Расстрельное кресло и его обитатели

Оценить
Очень разные люди в разное время отвечали в областном правительстве за всю социальную сферу

«Мы ведем внутренние поиски, но пока никто не рассматривается», – сказал губернатор Валерий Радаев о подборе претендентов на замещение вакантной должности заместителя председателя областного правительства по социальной сфере. Занимавший этот пост Андрей Россошанский покинул региональный кабмин в конце ушедшего года.

Называли самые разные причины ухода Андрея Владимировича – от неумения его работать планово, методично и рутинно до большого пристрастия к активному отдыху. От недовольства Россошанским руководства региона до непринятия зампредом стиля руководства области. Как бы то ни было, но Андрей Владимирович из правительства уволился.

И сегодня областное правительство работает без одной ключевой фигуры в штатном расписании. Как бы скептически мы ни относились к должности социального зампреда, все прекрасно понимают, что социалка – это основной, тяжелый, бюджетный и энерго- и нервозатратный сектор работы власти любого уровня. Потому как государство у нас по-прежнему, как это ни странно и ни печально, считается опорой и надеждой народа. А бюджет – социально ориентированный. То есть большая часть региональной казны должна тратиться на нужды населения. Малообеспеченного и незащищенного. К сожалению, к таковым (малообеспеченным) у нас до сих пор относятся врачи, учителя, работники культуры и сотрудники детских дошкольных и спортивных учреждений. А еще есть инвалиды, безработные, попавшие в сложную жизненную ситуацию. А еще… Короче, социальная сфера – это практически вся наша жизнь.

И эта вся наша жизнь сегодня осталась без руководителя. Нет, конечно, есть отраслевые министры, начальники управлений, отделов и прочих структурных подразделений. Но координатора руководящей и направляющей всех этой сложной машины, называемой «социальная сфера», нет. Идут «внутренние поиски». Видимо, идут с трудом. Потому как на эту расстрельную должность подобрать классного специалиста очень сложно. Неспроста за всю новейшую историю Саратовской области на посту зампреда областного правительства начиная с 1996 года сменилось всего семь человек. Даже при безумной текучести кадров правительства Аяцкова социалкой в разное время ведали всего пять человек. У Ипатова социальных зампредов и вовсе было только двое.

На хрупкие женские плечи. Но не в полном объеме

Валентина БоброваПервой руководить социальным блоком Дмитрий Аяцков поставил Валентину Боброву. И это назначение было скорее компромиссным, чем прагматичным. Но сначала надо сделать краткий экскурс в историю.

Областная дума начала работать в 1994 году. В то время регионом руководил глава администрации Саратовской области Юрий Белых, который с думой не дружил. Молодой (46 лет) и амбициозный Дмитрий Аяцков смог пробить свое назначение на должность руководителя региона. Но для плодотворной работы Дмитрию Федоровичу нужна была поддержка законодательного собрания региона. Которое на тот момент было независимым, умным и зубастым. Но Аяцков тогда умел договариваться и идти на компромиссы.

Короче, Дмитрий Федорович пригласил в свое правительство на ключевые должности ряд депутатов. Тогда законодательство позволяло совмещать госслужбу и депутатство. Среди приглашенных была и Валентина Боброва, которая и сегодня остается невероятно активной общественницей. А двадцать лет назад Валентина Михайловна, профессиональный общественный деятель, энергию не просто излучала, она ею полыхала. Вообще-то Валентина Михайловна окончила Волгоградский педагогический институт, но практически всю жизнь проработала в комсомольских и профсоюзных организациях.

Почему из всего депутатского корпуса была выбрана именно Боброва? Наверное, потому, что с партийно-коммунистических времен было принято, что за социальную сферу отвечали женщины. Может быть, и потому, что Аяцкову надо было привлечь на свою сторону самых активных и шумных депутатов.

Насколько была плодотворна деятельность Валентины Михайловны Бобровой на посту заместителя областного правительства – не известно. Занимала кабинет зампреда она очень недолго. Через год после назначения и избрания Дмитрия Аяцкова на пост губернатора Саратовской области (апрель и сентябрь 1996 года соответственно) состоялись выборы в областную думу второго созыва. Одновременно вышел закон о невозможности совмещения работы в исполнительных и представительных ветвях власти. Боброва предпочла депутатскую деятельность. Как и Владимир Чуриков, который тоже был зампредом областного правительства и одновременно министром образования, а в областном заксобрании второго созыва стал заместителем председателя думы и председателем бюджетного комитета. Валентина Боброва возглавила комитет по социальной политике. Министром здравоохранения и одновременно заместителем председателя правительства был Владимир Марон.

Великий и ужасный

Владимир МаронПосле ухода из правительства Чурикова и Бобровой полноправным социальным зампредом стал всемогущий Владимир Марон.

На самом деле ужасным он был для нерадивых подчиненных. Потому как Владимир Михайлович был руководителем въедливым, дотошным. Старался разобраться в вопросах до мелочей. При этом не стеснялся задавать вопросы тем, кто обязан по должности вникать в тему глубоко и основательно. И горе тому, кто не смог ответить на вопрос Марона. Потому как обладающий невероятным чувством юмора Владимир Михайлович мог «приложить» провинившегося так весело и жестко, что чиновный люд боялся Марона панически.

На пост зампреда правительства Владимир Марон перешел с должности министра здравоохранения. До того как Владимир Михайлович начал руководить областным здравоохранением, он трудился главным врачом одной из саратовских больниц. Надо сказать, что медсанчасть Саратовского подшипникового завода, которая могла дать фору многим областным учреждениям здравоохранения, но называлась именно медсанчастью, под руководством Марона стала одним из лучших лечебных заведений области. И оставалась таковой достаточно долго. Но это уже другая история.

Итак, системный, жесткий, умный, ироничный, властный, не стесняющийся спрашивать и учиться, работоспособный Владимир Марон был, думается, лучшим руководителем высшего звена, отвечавшим за социальную сферу. Во времена его руководства этим сегментом особых проблем с социалкой не было. И это в условиях тотального недофинансирования и постоянного дефицита бюджетных средств. Просто Марон, менеджер от бога, умел договариваться, поручать, спрашивать. Короче, руководить. При этом чем руководить, значения не имело.

Потому в сентябре 2002 года, после ухода вице-губернатора Сергея Шувалова в областную думу, Владимир Марон занял его должность, и кабинет зампреда по социальной сфере опустел. Но Марон не был бы Мароном, если бы тут же не подыскал себе замену. Не то чтобы равнозначную, но вполне достойную.

Большие отставки

Александр ГатвинскийНа место заместителя председателя правительства по социальной сфере был назначен верный соратник Владимира Марона Александр Гатвинский. До повышения Александр Николаевич занимал пост министра труда и социального развития.

Спокойный, деликатный, покладистый и обходительный Гатвинский ничем особенно выдающимся не запомнился, но он как минимум старательно поддерживал систему, выстроенную Мароном. Естественно, при поддержке начальства. Трудился зампредом Гатвинский два года. В августе 2004 года Дмитрий Аяцков отправил свое правительство в отставку. В полном составе. Некоторых потом взял обратно, но ни Гатвинский, ни Марон в их число не вошли.

Виктор ЧепляевНа пост заместителя председателя по социальной политике был назначен ничем не примечательный бывший министр образования Виктор Чепляев. Новое правительство Аяцкова просуществовало совсем недолго – в начале 2005 года сам Дмитрий Федорович Аяцков был отправлен в отставку.

При новом губернатора Павле Ипатове ни Марон, ни Гатвинский, ни тем более Чепляев востребованы не были. Павел Леонидович старательно открещивался от предшественника, и его кадры нового губернатора не интересовали. Впрочем, все социальные зампреды времен Аяцкова в Лету не канули. Валентина Боброва и поныне видный общественный деятель. Марон и Гатвинский занимают не самые последние посты в серьезных коммерческих банках, а Чепляев работает в поволжском институте управления (бывший ПАГС).

Сильная и милый

Наталия СтаршоваКак бы ни странен был принцип подбора кадров Павлом Ипатовым, с социальным зампредом он не промахнулся. А пригласил к себе на работу Наталию Старшову. Когда-то комсомольская функционерка, Наталия Ивановна Старшова сделала себя на должности руководителя аппарата областной думы. Она царствовала в законодательном собрании области практически на равных с ее председателем. Старшова выстроила такую систему работы думского аппарата, что она, система, работает до сих пор. Несмотря на многочисленные смены председателей, течений и веяний. Но на каком-то этапе депутатам надоел матриархат, и они «ушли» Наталью Ивановну из думы. Какое-то время Старшова была не у дел, но потом ее рабочий и организационный потенциал нашел применение в администрации Саратова, а затем и в правительстве области.

Очень системный и опытный организатор, Наталия Ивановна совершенно диссонировала со странным правительством Павла Ипатова. Наверное, поэтому буквально через год после ее назначения пошли слухи о скором увольнении Старшовой. Слухи ходили много лет. К этому времени, видимо, работа в правительстве надоела и самой Старшовой, которая подала в отставку.

А до этого она пыталась создать свою систему руководства социальной сферой, потому как ту, которая была создана Мароном, уже похерили. Насколько Старшовой удалось совладать с социалкой, судить уже поздно.

Алексей ДаниловНо тогда место запреда опустело. Если в правительстве Аяцкова увольнения-назначения происходили в течение одного-двух дней, то в этот раз кандидатуру на расстрельную социальную должность искали достаточно долго. Старшова ушла 5 августа, Алексей Данилов был назначен на освободившееся место только 24 сентября.

До того как возглавить социальный блок, Алексей Николаевич руководил региональным управлением Роспотребнадзора.

Но как следует обосноваться в земпредовском кресле Данилову не удалось. Глава правительства Ипатов был отправлен в отставку в конце марта 2011 года. И правительству почти в полном составе пришлось отправиться за ним.

Но знающие люди говорят, что зампредом Данилов был вполне приличным.

Восемь месяцев – и только

Андрей РоссошанскийАндрей Россошанский трудился в областном правительстве восемь месяцев. Точнее, в должности заместителя председателя правительства Россошанский трудился восемь месяцев в правительстве Радаева. Потому как Андрей Владимирович работал и в правительстве Аяцкова. И вроде бы даже не один раз – сначала руководил спортом, а потом СМИ. Но оба раза тоже недолго.

В некотором роде и СМИ, и тем более спорт – это социальная сфера. Но тем не менее, придумать более странную кандидатуру для назначения на должность социального зампреда было сложно. Хотя… С назначениями в кабинет министров имени Радаева всё непросто.

О каких-то свершениях Россошанского на посту зампреда говорить не приходится: слишком мало времени прошло. О промахах и проколах, за исключением регулярно отменяемых совещаниях, тоже. И по той же причине.

Единственное, что можно сказать, – что Андрей Россошанский по определению не способен на системную работу. Так что о наведении порядка в социалке Россошанским могли говорить только утописты.