Венера Павленко: В этой жизни есть чему порадоваться

Оценить
Эта женщина счастлива в браке, воспитывает двух дочерей. Она — лидер саратовского общества инвалидов «Ты не один» и автор многих реализованных в Саратове социальных проектов: фестиваль «Благо дарю», акция «Одеяло доброты», «Уроки доброты» в школах...

Эта женщина счастлива в браке, воспитывает двух дочерей. Она – лидер саратовского общества инвалидов «Ты не один» и автор многих реализованных в Саратове социальных проектов: фестиваль «Благо дарю», акция «Одеяло доброты», «Уроки доброты» в школах, конкурс красоты для людей с ограниченными возможностями «Восьмое чудо света» и т. д. За достижения в общественной деятельности она признана «Человеком года-2011» Саратовской области. А недавно на федеральном телевидении про нее сняли фильм «Разыскиваются добрые люди». Венера Павленко, семнадцать лет назад потерявшая зрение, научилась ценить жизнь и учит этому других людей.

Мы встретились с ней в организованном ею и ее единомышленниками первом в Саратове благотворительном магазине «Лавка добра» в торговом комплексе «Тесар-сити».

– Венера Равиловна, поясните, по какому принципу работает благотворительный магазин «Лавка добра»?

– Люди, предоставившие вещи, таким образом делают добрые дела. Те, кто покупают, отдавая деньги, тоже участвуют в благотворительности. Здесь продаются вещи за мизерную цену – от рубля и практически до пятисот рублей. Эти деньги идут только на благотворительность и на трудоустройство двух девочек из нашей организации, которых не берут на работу, – у них заболевания опорно-двигательного аппарата.

Вчера у нас была поставка: вторая школа принесла очень много книг и игрушек. Во всяком случае на эти деньги мы можем платить девочкам зарплату. Это всероссийские организации финансируются государством, мы же работаем бесплатно, без единой копейки. Живем на мизерные членские взносы. И конечно, когда прибыль от магазина увеличится и будет достигать желаемых размеров, мы будем оказывать адресную помощь тем членам нашей организации, которым она необходима. Цель нашего магазина – доказать, что инвалиды сами могут себе зарабатывать на жизнь.

Пусть люди не только приносят нам в дар вещи, но и покупают. У нас бывают совершенно уникальные находки, даже приходят антиквары. Мы рады любому хорошему человеку!

– С чего началась деятельность вашей организации «Ты не один»?

– Я потеряла зрение после вторых родов и долгое время сидела дома. Но всегда хотелось заняться чем-то интересным. И вот появилась идея проведения вечеринки в ночном клубе – с чего всё и началось. Идея пришла после того, как старшая дочь поступила в СГУ, и у них было посвящение в студенты в ночном клубе. А поскольку я не вижу и никогда не бывала там, мне было интересно, как, что, как молодежь себя там ведет, какая музыка там звучит. И я приставала к дочери с вопросами, как же всё там бывает.

Вот тогда я подумала, что где-то есть такие же молодые ребята, как моя дочь, но которые находятся в таком же положении, как я, – люди с ограниченными возможностями. А они тоже хотят жить современной молодежной жизнью. Мне очень хотелось сделать им приятное, потому что они сами никогда не придут в здоровое общество. Ребята в колясках, слепые, люди с ДЦП, с внешними признаками физического недуга не принимаются в общество здоровых. Есть разная молодежь: кто-то может обидеть, поиздеваться. Лишняя травма не нужна, поэтому ребята не рискуют ходить в такие места самостоятельно. И я подумала: а почему бы не собрать такую молодежь?

У нас в городе каждое общество живет своей жизнью: слепые – своей, глухие – своей. Но хотелось их перезнакомить, потому что я была уверена, что они могут помочь друг другу. Слепого человека может вести колясочник, слепой может дойти куда-то, сделать то, что недоступно инвалиду на коляске. Мы можем быть полезны друг другу. И потом, это живое общение, ведь так здорово, когда у тебя появляются новые друзья, любовь. Среди нас есть ребята, которые после подобных вечеринок стали встречаться, заводить семьи.

Многие из клубов, которые я обзванивала, отказывали, как только узнавали, что вечеринка будет проводиться для инвалидов. Единственный клуб, который согласился, – это «Mandalla hall», при этом люди там выходили бесплатно работать, и речь о деньгах даже не шла. Я просила сделать настоящую вечеринку, как для здоровых людей, чтобы наши ребята почувствовали всё, как есть на самом деле. И мы подружились, стали сотрудничать с клубом, стали частыми гостями. Там мы никогда не чувствовали себя зажатыми, потому что эти люди нас всегда принимали как равных. Не было жалостливых взглядов, сожалеющих слов, они с уважением относились к тому, как ребята танцевали в колясках.

– Как долго вы восстанавливались, чтобы начать новую жизнь после того, как потеряли зрение?

– Как любой человек, я очень долго приходила в себя. Общество слепых, которое есть в Саратове, мне ничем нем помогло. Шло время, я переживала и задавала себе вопрос: «За что мне это наказание?» Я хотела выйти, но двери либо не открывались, либо не было выхода в этом помещении. Потом я повернула медаль другой стороной и прочла, для чего мне всё это. И дверь открылась, и выход появился.

– Я посмотрела на вашем сайте, сколько вами уже проведено интересных мероприятий. Кто у вас является генератором идей?

– Мы приходим к ним совместно. Они возникают как вспышки. Наверно, когда ты становишься инвалидом, ты ощущаешь всё ярче, нервы становятся оголеннее, глубже видишь, ярче становится всё окружающее.

У нас был такой насыщенный год, было проведено очень много мероприятий: это и фестиваль добрых дел «Благо дарю», и конкурс красоты, и победа в игре КВН с участием людей с ограниченными возможностями, и различные поездки и походы. А когда я говорю другим о том, что колясочники сплавлялись по реке на байдарках, они просто впадают в шок: «Как такое возможно?!»

У нас много идей и мероприятий. Нам нужны помощники. Мы ждем к себе ребят, они нам очень нужны! Мы ловим людей на улицах, бедные люди шарахаются от нас! Мы хватаем несчастных инвалидов, которые просят милостыню, и говорим: «Бросайте вы это дело! Не унижайтесь! Не делайте так, чтобы о нас, инвалидах, общество думало, что мы такие побирушки. Нет, это неправда».

– И как на это реагируют инвалиды на улицах?

– Вы знаете, нет веры. Нет веры в нашу организацию, потому что каждый состоит в своей организации: слепых, глухих, людей с ДЦП. Но люди, которые обращаются туда, ничего не получают. И нет веры, что кто-то им может помочь, чтобы они почувствовали себя полноценными людьми. А мы – красивые, опрятные, причесанные. Мы не хотим вызывать чувство брезгливости или жалости – как бывает иногда, когда не хотят прикасаться к инвалиду, будто боятся от него заразиться чем-то.

Мы боремся за то, чтобы в нас не возникало потребительского отношения к жизни: мол, раз я инвалид, я буду стучать по столу кулаком «Дайте! Подайте!» Никто никому ничем не обязан. Ты можешь сам всё это взять. Именно так и произошло: мы стали сами брать, и мы стали давать. Поэтому наша организация, я уверена, завоевала уважение к себе.

– Достаточно ли, на ваш взгляд, делается в городе для того, чтобы среда стала действительно доступной для людей с ограниченными возможностями?

– Пилотный проект «Доступная среда», который, слава богу, наш город получил, произвел хоть какие-то сдвиги в этом направлении. За прошедший год сделано очень многое. Ведь веками, пока наш город застраивался, как будто не было видно инвалидов – и не было нужды благоустраивать город под них. Совсем недавно они стали принимать участие в жизни города – не только в культурной, но и в политической и других сферах. Но за год изменить город невозможно! Это поймет любой человек.

В прошлом году мы посещали театр. Волонтеры затаскивали колясочников через какие-то запасные выходы, по лестницам – просто жуть была! Как сейчас изменилась ситуация: колясочник, не прося посторонней помощи, может зайти в театр драмы и свободно купить билет в кассе, потому что эта касса приспособлена для него. Он может подняться на лифте. В театре оперы и балета установлены тактильные дорожки, предупреждающие слепых, что сейчас будет подъем или спуск.

– Изменилось ли за последнее время отношение общества к людям с ограниченными возможностями?

– Сейчас у нас изменилось отношение города. Благодаря вам, журналистам, которые показывают и пишут о нас, люди стали принимать нас как равных. Я благодарна вам за это! И благодарна своим ребятам за то, что достойно несут это знамя людей с ограниченными возможностями.

Кроме того, мы стали активно взаимодействовать с молодежью и детьми. Как-то я была на школьном собрании у дочери, учительница жаловалась на то, что молодежь не может найти себе применение в этой жизни. Ребята хулиганят, прыгают со второго этажа, меряя снег, лазят по стройкам. У них есть вредные привычки, они могут изрисовать новые отремонтированные туалеты. И я подумала, что пора показать ребятам, как надо правильно жить, когда у тебя есть возможность бегать, прыгать, видеть, делать то, что хочешь, и когда у тебя есть возможности в миллионы раз больше, чем у инвалидов: ты не должен тратить свое время на глупости. Ты должен делать такое, чем будешь гордиться.

Тогда мы собрались с учениками и моими ребятами и рассказывали им, как мы живем. Мы также показали ролик о наркомании – о том, как ребята собственноручно, осознанно губят свою жизнь. И для контраста показали видеонарезку из различных наших мероприятий, как полусломленные люди, вместо того чтобы плакать в платочек или даже, в конце концов, покончить жизнь самоубийством, так как вроде бы ничего светлого в жизни не ждет, выбрали жизнь, радость, доброту, всё то, что нас окружает хорошее. Мы хотим показать, что в их жизни нет никаких преград, не позволяющих получать радость от жизни. Если это делаем мы, инвалиды, то у них, здоровых, это должно получиться в тысячу раз больше.

Я вижу реальную пользу от проекта «Добрые уроки». Нас стали приглашать в школы Саратова. Нашим проектом заинтересовались в Череповце, его собираются включить в сборник «Лучшие проекты России». Для проекта мы раздаем анкеты, где в ответ на вопрос «Как вы относитесь к людям с ограниченными возможностями?» написан ответ «Хочется над ними посмеяться». «Чувства, которые они вызывают?» – «Жалость и сожаление». «Хотели бы вы иметь друга среди людей с ограниченными возможностями?» – «Нет, у меня ничего с ними нет общего». После нашего общения дети плачут. Но при этом ничего жалостливого мы не рассказываем. Во второй школе ко мне подошел мальчик, взял мою руку, приложил к своему сердцу и сказал: «Мне так трудно говорить, у меня так бьется сердце». Мальчику я сказала: «У тебя доброе, сильное сердце, которое и должно так биться».

Знаете, я делала одну встречу в детском саду. Я приводила в детский сад маленьких детей, маленьких дэцэпулечек из «Радости движения». И надо заметить, когда я сказала здоровым: «У вас же иногда болит зубик? Болит ручка? Когда стукнетесь ножкой, она тоже болит? Вот к вам придут детки, у которых болят ножки. Вы их, пожалуйста, встретьте, помогите!» – вы не представляете, какой был результат. Дети помогали больным мальчикам и девочкам, они нашли язык между собой. Это мы, взрослые, мешаем им общаться.

Я знаю много родителей, которые против того, чтобы детские сады, школы посещали наряду с их детьми дети-инвалиды. Не знаю, чего боятся мамы здоровых детей. Я считаю, что такой дружбой они у своих детей могут раскрыть чувства доброты, заботы, милосердия. Это прежде всего польза для их же детей. А потом мы удивляемся, почему нас дети не понимают, не жалеют, грубо с нами поступают. Да мы им сами диктуем: «Не дружи с этим! Дружи с тем, хорошим, здоровым!»

– Что бы вы хотели посоветовать людям, которые физически здоровы, но у которых есть психологические проблемы – стресс, депрессии?

– Я бы посоветовала им приходить к нам. Очень многие здоровые люди приходили на наши мероприятия. Они плакали, обнимали меня и говорили: «Какие вы сильные люди!» Я их спрашивала: «Почему вы плачете, вы жалеете этих людей?» Они говорили: «Нет, я плачу, потому что у меня есть руки, глаза и ноги, но я ничтожен в этой жизни и ничего в этой жизни не могу. А в этих ребятах столько силы, что, глядя на них, хочется поучиться у них жить».

Знаете, я хочу сказать, что в этой жизни ничего невозможного нет. Если можем мы, то здоровый человек может в тысячу раз больше. Быть незрячим человеком и быть «Женщиной года» Саратовской губернии – показатель того, что я смогла это сделать. А другой здоровый человек может больше, чем я. Нужно увидеть, как Витя Кочкин танцует брейк-данс на руках, без ног. Мне бы очень хотелось пригласить желающих к нам на волейбольный матч, где играют колясочники. Показать паралимпийцев, которые привозят в Саратов золотые медали. Показать, как слепые делают необыкновенные работы из бисера. Есть много таких людей, которые заслуживают внимания и того, чтобы их показали как пример здоровым людям. И когда здоровые всё это увидят, то поймут, что в этой жизни, чёрт возьми, есть чему порадоваться.