Заметая мусор под ковер

Оценить
Почему власти удобнее замолчать конфликт на Театральной площади?

Драки между мальчишками подросткового возраста не такая уж большая редкость. Но если подобное выяснение отношений доходит до членовредительства и травм, необходимо вмешательство взрослых — чтобы выяснить, кто прав, кто виноват и кого надо наказать, чтобы впредь неповадно было подобное повторять. Однако драка на Театральной площади, произошедшая в воскресенье, 20 января, вызвала у «взрослых» совершенно неадекватную реакцию: и власти, и правоохранительные органы с первого дня предпочли закрыть глаза на факт стычки подростков, одному из которых разбили голову. Почему-то им показалось, что проще не замечать проблему, чем разбираться с ней. Почему?

«Снимай шнурки!»

Началось всё с сообщения, появившегося в воскресенье вечером на сайте информагент­ства «Свободные новости». Корреспондент со ссылкой на очевидцев сообщал, что на Театральной площади, судя по всему, произошла массовая драка. Несколько подростков старшего школьного возраста подверглись нападению группы людей, по виду уроженцев Кавказа. Один из участников драки рассказал, что нападавшие приняли его за скинхеда, поскольку он был обут в берцы с белыми шнурками. В результате драки ему поранили голову, а также расшнуровали обувь и забрали с собой шнурки.

– Мне вечером в воскресенье позвонила на мобильный телефон неизвестная женщина, – рассказывает атаман саратовской станицы Астраханского казачьего войска Илья Майоров. – Она сообщила, что на Театральной площади происходит драка, что у нее в магазине сейчас несколько пострадавших. Так как я был очень далеко оттуда, я позвонил корреспонденту «Свободных новостей» Антону Наумлюку и попросил его, если он там поблизости, пройти и посмотреть, что там происходит.

По словам Антона, он как раз был недалеко от места событий и сразу же направился на площадь.

– Саму драку я не застал, но мне удалось застать нескольких потерпевших, – рассказывает Наумлюк. – Двое из них выглядели ужасно. Одного из них товарищи поддерживали под руки. У него была рана на голове, текла кровь. Второй был с синяками, ссадинами и кровоподтеками на лице. Они мне и рассказали про то, как к ним подошли несколько молодых парней, как, слово за слово, завязалась драка. По их словам, и та, и другая стороны вызвали по телефону подкрепление, но численное превосходство всё равно было на стороне нападавших.

Судя по тому, что рассказали корреспонденту пострадавшие, выходило, что у зачинщиков драки с собой были цепи и топор. Того парня, который был в берцах, якобы били цепями, а второму досталось обухом топора по ноге.

К тому моменту, как Илья Майоров добрался до места событий, все потерпевшие разошлись, а парня с разбитой головой увезли на скорой. Как потом выяснилось, для оказания помощи его поместили в Саратовскую областную больницу. Атаман умудрился раздобыть координаты мальчишек и пообщался с несколькими участниками драки по телефону.

– Никто из них не хотел обращаться в полицию, – говорит Майоров.

– Почему? – спрашиваю я.

– Потому что им всем было страшно, что их слова там вывернут наизнанку.

А били ли мальчика?

– Я слухи не комментирую, – именно это заявил министр Саратовской области, председатель комитета общественных связей и национальной политики Борис Шинчук на следующий день – в понедельник, 21 января. «Это сплетня, – безапелляционно заявил Шинчук и добавил: – Зачем вы это разносите? Я вам не советую этим заниматься ради вашей же безопасности».

В тот же день на новостных лентах некоторых информационных агентств появился комментарий Саида-Ахмеда Элесова (руководителя представительства главы Чеченской республики в Приволжском федеральном округе), который выступил от Ассоциации национально-культурных диаспор Саратовской области и организации «Вайнах». В частности, он сообщил, что не знает никакого Майорова, а информация Майорова о том, что на площади у Вечного огня якобы кавказцы избили русско­язычных людей, – полная чушь.

«Сегодня практически никто об этом случае не знает, – говорилось в комментарии. – В милиции проверяли – нет, в больницах спрашивали – нет никого».

Все комментирующие склонялись к одному: драки либо не было вообще, либо была какая-то бытовуха, на которую не стоит обращать внимания.

Молчали только силовые структуры, в том числе и ГУВД. Кстати, это ведомство так до сих пор ничего внятного по поводу инцидента и не озвучило.

Роскомнадзиратели

Ближе к вечеру понедельника в информагентства стали поступать письма от Роскомнадзора, где содержалась настоятельная рекомендация снять с ленты материал, касающийся драки на Театральной площади.

– Первое письмо от Роскомнадзора по поводу этого события к нам пришло в понедельник днем, – рассказывает главный редактор интернет-газеты «Четвертая власть» Вадим Рогожин. – В нем чиновники просили нас убрать комментарии на форуме, которые, по их мнению, носят экстремистский характер. Обращения подобного рода к нам приходили и раньше, мы всегда такого рода комментарии вычищаем. Второе письмо с рекомендацией убрать сам материал нам пришло уже после шести вечера в понедельник. Но подобное требование от Роскомнадзора незаконно. Они не имеют права требовать от нас снять тот или иной материал. Такое решение может быть принято только по решению суда.

Похожие письма поступили также в редакцию «Общественного мнения», «Взгляда-инфо» и «Свободных новостей».

– В этом письме была такая интересная фраза: «вами была опубликована недостоверная информация», – рассказывает главный редактор информагентства «Свободные новости» Елена Иванова. – По этой причине они требовали снять материал. Но так как мы были уверены в том, что наша информация достоверна, потому что Антон был на месте событий сразу после драки и сумел пообщаться с несовершеннолетними мальчишками, на которых было совершено нападение, записал их на диктофон, мы не стали снимать материал. Почему Борис Леонидович Шинчук, не проверив достоверность этой информации, сделал странное заявление о том, что это слухи, мне совершенно не ясно.

А мальчика все-таки били

В то время пока министр Шинчук раздавал свои комментарии, Илья Майоров и Антон Наумлюк давали показания в Центре по противодействию экстремизму, в подробностях излагая произошедшие в воскресенье вечером события. К этому моменту, как утверждает Наумлюк, полиция самостоятельно сумела найти пострадавших.

А во вторник в Волжский отдел РОВД был вызван один из потерпевших, который сразу после беседы пришел в редакцию «Свободных новостей» за помощью. Во-первых, в отделении он увидел тех, кто напал на него и его товарищей тем вечером. А во-вторых, по словам Наумлюка, как понял сам пострадавший, в полиции ему недвусмысленно намекнули, что его показания не совпадают с показаниями противоположной стороны и что, скорее всего, его и его товарищей в этом деле сделают зачинщиками.

Официальный комментарий ГУВД по этому поводу пока не готов. Каждый день начальник пресс-службы ведомства Алексей Егоров говорит: позвоните завтра. Однако в телефонной беседе с нами он, видимо, не удержался и сказал всё, что думает об этом.

– Нет там никакой драки, – заявил Егоров. – Кто вам сказал, что там была драка? Вы хотите, чтобы, кроме этого журналиста, и у вас было какое-то представление по этому поводу? Мы там лиц с Кавказа не обнаружили. Массовой драки там не было. Если кто-то за себя постоять не умеет, это другой разговор. Вы хотите сделать из мальчишек девочек в косичках. Там, грубо говоря, так было. Тот, который был в берцах, – он сам нерусский. Они подходят к нему и говорят: у тебя шнурки скинхеда. Он говорит: нет, я не скинхед. Они: тогда снимай шнурки. Он и снял. Вот, собственно, и всё.

– А как же разбитая голова?

– Нет разбитой головы. Это не зарегистрировано, не зафиксировано нигде. Видимо, просто на льду поскользнулся.

В пятницу вечером, 25 января, мы обратились за комментарием и к Борису Шинчуку. Ведь то, что он назвал слухами, подтверждается как факт. Почему же он так отозвался об информации, размещенной на сайтах?

– Я должностное лицо и могу комментировать только официальную информацию, – сказал в телефонной беседе Борис Леонидович. – Как я мог комментировать то, о чем ничего не знаю? Я обзвонил лидеров всех диаспор, и никто не был в курсе. Это сейчас всё обрастает какой-то информацией. Да и то выводы делать пока рано. Но вот правоохранители говорят (но опять же, это с их слов), что зачинщиком был тот самый потерпевший. Он был пьяный, у него был день рождения, и у него якобы была велосипедная цепь. Я так и не понял в конечном итоге, кто там был прав или виноват, но я хочу сказать, что хулиганство не имеет национальности.

Драки у огня – раз в неделю

Все пострадавшие мальчишки были представителями молодежных субкультур. Тот, кому разбили голову, по словам Антона Наумлюка, сторонник правых взглядов. Но большинство неформальной молодежи, которая собирается по вечерам у Вечного огня, представляют куда менее радикальные движения. В тот вечер там собрались представители субкультуры «аниме». И эти мальчишки в общении и с атаманом Майоровым, и с редакцией «Свободных новостей» сказали, что подобные драки у огня не редкость. Раз в неделю, а то и чаще, там обязательно кого-нибудь бьют. Причем агрессорами выступают, как правило, одни и те же лица.

– Просто в то воскресенье под руку любителям подраться попались не безобидные «анимешники», а те, кто умеет ответить ударом на удар, – приходит к выводу Наумлюк.

Но почему региональная власть так старательно обходит конфликты, в которых участвуют выходцы с Кавказа? Может быть, потому что один из критериев оценки деятельности губернатора – как раз отсутствие в регионе межэтнических конфликтов?

Недавно, в конце декабря 2012 года, борцы против межнациональной розни в Госдуме РФ вышли с инициативой ввести ответственность за подобные конфликты для губернаторов и глав районов. За допущение конфликта на территории региона или района предлагается ввести штраф в 500 тысяч рублей, а если руководитель региона «способствовал развитию конфликта словами или конкретными действиями», его предлагается сажать на срок до двух лет. Об этом писали «Грани.ру», а также Агентство политических новостей.

Как пишут в АПН, «под маркой борьбы против межнациональной розни продвигаются меры, предназначенные для маскировки конфликтов», которые в реальности являются «заметанием мусора под ковёр». Следствием принятия такого закона будет то, что местные власти начнут сильнее затыкать рот пострадавшим. И боком это выйдет как раз тем, кто слабее, а не реальным виновникам, которые, как правило, занимают в конфликтах атакующую позицию.

Не это ли мы сейчас наблюдаем на примере драки у Вечного огня?

***

В пятницу, 25 января, в областном правительстве было собрано совещание по вопросу реагирования на подобные конфликты. Проходило оно с участием вице-губернатора Дениса Фадеева, министра Бориса Шинчука, представителей ГУВД области, Роскомнадзора, а также главных редакторов большинства СМИ. К сожалению, узнать, что за ценные указания получили главные редакторы на этом рабочем совещании, не представляется возможным, поскольку обсуждение было закрытым. Но известно, что к общей точке зрения на осмысление и освещение подобных конфликтов стороны не пришли. Хотя и пытались.