Не в письмах счастье

Оценить
Пенсионный фонд прекратил самую масштабную в мире почтовую рассылку по индивидуальным адресам

Начало нового года оказалось богатым на сюрпризы и всяческие нововведения, меняющие привычный порядок жизни россиян. Одно из таких новшеств – отмена так называемых писем счастья, которые раз в год падали в наши почтовые ящики. Пенсионный фонд РФ информировал работающую часть населения, то есть будущих пенсионеров, о том, какие суммы скопились на их пенсионных счетах. Теперь будущим пенсионерам придётся добывать эти сведения самостоятельно.

Не по прихоти, а по закону

Рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов (ИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования прекратилась не по внезапной прихоти Пенсионного фонда. Для этого Государственная дума в конце прошлого года приняла целый федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счет средств пенсионных накоплений».

По словам авторов данной инициативы, главной целью отмены оповещений стала банальная экономия. ПФР ежегодно рассылает по почте 80 миллионов извещений гражданам, где информирует их о состоянии индивидуальных лицевых счетов, о сумме поступивших от работодателей страховых взносов. На это Пенсионный фонд тратит около 2,5 млрд рублей в год. Однако по различным причинам бумажные извещения с каждым годом всё чаще оказываются невостребованными.

Альтернативы есть

Саратовское отделение Пенсионного фонда России на днях сообщило на своём сайте жителям региона, какими способами они могут получить информацию о состоянии индивидуального лицевого счета. Способов три.

Первый – для прогрессивных граждан, пользующихся компьютером и Интернетом: через единый портал государственных и муниципальных услуг Gosuslugi.ru. Эту возможность портал предоставляет давно. Причем если через «Почту России» письма о состоянии счетов направлялись раз в год, то на сайте госуслуг такая информация обновляется ежеквартально.

Второй вариант – для более осторожных: через кредитные организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения. Помимо этого, копию сведений, представленных в ПФР, можно получить у своего работодателя.

Тем, кто не доверяет никому, предлагают лично приходить в управление Пенсионного фонда по месту жительства и требовать выписку из индивидуального лицевого счета. Кстати, сотрудники фонда рекомендует получать такую выписку «как минимум раз в год и хранить её в архиве личных документов».

Народ «против»

Граждане России отмену «писем счастья» не одобрили. Согласно результатам опроса, проводимого исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, против высказалась большая часть опрошенных (41 %). По их мнению, полагаться на портал Gosuslugi.ru пока не следует, так как далеко не все россияне умеют пользоваться интернет-сервисами, а самостоятельно обращаться в ПФР найдет время не каждый.

«Так я никогда не узнаю, сколько у меня денег, будет не до этого»; «Сегодня по «письмам счастья» человек может проконтролировать, платит ли за него работодатель налоги. Когда отменят письма, такой возможности не будет. Надо будет посылать запрос, а поскольку народ у нас ленивый, то этого делать почти никто не станет»; «Работа портала госуслуг пока не отлажена», – так аргументируют свою точку зрения россияне.

Треть опрошенных (33 %), напротив, поддерживают инициативу об отмене рассылки из ПФР. Они ссылаются на экономию бумаги и сокращение почтовых расходов.

«Кому это интересно, сами найдут такую информацию, а в остальном это пустая трата денег»; «На нашем участке нет почтальона уже два года, так что никакой корреспонденции мы и так не получаем», – комментируют респонденты. Однозначно выразить свое отношение к отмене «писем счастья» затруднились более четверти россиян (26 %).

В ходе опроса выяснилось и то, как поступали россияне с сообщениями из ПФР ранее. Большинство опрошенных (63 %), получив «письмо счастья», просто принимало эту информацию к сведению: «Складываю их в стопочку, чтобы ежегодно отслеживать сумму»; «Всё равно накопительную часть отменят, эти письма уже не нужны».

3 % россиян после получения писем из ПФР обращались за разъяснениями, еще 1 % – с жалобами: «После того как в одном из писем обнаружила, что средства перевели без моего согласия в негосударственный пенсионный фонд, обратилась с жалобой в фонд и суд»; «Заключил договор с негосударственным пенсионным фондом», – рассказывают респонденты.

Еще 6 % наших сограждан просто не читают «письма счастья», потому что не знают, зачем они нужны. Интересно, что значительная часть россиян (22 %) вообще никогда не получала сообщений о состоянии своих пенсионных счетов из ПФР. Затруднились вспомнить, что предпринимали после получения писем из ПФР, 5 % россиян.

Сохраним лес, но не узнаем об ошибках

В экспертном сообществе мнения по поводу прекращения самой масштабной рассылки индивидуальных писем разделились. Одни радуются сохранению леса, который пошел бы на бумагу для писем, и экономии денег. И полагают, что заинтересованные в своей накопительной части найдут способ посмотреть свой счёт, а незаинтересованным не помогут ни бумажные письма, ни электронная форма. Другие эксперты в экономию денег верят слабо.

Например, профессор Высшей школы экономики Иван Родионов отмечает, что те 2,5 миллиарда, которые тратились на почтовую рассылку, по сути получала «Почта России»: «То есть в самих этих затратах нет ничего страшного, просто из одного кармана переложили в другой. Теперь работа по обслуживанию этих писем и запросов переместится из одной точки в другую, но стоить дешевле вряд ли станет».

В экспертной среде бытует и другое мнение. Не все те, кто об ошибках в начислениях узнает спустя годы, смогут их исправить. С учетом прогнозируемого растущего дефицита пенсионной системы такое развитие событий Государственному пенсионному фонду может быть на руку.

Как выяснилось, противников отмены почтовой рассылки власти всё же услышали. У граждан, желающих по-прежнему получать «письмо счастья» на бумажном носителе, такая возможность есть. Для этого нужно написать соответствующее заявление, обратившись в территориальное управление Пенсионного фонда. ПФР подготовит выписку из индивидуального лицевого счета и направит ее в адрес гражданина почтовым отправлением.