Дмитрий Колчин: Нашим водителям и пешеходам не хватает элементарного воспитания
Жизнь после затяжных зимних каникул возвращается в привычное русло. Снова на саратовских улицах полно машин, снова передвижение по городу не обходится без пробок. О ситуации на дорогах мы решили поговорить с начальником отдела ГИБДД УВД Саратова Дмитрием Колчиным.
– Дмитрий Николаевич, автомобильные пробки в Саратове всё растут и растут. Есть у этого такие причины, с которыми ничего не поделаешь: например, узкие улицы в исторической части города. Есть у пробок причины сезонные, с которыми нынешняя городская власть пытается бороться, – снег, к примеру. А есть такие, которых можно было бы избежать. Уже несколько лет попавшие в аварию автомобилисты могут оформлять ДТП по Европротоколу. То есть разбираться в ситуации самостоятельно или с привлечением аварийных комиссаров, не создавая на дорогах пробок в ожидании инспекторов ГИБДД. В других регионах именно так и поступают. А у нас что, не работает система?
– Не работает. У нас года три-четыре назад несколько фирм пытались создать службу аварийных комиссаров. Но не получилось. По какой причине, точно не знаю. Может быть, потому что народ в нашем регионе недоверчивый стал, боится на очередной обман нарваться. Может быть, не так себя рекламировали сами фирмы. Были случаи, когда люди принимали аварийных комиссаров за бандитов или аферистов. Нашим жителям проще сотрудника в форме подождать, чтобы надежнее было.
В других регионах оформление ДТП быстрее происходит, там чаще всего водители вызывают только аварийных комиссаров. Те приезжают, зарисовывают, помогают документы оформить – в общем, юридическую помощь оказывают. Если пострадавшего сумма выплат не устроила, комиссары помогают подать в суд на страховую компанию. То есть работают «от и до». Это удобно. У наших соседей, в Татарстане и Мордовии, например, очень популярны такие службы. У нас – нет. У нас даже страховые компании в этом плане не развиваются. Насколько я знаю, в Саратове только в одной страховой компании работает единственный аварийный комиссар. Остальные компании, видимо, считают это дело невыгодным. Ведь для комиссаров нужно закупать дополнительный транспорт, на бензин тратиться, зарплату платить. А если всё это ГАИ делает бесплатно, зачем напрягаться…
Обязательному оформлению в ГИБДД подлежат только ДТП, в которых пострадали или погибли люди. В тех же авариях, где материальный ущерб незначительный, до 25 тысяч рублей (а большинство столкновений именно такие: разбитые зеркала, помятые бамперы, поцарапанные двери), водители сами без помощи инспектора могут разобраться. Правда, при условии, что они между собой определили, кто из них прав, а кто виноват. Достаточно составить схему аварии. И всё, можно ехать в страховую компанию. Для таких ДТП инспекторы вообще не нужны. Если ущерб от столкновения оценивается водителем более чем в 25 тысяч или если в аварии участвовали несколько машин, автовладельцы тоже могут разобраться сами. Чтобы время не терять, также зарисовывают схему, после чего едут к нам. Мы выдаем справку и можно ехать в страховую. У нас же из-за малейшей царапины ГАИ вызывают.
– А куда к вам ехать? В ближайшее отделение?
– В ближайшее, да. Или до ближайшего инспектора, теперь у всех сотрудников есть протоколы и определения о возбуждении административного производства.
– То есть едешь по улице, видишь машину ГИБДД и запросто обращаешься к ним с просьбой оформить ДТП?
– Да. Но все же инспекторы, которые занимаются именно оформлением ДТП, располагаются в отделениях на проспекте Строителей, 76, и улице Крымской, 19.
– Насчет самостоятельного оформления ДТП. Сможет ли человек, ни разу не попадавший в аварию, правильно всё сделать – подробную схему зарисовать, точное расстояние измерить?
– Там этого ничего не надо. На бланке – их несколько выдают, когда ОСАГО оформляешь – достаточно зафиксировать расположение транспортных средств на проезжей части. И всё. Это очень просто. Я сам всё это изучал недавно, когда жена страховалась. Бланк – лист формата А4. Сверху на нем произвольно рисуется транспортное средство по отношению к бордюру. Размеров никаких указывать не надо, даже писать ничего не надо, достаточно поставить галочки в имеющейся там анкете.
– Не каждый автомобилист может похвастаться отличным знанием всех нюансов правил дорожного движения. Может так случиться, что один из участников ДТП посчитает себя виновным, второй с этим согласится. Автомобилисты заполнят анкету, зарисуют схему, разъедутся. Но вот «виноватый», приехав домой и перечитав правила, понимает, что он ничего не нарушил. Может ли он что-либо сделать в этой ситуации, может ли повлиять на исход дела, избежать «неправильной» ответственности? Или обратного пути нет?
– В такой ситуации дело нужно обжаловать. Обратиться в ГИБДД или в вышестоящие организации, хотя в любом случае дело нам спустят для проведения проверки. Решение о том, виноват человек или нет, мы будем принимать исходя из имеющихся документов, схемы ДТП, показаний свидетелей. Кстати, может быть, поэтому люди в Саратове и вызывают инспекторов на аварии – боятся своей безграмотности.
– Существует ли предельное время на реагирование о ДТП? Иногда люди инспекторов по семь часов ждут.
– На место ДТП с пострадавшими или погибшими время прибытия у нас составляет 20 минут. На аварии, где имеется только материальный ущерб, время реагирования ни одним приказом не предусмотрено. Я знаю, в крупных городах дольше стоят, машину закрывают на ночь и уходят. На следующий день возвращаются.
Да, автомобилисты жалуются периодически на то, что едем долго. Но мы в первую очередь обращаем внимание на столкновения, произошедшие на основных магистралях. На те, где из-за аварий общественный транспорт простаивает. Стараемся, чтобы в течение часа дело решилось. С отправленных на такие ДТП инспекторов, если они задерживаются, мы, конечно, жестко спрашиваем. Но опять же, это чисто наши внутренние установки – установки ГИБДД.
– Бывают такие аварии, когда невиновного могут посчитать виновным…
– Для исключения таких случаев зачастую на месте аварии решение не выносится. Выносится определение о назначении административного расследования, потом проводится проверка, приглашаются свидетели, изучаются записи с видеокамер. Сейчас ведь много у кого есть видеорегистраторы в машинах. Также в Саратове насчитывается около ста перекрестков, оборудованных камерами видеонаблюдения: это наши системы «Безопасный город», техника Sarbc, системы наблюдения, расположенные на офисных и жилых зданиях. В общем, мы собираем все имеющиеся доказательства и в течение 10 дней выносим решение.
– А если случилась такая авария, в которой невиновного могут признать виновным, и инспектор, оформляющий ДТП, говорит: «Давай две тысячи, и я всё улажу». Что делать?
– Надо обращаться к нам, обращаться в органы прокуратуры. Таких сотрудников нужно увольнять.
– Если авария случилась ночью, как быть? В прокуратуру же ночью не позвонишь.
– Наши телефоны (64-33-03, 75-07-44, 74-71-07) работают круглосуточно. Можно то же «02» набрать и сказать, что с вас деньги вымогают. В любом случае на место приедет оперативно-следственная группа, которая ваше обращение задокументирует. Понятное дело, инспектор будет отрицать, когда группа приедет, но людям ни в коем случае на уговоры таких сотрудников идти не стоит. О таких фактах нужно сообщать.
– Как вы уже отметили, сейчас многие пользуются видеорегистраторами. Часто эти регистраторы фиксируют много интересного. Остановилась я, к примеру, на красный, а другой водитель – нет, мой регистратор это дело записал. Могу ли я привлечь водителя-нарушителя к ответственности, предъявив это видео в ГИБДД?
– В законе прописано, что неоспоримыми доказательствами чьей-то вины являются данные с приборов, которые включены в реестр технических средств и проходят ежегодную поверку на соответствие точности своих показаний. Эти приборы, как правило, используются нашими службами, они опломбированы, залезть в них, что-то подкрутить нельзя. Что касается других приборов, вы же не носите свой регистратор в центр сертификации, в отличие от нас, поэтому видео с вашего регистратора может являться доказательством только наряду с другими – показаниями свидетелей, самого «обвиняемого», записями с иных видеокамер.
К примеру, ваш регистратор снял какое-то нарушение, вы написали нам письмо нам с просьбой принять меры. Мы первым делом опрашиваем водителя, на которого вы жалуетесь. Он говорит: «Я ничего не нарушал. Не знаю, что за прибор меня снимал, может быть, это видеомонтаж». Тогда мы вызываем вас. Просим ваш видеорегистратор, чтобы отправить его на экспертизу. Вы не даете. Некогда вам, передумали, опасаетесь, что его могут сломать. Письменные показания вы тоже давать отказываетесь. В таком случае никого не получится привлечь к ответственности. А вот если вы придете, дадите показания, предоставите нам регистратор, найдете свидетелей, тогда оснований для проведения расследования будет достаточно.
– С нового года вступил в силу областной закон о перемещении машин на спецстоянки. Изменилась ли ситуация или неясностей стало еще больше?
– Пока не понятно еще. Праздники же были. Транспорта в центре было меньше. Как только работать начали, за первые сутки 60 машин эвакуировали. Новый закон регулирует в основном денежные взаимоотношения, он предусматривает фиксированную плату за работу эвакуатора, но не более трех тысяч рублей, и за первые сутки хранения задержанных транспортных средств на стоянке. Тем более платить можно не сразу, не у всех ведь с собой нужная сумма бывает. Поэтому, думаю, финансовых вопросов у водителей больше не будет. А что касается всего остального, посмотрим.
– В последнее время, когда улицы чистят, рядом с ними ставят временные знаки, запрещающие остановку, – большие такие деревянные щиты. Человек, к примеру, приехал, машину поставил, а после на этой улице временный знак появился. Могут в таком случае машину эвакуировать?
– Нет-нет. Мы руководствуемся только постоянными знаками, из-под временного эвакуировать не можем. Когда такие знаки ставят, мы выделяем экипажи только для того, чтобы ненадолго перекрыть движение или найти владельцев машин, которые технике нельзя никак не объехать (пробиваем их по базе данных, звоним по телефону или в домофон и просим переставить автомобиль).
– С нового года опять выросли штрафы. В последнее время их повышают довольно часто. Это вообще действенный метод борьбы с нарушителями?
– Считаю, что ужесточать наказания все-таки надо. Большими ли штрафами, введением ли административного ареста или уголовной ответственности. В других странах исправительные работы за езду в нетрезвом виде предусмотрены. Может, и у нас появится такое со временем. Однако я не сказал бы, что с каждым ужесточением кодекса количество правонарушений у нас резко сокращается. Что ни говори, а люди как нарушали, так и будут нарушать.
Элементарного воспитания не хватает нашим гражданам. Закладывать все правила в них нужно с детства. Вот происшествие на Тархова, где водитель на «десятке» сбил воспитательницу с ребенком. Этот человек был лишен прав, более того, ранее он уже сбивал людей насмерть и уже сидел за это. Сбил пьяный и уехал. Его уже ничто не исправит – штрафуй не штрафуй, лишай прав не лишай. Мы по ночам пачками ловим пьяных подростков, которые и прав-то не имеют. Поэтому, повторюсь, чтобы результат был, воспитывать надо наш народ с детства.