Пролетая над вашим городом…

Оценить
С первого апреля авиационным пассажирам обещают возрождение региональных рейсов

– 20 лет назад на территории Российской Федерации, когда рынок региональных авиа­перевозок был развит, перевозилось порядка пяти миллионов пассажиров в год. В настоящее время эта цифра не превышает 40 тысяч. То есть региональных перевозок практически нет, – сказал в минувший четверг на своем брифинге председатель комитета по транспорту правительства Саратовской области Василий Разделкин. Возрождение российских межрегиональных перево­зок начнется с пилотного проекта в Приволжском федеральном округе уже в апреле нынешнего года. Василий Разделкин попросил журналистов «отметить важность реализации этого проекта как для жителей Саратовской области, так и для жителей всего ПФО».

В соответствии с постановлением № 1

Василий Разделкин рассказал, что в настоящее время система магистральных перевозок воздушным транспортом не гарантирует качественного обслуживания населения Саратовской области. И более того, развитие авиации не соответствует масштабам Саратовской области и потребностям ее населения. А совсем даже наоборот – сложилась у нас искаженная сеть авиа­маршрутов. Потому что летаем мы из Саратова практически только в Москву. А хорошо бы летать в Волгоград, Самару и Казань, где тоже есть большие авиаузлы.

Но в будущее председатель регионального комитета по транспорту смотрит оптимистично. Говорит, что в январе было издано знаковое постановление правительства Российской Федерации под номером один. И в нем подробно расписано, куда и как саратовцы и жители других городов Приволжского федерального округа будут летать. Новых маршрутов – 11. Полеты будут осуществляться самолетами малой вместимости в период с 1 апреля по 30 ноября. Для организации воздушного транспорта в рамках указанного проекта было запланировано необходимое финансирование. В федеральном бюджете 2013 года заложено 300 миллионов рублей. В областном бюджете – 20 миллионов. В соответствии с механизмом субсидирования предполагается, что из собственных средств пассажир будет оплачивать только половину стоимости авиабилета.

– Технические характеристики существующего на сегодняшний день в Саратове аэропорта позволяют обслуживать планируемое количество рейсов и те типы судов, которые будут задействованы Рос­авиацией на территории нашего субъекта. Основной перевозчик, который сегодня работает на территории Саратовской области, компания «Саравиа», подтвердил свое желание участвовать в рамках этой программы. Кроме них намерение участвовать выразили такие компании, как «Татарстан», «АК Барс Аэро» и «ЮТэйр».

С перевозчиками из Татарстана у правительства Саратовской области еще в октябре 2012 года заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве и партнерстве в рамках развития региональных перевозок. Компания «Татарстан» и компания «Ак Барс Аэро» располагают канадскими самолетами «бомбардье» вместимостью до 60 кресел, которыми тоже предполагается участвовать в наших перевозках.

Для Саратовской области данный проект даст несомненный толчок в расширении рынка авиаперевозок, и мы надеемся, что он будет востребован населением. К примеру, до Йошкар-Олы билет на самолете будет стоить у нас 6185 рублей, а до Чебоксар 5900.

Журналистам эти тарифы на будущие полеты не очень понравились. И они потом не один раз уточнили: действительно ли это уже уменьшенная в два раза за счет бюджетных денег цена? И почему новая программа российского правительства так и не приблизила нас к европейским стандартам? Потому что в круговой рейс Москва – Барселона – Москва можно, например, сейчас слетать за шесть тысяч рублей туда и обратно.

Василий Михайлович ответил, что журналисты цифры правильно услышали, но, кроме значимости этого проекта в первую очередь для населения, важно еще учитывать, что развить полноценную транспортную систему Саратовской области, которая неразрывно связана с транспортной системой РФ, без авиаперевозок невозможно. «Если всё оставить так как есть, у нас никто никуда не будет летать. В Барселону вы как летали из Москвы, так и будете, – расшифровывал председатель комитета. – А у нас есть крупные аэропортовые комплексы, такие как в Волгограде, Казани, Самаре, откуда выполняют полеты большие суда. И когда малые суда будут заниматься подвозом пассажиров туда, деловая активность населения увеличится».

Чтобы совсем успокоить журналистов, Разделкин привел им в пример действующие тарифы Саравиа: «До Москвы экономкласс – 7500 рублей, и есть 1,5-тысячные для студентов. Бизнес-класс стоит 8 тысяч рублей и 16» (Средний тариф до Москвы – 3,5 тыс. рублей. – Прим. ред.)

– 18 января на совещании в Самаре было сказано, что необходимо создать ряд преференций для компаний, которые будут заниматься перевозкой пассажиров, – объяснял Разделкин параллельный механизм удешевления билетов. – Это связано с уменьшением аэропортовых сборов и со снижением стоимости топлива для самолетов, которые будут выполнять эти рейсы. У нас есть документы от компании «Саравиа», которые подтверждают, что они готовы снизить стоимость топлива для самолетов «Турбалет». Это если кто помнит, был такой самолет Л-410, который также планируется использовать на наших маршрутах.

Полетят в самолете 50-местном три человека, три билета и будут субсидироваться

Журналисты критически отнеслись к сообщению о грядущих переменах в сфере авиаперевозок.

– Вы просчитывали рентабельность этих маршрутов? Потому что цены совершенно нереальные. Проще до Самары доехать на машине, чем платить такие бешеные деньги.

– Развитие авиаперевозок подразумевает как бы сопутствующее направление в сфере транспорта. Можно использовать и железнодорожное сообщение. Но те люди, которые будут заинтересованы в максимально короткое время передвигаться, – они, наверное, воспользуются авиатранспортом. Себестоимость перевозок мы не просчитывали, потому что эта экономика выполнялась федеральным агентством воздушного транспорта. Это федеральный проект. Мы в нем только участвуем.

Что касается себестоимости, конечно, Саравиа при их вместимости самолетов, 120 кресел, туда не полетят и не повезут 10 человек, потому что для них это будет невыгодно. Как заявил руководитель авиакомпании, ему было бы интересно, ели бы субсидировался не пассажир, а рейс. То есть если рейс стоит миллион, то ему половину бы отдавали. Но у нас в правилах четко написано, что субсидируется перевозка одного пассажира.

– В постановлении правительства есть спорное положение о том, что полет субсидируется только в одну сторону. То есть получается, что билет Саратов – Казань будет субсидирован, а саратовский борт из Казани должен набрать пассажиров за полную стоимость билета либо возвращаться пустой. У людей будет выбор купить билеты за полную стоимость или за половинную?

– Мы не будем субсидировать каждый перелет пассажира по факту. Мы будем один раз в месяц перечислять средства той компании, которая выиграла тендер Росавиации. Самолет, который летит в Казань, будет делать круговой маршрут. У нас получается в рамках этого постановления № 1 правительства Российской Федерации 57 парных рейсов – всего 114 маршрутов. Всё это учтено, и пассажир не пострадает, стоимость билета в оба конца будет одна. По итогам реализации программы в субъектах ПФО она будет иметь свое распространение на другие территории, и уже на следующий год на реализацию программы предполагается направить более 1,5 миллиардов рублей.

– А у кого из трех претендентов наибольшее количество самолетов российского производства? Ведь именно им предписывается отдавать предпочтение.

– У Саравиа 10 самолетов, парк АК Барса – 30 самолетов и 15 вертолетов, и у Татарстана порядка 10 бортов. К сожалению, на сегодняшний момент у нас нет самолетов с количеством кресел на уровне 20. Поэтому правительство РФ дало поручение минпрому разработать типовую модель, провести ее испытания и, наверное, ввести в эксплуатацию. На сегодняшний день Самара подготовила самолет «Рысачок». Он сейчас проходит испытания. Когда он будет введен в эксплуатацию, я вам сейчас не скажу. И какие у него летные характеристики тоже пока пояснить не смогу.

– Если не будет полной загрузки самолетов, убытки перевозчиков будет оплачивать бюджет?

– Никакие убытки никто нести не будет. Маршруты будут накатываться. 1 апреля 80 человек в Самару, безусловно, не полетит. Полетят в самолете 50-местном три человека, три билета и будут субсидироваться. Первое время авиаперевозчик, конечно, будет нести неудобства, но, когда эти рейсы накатаются, всё будет хорошо.

– А уже просчитано, как быстро найдут много новых летчиков, стюардесс, механиков для наземного обслуживания новых рейсов?

– В Саратове мы это не просчитывали и не можем этого сделать. Я так понимаю, что шаги российского правительства все ответственные, и раз программа принята государством, она, наверное, детально проработана.

– Саратовские авиалинии присутствуют в списке претендентов?

– В некоторых СМИ прошла информация, что саратовское правительство предлагает Саравиа участвовать в перевозках. Мы не можем никому предлагать. Мы потенциальных перевозчиков определили и ведем с ними переговоры. При этом зная, что в 2013 году будет такая программа, мы в октябре 2012 года заключили договор с Татарстаном. Потому что на их территории базируется две авиакомпании, которые в настоящее время уже не только на Москву работают, а выполняют перевозки по ПФО. Поэтому они с удовольствием откликнулись. Теперь нам нужен аэропорт, откуда будут отправляться и куда будут приземляться воздушные суда. У нас этот аэропорт, как вы знаете, Саравиа. Мы с ними вели переговоры. Они сказали, что тоже готовы участвовать, но эту возможность для них будет определять Росавиация.

– Анализировали ли вы, насколько существующий аэропорт готов к выросшей нагрузке и смогут ли Саратовские авиалинии обеспечить своевременный допуск пассажиров на все эти рейсы?

– У нас деловые отношения с компанией «Саравиа», и руководство подтвердило готовность участия. Более того, представители компании сказали о том, что в этом году к нам зайдет сюда ЮТэйр.

– В октябре этого года было много разговоров, что ЮТэйр сюда собирается, что Саравиа препятствуют этому, что саратовский аэропорт не может выдержать нагрузки самолетов ЮТэйр. Сегодня мы слышим, что у нас с 1 апреля открывается 11 новых маршрутов, то есть речь идет об огромной нагрузке на аэропорт.

– Нагрузка на полосу – это техническая характеристика. В зависимости от типа воздушных судов при приземлении возникает нагрузка на полосу. Те воздушные суда, которыми ЮТэйр предполагала производить полеты, компания «Саравиа» не готова была обслуживать по каким-то техническим характеристикам. Количество маршрутов – это интенсивность. Она спокойно переварится Саравиа, и ничего сложного здесь нет. У нас есть официальная информация от Саравиа, что их аэропорт позволит выполнять интенсивные посадочные операции.

Кстати сказать