Каков прием, таков и диагноз
Достаточно посмотреть статистику обращений в общественных приемных – от приемной рядового депутата до приемной Дмитрия Медведева, – чтобы увидеть срез проблем, больше всего волнующих наше общество. ЖКХ, социалка, детские сады, трудоустройство, нехватка средств – самые больные вопросы. Бывают, правда, и нестандартные просьбы. Но они зависят скорее от того, к кому именно люди обращаются за помощью.
Как до батюшки-царя
Ее до сих пор называют приемной Путина. Хотя официальное название – «Общественная приемная Председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева в Саратовской области». Кто-то доходит до нее, пройдя через все круги ада и получив отказ во всех возможных инстанциях, кто-то же начинает свой штурм государственной машины именно с этой, как кажется, главной крепости. И сразу пишет доброму батюшке-царю.
Чаще всего к Дмитрию Медведеву через приемную обращаются люди пенсионного возраста (45,1 %), причем заявителей старше 56 лет подавляющее большинство – почти 60 %. Студенты (0,9 %) и работающие граждане (16,7) предпочитают с трудностями справляться самостоятельно.
Кстати, «наверх» поступает не так уж много обращений. За 2012 год в приемной Медведева рассмотрено 2341 обращение, среди которых были как письменные, так и высказанные на личном приеме. 55,3 % жаловались на проблемы с ЖКХ. Вопросы соцзащиты и социального обеспечения в прошлом году держали в этой приемной почетную вторую строчку.
Согласно отчету о работе приемной, вывешенному на официальном сайте «Единой России», из всего количества обращений положительно было решено 680 вопросов (то есть проблема была устранена, например, обманутый дольщик получил квартиру и вселился в нее), на 1599 заявлений были даны письменные и устные ответы-консультации.
Прием у губернатора
Как таковой общественной приемной у губернатора Валерия Радаева нет. Но в структуре областного правительства имеется управление по работе с обращениями граждан, которое занимается всеми жалобами и просьбами, приходящими к главе региона от простого народа. А также теми жалобами и просьбами, которые простой народ отправляет в администрацию президента РФ, а та их возвращает на рассмотрение по месту возникновения проблемы.
Именно на этот уровень власти приходит основной поток заявлений: за прошедший 2012 год управлением было зарегистрировано 31357 письменных и устных обращений.
В большинстве случаев жители области предпочитают губернатору письма писать и отправлять по почте – их за год поступило в управление 16 с лишним тысяч. При этом растет популярность электронной приемной губернатора, которая уже несколько лет работает на официальном сайте правительства области. Ей в 2012 году воспользовались для составления 4626 обращений на имя губернатора. А это в полтора раза больше, чем в 2011 году.
В статистику также занесены звонки по «телефону доверия» губернатора – 6187 устных обращений. И наконец, более чем на тысячу выросло количество обращений, которые жители области высказывают на личном приеме, – их было 4427. Аудиенции непосредственно у Валерия Васильевича удостоились 340 человек, в это число входят и те, кто попал на личный прием к губернатору во время его поездок по районам.
Пишут губернатору все группы населения. Например, в прошлом году в управление поступило всего 29 % писем от людей пенсионного возраста. Большая часть «жалобщиков» (58,6 %) – из Саратова. На втором месте – Энгельсский район (11,4 %), на третьем – Балаковский (6,4 %).
Больше всего в правительство области жители нашего региона жалуются на ЖКХ. Наиболее остро стоят такие вопросы, как отселение из аварийного жилья, водоснабжение и газификация отдельных жилых домов и целых населенных пунктов. Одной из серьезных проблем до сих пор остается устройство детей в детские сады. Растет количество жалоб на работу коммунальных служб и управляющих компаний, на некачественный ремонт жилого фонда и на аварийные ситуации в коммунальном хозяйстве, которые аварийные службы вовремя не устраняют.
Перед управлением по работе с обращениями граждан висит ящик для писем губернатору, выемка писем из которого происходит раз в день. Больше ящиков для писем к главе региона нигде нет.
Глубокое ЖКХ
Видеале именно муниципальная власть и является той властью, которая может решить большинство проблем конкретного города, района или села. Так как власть сейчас в Саратове двуглавая, то и с обращениями идут сразу и к главе администрации, и к главе города. К сожалению, статистику по обращениям за год в городской администрации еще не свели, но по результатам работы за восемь месяцев видно, что работа муниципалитету досталась непростая. С января по август в адрес Алексея Прокопенко поступило 13139 обращений.
К главе города Олегу Грищенко обращаются ничуть не реже. Причем разнообразными способами – пишут письма, бумажные и электронные, приходят в гордуму, звонят в отдел по работе с обращениями граждан городской думы, оставляют свои заявки на сайте альманаха «Лица губернии». Правда, в статистику, опубликованную на сайте, попадает только та часть, которая приходит в виде писем – бумажных и электронных.
За прошедший год Олегу Грищенко написали 1241 обращение. К этому можно приплюсовать еще и звонки, которых ежедневно поступает от 15 до 30. Кстати, как говорят в гордуме, с 2008 года количество обращений в муниципальные органы власти увеличилось в 89 раз.
В приемной администрации Саратова лидирует тема ЖКХ – 94 % обращений. Гордума отдельно сферу не выделяет, однако вопросов, связанных с благоустройством, предоставлением или заменой жилья, оплаты ЖКУ и т. п., – 60 с лишним процентов.
Супергерой спешит на помощь
Поступают в общественные приемные всех уровней и просьбы о материальной помощи – где-то просят помочь приобрести фотоаппарат, кто-то хочет получить баян в дом культуры, кому-то необходимы средства на лечение. Такие просьбы чаще всего фиксируются в разделе «Разное».
Но просьб, подобных тем, что иногда высказываются в адрес Олега Грищенко, больше не поступает ни к одному из руководителей приемных. Видимо, репутация героя, готового ради решения городских проблем сорваться даже с охоты, делает свое дело.
По признанию руководителя приемной Натальи Нефедовой, глава Саратова поддерживает свой имидж не только в рекламных роликах. Он строго следит за тем, чтобы проблемы, о которых горожане рассказывают ему в письмах и по телефону, были решены. Зачастую и сам выезжает на место – любит полазить по крышам, спуститься в колодец, проверить, так сказать, суть проблемы самостоятельно.
– Всякое бывает, – рассказывает руководитель управления по работе с обращениями граждан в Саратовской городской думе Наталья Нефедова. – И щенков просят подарить, и добиться того, чтобы обувь вернули бабушке из ремонта. А однажды приема у Грищенко настойчиво добивался некий мужчина. Вплоть до того, что пришел к нам сюда в думу и стал требовать, чтобы его немедленно отвели к Олегу Васильевичу. Мы его попросили хотя бы суть проблемы изложить, чтобы знать, с чем к главе идти, а в ответ услышали: «Понимаете, я люблю одну женщину…» – разводит руками Наталья Сергеевна.
Оказалось, что, несмотря на то, что отношения не сложились, гражданин хотел сделать для своей возлюбленной что-то полезное. А в доме у нее уже несколько лет текла крыша…
Крышу, кстати, в итоге отремонтировали.