую специфическую (это меры поддержки на отдельные сельхозпродукты), а 70 процентов – на неспеци­фическую. При этом государство обязано сократить бюджетную поддержку в целом в течение четырех лет. Мы в Саратовской области нужное соотношение корзин заложили еще в прошлом году. Так что вполне можем приступить к решению более глобальных проблем.

– Нужно говорить о стартовых условиях нашего региона. Саратовская область, конечно, крупная. У нас хорошая база подсолнечника, продуктов животноводства, сельское хозяйство демонстрирует приличный рост. Но на перспективах развития сельского хозяйства в условиях ВТО сказываются и другие факторы. В частности, Саратовская область сильно отличается от других регионов России по таким показателям, как ВРП на душу населения. Он составляет 48 процентов к среднему уровню по России. Среднедушевые доходы – 63,3 процента от общероссийских. Средняя наукоемкость ВРП в России составляет 1,8 процента. А у нас в области наукоемкость валового регионального продукта – 0,25 процента.

Науке не нужны деньги, а умные люди не нужны государству

Выступление члена-корреспондента Российской академии наук Александра Резчикова отличалось от остальных мощным началом. Он сразу, как говорится, взял быка за рога. Сказал: «Научный потенциал области очень высок. Мы на пятом месте в России находимся. Естественно, что все остальные показатели области должны подтянуться к этому. Но этого почему-то не происходит. Мне кажется, что мы должны разобраться в этой сложной проблеме».

Суть проблемы он вообще-то выделил. Фундаментальная наука дает инновации, которые не доходят до производства, потому что это разновременные задачи. Фундаментальная наука медленная и основательная, а внедрение в сегодняшней реальности требуется быстрое. Раньше при советской власти были отраслевые институты. А потом они разрушились, и между прорывными технологиями, способными вывести страну на передовые позиции, и рынком теперь никого нет. Предприятия переходят из рук в руки, бизнес не хочет вкладывать в разработки длинные деньги, а государство не будет финансировать научные разработки для бизнеса.

Но потом, отметив, что в Саратовской области много не только ученых, а очень много простых умных людей, которые и раньше могли и сейчас могут очень многое конкурентное создать, Александр Федорович попросил правительство области и председателя Саратовской областной думы фундаментальную науку «хоть как-то в бюджете обозначить». Не для жизни бюджетных денег просил. Просто нужно статусность, значимость науки подчеркнуть таким образом. «Мы не нуждаемся в деньгах. Мы хотим помочь области», – сказал он.

И танки наши будут быстры

Алексей Понукалин, вице-президент академии инноватики «Глобеликс», которая и затеяла обсуждение проблем региона после вступления в ВТО, приготовил целых 10 тезисов успеха. Даже некоторые из них очень впечатляют.

– Для нашего региона перспективным является евразийский статус, которого пока нет. А он позволит осуществить единственно возможную стратегему опережающего развития региона. Догонять нам уже никто не позволит, и мы с этой стратегией догоняющей из кризиса никогда не выйдем. В Саратове должен быть центр развития евразийской цивилизации. Рост населения за счет национальных городов спутников обеспечит загруженность учреждений образования, сохранит кадровый потенциал в системе образования, а также научные школы Саратова.

Следующая стратегия – возрождение оборонно-промышленного комплекса. Эту задачу необходимо поставить перед федеральными органами власти. Необходимо ориентироваться на выпуск конечной продукции двойного назначения.

Но самое важное – изменить сложившуюся в обществе нездоровую психологическую атмосферу, выражающуюся в тенденции индивидуализации, «когда каждый стремится как минимум к неограниченному обогащению, будучи побуждаемым жаждой наживы и тем самым отторгая себя от общества. За этим порогом тенденция переходит в массовые психические расстройства и в психическое нездоровье общества. А это наследуется и приводит к началу процесса популяционного вырождения».

А еще, по мнению Алексея Алексеевича, нужно наделять наши товары лечебно-профилактическими свойствами. И потом внедрять обязательную практику экологической экспертизы импортных продуктов, сравнивая их с отечественными и ограничивая продажу импорта по причине низкой в сравнении с отеческой экологичностью и высокой опасностью заболеваний в результате их потребления.