Учитесь читать — хотя бы до ста!

Оценить
Действительно ли «100 книг» и «100 фильмов» для школьников ориентированы на школьников?

Песня о Ленине
(слова Татьяны Спендиаровой)

Мы знаем, великий Ленин
Заботлив и ласков был.
Он взял бы нас на колени,
С улыбкой бы нас спросил:

«Ну, как вам живётся, дети?»
И наш бы звенел ответ:
«Мы всех счастливей на свете, –
Так выполнен твой завет!»

В последнее время власть изо всех сил старается показать, как она заботится о детях. Вспомнить хотя бы пресловутый «закон подлецов», еще не принятый плод фантазий парламентеров – «антигейский» закон, а также совсем еще свежий «детский» скандал между Россией и Финляндией. Государство не только оберегает подрастающее поколение от всяких извращенцев и прочих американцев, но и предохраняет от нравственного растления. Министерство культуры определило, что нужно читать в свободное время, а что смотреть. Поговаривают, к списку «100 книг для школьников» приложил руку сам Владимир Владимирович и потому его называют «путинским» списком.

Добрый дедушка сейчас хоть и не так активно строит для детей дворцы, парки, лагеря, но, наверное, был бы не прочь попасть в этот список в каком-нибудь рассказе вроде «Путин и печник», «Путин и пчёлы». По крайней мере известно, что список корректировался во всесильной администрации президента.

100 книг: «Почему заодно не включить «Майн кампф»?»

История списка «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению» началась год назад, когда премьер Владимир Путин в своей предвыборной статье призвал: «В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы».

Конкурс на составление списка выиграл Санкт-Петербургский государственный университет, на это ему выделили 480 тысяч рублей из федерального бюджета.

Черновой список, составленный по предложениям регионов, был опубликован на сайте Knig100.spbu.ru с предложением проголосовать всем желающим. Лидерами народных симпатий стали экранизированные произведения советской классики: «Двенадцать стульев», «А зори здесь тихие…». Развернулась нешуточная дискуссия: «А где же Гроссман?», «Ну и где же «Тихий Дон»?», «А где величайший ум современности: М. М. Жванецкий?»

После согласования с минобразования, министерством культуры и администрацией президента список претерпел значительные изменения. Руководитель проекта в петербургском госуниверситете профессор Елена Казакова отметила, что согласование «превратилось в бурный политический процесс».

Политики, деятели культуры и искусства живо откликнулись своими комментариями. Некоторые считают, что список – хороший ориентир для школьника и их родителей в море разносортной литературы. Но скептиков оказалось больше. По их мнению, составление подобных обязательных, рекомендованных министерством образования списков формируют у детей отвращение к чтению вообще.

Сами школьники оценили новшество по-разному. На одном из молодежных форумов школьница отозвалась: «Ну, это, конечно, хорошо, что министерство образования создаёт такие списки, все произведения заслужено туда попали, но мне кажется, что для начала надо прививать любовь к чтению. Мы недавно на уроке читали «Асю», так почти каждый не мог прочитать маленький кусочек без ошибок, потом выяснилось, что половина и не понимали значения многих слов, так что, я думаю, сначала нужно произведения попроще начинать читать, а уж потом переходить на классику».

Другой вопрос: где и когда читать все эти книги? Уроки внеклассного чтения практикуют далеко не во всех школах в средних, а тем более старших классах. Выпускные девятый и одиннадцатый классы полностью загружены решением литературных задачек из ГИА и ЕГЭ. Получается, что учитель может лишь что-либо рекомендовать к самостоятельному прочтению.

Писатель Лев Гурский:

ПРИ ГОСПОДИНЕ МЕДИНСКОМ ЖДАТЬ НИЧЕГО ДРУГОГО НЕ ПРИХОДИЛОСЬ

Лев Гурский«На мой взгляд, тенденция к составлению подобных списков, мягко говоря, туповата. Мы возвращаемся к советской традиции, когда регламентировалось всё и вся. Это напоминает склонность советской власти к круглым числам, со всеми их пятилетками и количеством заводов и колхозов. Почему сто?! Почему не девяносто?! Почему не сорок пять? Не тринадцать? Откуда вообще взялось это мистическое число сто?

С другой стороны – тяга к бульварной упрощенности. В списке есть произведения, которые и так есть в школьной программе, скажем, «Чук и Гек» и так далее, которые школьник и так прочтет, поскольку учится в школе. А местами этот список очень странный.

Например, не только меня, наверно, удивило появление книги некоего Горянина «Россия: история успеха». Этот человек никому не известен, он написал всего несколько книг. Видимо, он какой-то знакомый нынешнего министра культуры Мединского. И мне совершенно непонятно, почему эта книга оказалась равнозначна книгам Виктора Астафьева, Натана Эйдельмана, братьев Стругацких.

Меня также удивило включение в список книги Боханова «Император Александр III». Кто такой Боханов? Никогда в жизни эту фамилию не слышал. И почему именно Александр III? Почему нет книги Александра Архангельского «Александр Первый», очень-очень хорошей? Почему нет книги об Александре II?

Еще меня очень удивило и насторожило появление в этом списке для школьников книги философа Ивана Ильина «О России. Три речи». Там есть фраза: «фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру». То есть школьникам предлагается изучать творчество человека, который не только до, но и после Второй мировой войны считал фашизм позитивным явлением.

Тогда почему бы не включить в этот список заодно и «Майн кампф» – там про фашизм сказано с еще большей патетикой!

Всё как-то вписывается в такую эклектическую атмосферу, которая царит вокруг всех веяний нынешнего министра культуры. Я совершенно этому не удивлен. При господине Мединском и ждать ничего другого не приходилось и не пришлось, что этот человек выведет список, в котором не будет Бердяева, не будет антифашистов, зато будет Иван Ильин, который сочувствует фашистам. Это для меня абсолютно неприемлемо. Это какое-то дикое извращение».

Преподаватель русского языка и литературы одной из саратовских школ Наринэ Шахназарян:

СПИСОК НЕПЛОХОЙ, НО... НЕСИСТЕМНЫЙ

Наринэ Шахназарян«Поскольку я фронтально внеклассного чтения не провожу, а могу порекомендовать что-то по индивидуальным интересам, важно, чтобы родители могли контролировать чтение ребенка там, где учитель не сможет их направлять. В этой связи хорошо бы поставить тексты в разные группы в зависимости от класса школьника, а то «Уральские сказы» Бажова и Лотман стоят рядом, и непонятно, в каком возрасте что читать. Упорядочить нужно и по тематическим группам: что относится к истории русского народа, что к культуре, что к литературе в чистом виде.

Некоторые тексты, конечно, вызывают недоумение: «Конармия» Бабеля, «Белая гвардия» Булгакова – зачем школьнику их читать, тем более без текстов-комментариев и самостоятельно?! «Мой Дагестан» – не совсем общеинтересная книга, ее можно вводить в школах с этнографическим компонентом».

100 фильмов: «Великое видится на расстоянии»

Параллельно со списком книг разрабатывался и будоражил общественность список 100 фильмов для школьников. Идея ввести в школах уроки, на которых ученики изучали бы сотню фильмов, принадлежит… правильно, угадали – Никите Михалкову, председателю Союза кинематографистов России.

Министр культуры Владимир Мединский поручил департаменту кинематографии проработать порядок выбора фильмов. Было решено составить отдельно список 100 отечественных и 100 зарубежных. На сайте министерства и ряда СМИ проходило голосование, далее список откорректировали специалисты ВГИК, других университетов кино и телевидения, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов. Затем сотрудники министерства занимались получением прав на показ отобранных фильмов.

Права на показ зарубежных фильмов оказалось получить сложнее и дольше, поэтому пока обнародовали только список отечественных кинолент. В него включены, например, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова и «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Щит и меч» Владимира Басова.

Об этой идее тоже много спорят. «Почему включили «А», почему не включили «Б»?» На самый популярный вопрос «Почему список отечественных фильмов заканчивается на 90-х годах?» Владимир Мединский многозначительно ответил «Великое видится на расстоянии».

Учителя беспокоятся, не станет ли просмотр этих фильмов обязательным в школах. Где взять столько преподавателей, где добыть техническое оборудование, найдутся ли для этого немалые средства? Как найти время для коллективного просмотра картин и их обсуждения в перегруженном расписании школьников?

Саратовский режиссер-кинодокументалист Григорий Гришин:

СБРОСИЛИ ИНФОРМАЦИОННУЮ БОМБУ…

Григорий Гришин«Я могу сказать, что составление подобных списков – дело, конечно, увлекательное и приятное, но бесполезное. Оно нацелено не столько на учеников, не столько на школу, сколько на их родителей. Адресат всей этой деятельности – это российское общество. Нынешний министр культуры Владимир Мединский по своей основной деятельности пиарщик. Внесение этого списка – это, конечно, работа с российским широким обществом, но никак не забота о кинообразовании и медиаобразовании российских школьников.

Ведь сам подход – цель отобрать что-то лучшее – очень архаичен и провинциален для современного медиаобразования. Сейчас мировое образование работает для того, чтобы прививать конкретные навыки по оценке, умению прочтения произведений искусства, умению работать с текстами. А мы всё по-прежнему пытаемся навязать какие-то эталоны.

Цель этого списка – чтобы люди поговорили о нем, чтобы отвлечь их от каких-то других вещей. Сбросили информационную бомбу – и все начали обсуждать, кто что смотрел, что не смотрел, это надо, это не надо. В этом смысле, конечно, очень удачный пиар-ход. Как мне кажется, он достиг той цели, которую перед ним ставили.

Второй целью может быть, конечно, что некоторые организации и здравствующие режиссеры получат от государства некие финансовые средства за использование их авторских прав. Кстати, мало кто отмечал существующую взаимосвязь между списком фильмов и списком книг для школьников: например, то, что в списке литературы присутствует книга матушки Никиты Сергеевича Михалкова Наталии Кончаловской. Таким образом, в общем составе этих двух списков семья Михалковых берет уверенное первое место».