Недоступная среда
Вот уже полтора года Саратовская область участвует в пилотном проекте «Доступная среда». Постепенно на входах практически во все учреждения, так или иначе привязанные к бюджету, появляются входные группы, учитывающие в основном интересы инвалидов-колясочников и инвалидов-опорников. Проще говоря, пандусы и перила. Но выглядит это порой несколько нелепо. Несмотря на соблюдение всех норм и правил. Мы решили проверить, насколько доступна в нашем городе «Доступная среда».
Странные пандусы
Входная группа для инвалидов-колясочников и опорников не так давно появилась у театра кукол «Теремок». На входе в театр был сделан ремонт, небольшую терраску перед старым входом в театр закрыли. И сделали два входа в этот «предбанник»: со стороны Бабушкиного взвоза и со стороны улицы Мичурина. Двери двустворчатые на обоих входах, пандусы есть и там, и там. Покрытие и у ступеней, и у пандусов не скользкое, угол наклона пандуса соблюден, поручни стоят двойные. Казалось бы, в чем нелепость? Дело в том, что окружают театр одни сплошные ступени. Со стороны Мичурина к театру подойти сложно, просто потому, что по этой стороне улицы там от самой Октябрьской очень плохие тротуары или же их нет вовсе. А спуск к Волге у Бабушкиного взвоза очень крут, и небольшая площадь рядом с театром представляет собой терраски, разделенные тремя ступеньками. Чтобы попасть на пандус, надо преодолеть как минимум три таких порога, что самостоятельно не под силу ни одному инвалиду-колясочнику.
На входе в здание администрации Волжского района положены рельсы, отгороженные поручнем. Градус этого «пандуса» слишком велик, чтобы колясочник вкатился туда самостоятельно, да и поручень высоковат. Но рядом есть кнопка вызова персонала. При ее нажатии через минуту появляется женщина-охранница. Спрашиваю ее, часто ли пользуются кнопкой.
– Нет, не часто, – отвечает она. – В мое дежурство такого ни разу не было. У нас тут на первом этаже общество инвалидов, так что ребята собираются здесь в основном на праздники. Но тогда их специально встречают, помогают подняться. А если кто и приезжает на коляске, то всегда найдется тот, кто поможет войти.
Неработающие кнопки
Кино любят смотреть все. Но вот доступ в зрительные залы у нас оставляет желать лучшего. Кинотеатр «Пионер». Четыре скользких ступеньки, пандус отсутствует. Есть кнопка вызова. Нажимаю. Честно жду пять минут. Никто не выходит. Захожу внутрь, подхожу к администратору – невысокой хрупкой девушке.
– Девушка, а кто у вас следит за сигналом кнопки вызова?
– Я должна.
– Я сейчас звонила, почему никто не вышел?
– Сигнал не прошел. Наверное, плохо жали.
– А если кнопка сработает, кто будет выходить, чтобы помочь колясочнику подняться?
– Ну, я, наверное.
– Ни разу не приходилось выходить по кнопке вызова?
– Нет, в мое дежурство никто не приходил.
– Ох эти четыре ступеньки в «Пионере»! – говорит Дмитрий Митраков, который передвигается по городу с помощью кресла-коляски. – Это, наверное, один из немногих кинотеатров, в которые я отважусь пойти, если у меня появится шальная мысль сходить в кино. Потому что ни один из старых кинотеатров для таких, как я, не приспособлен. Но для того, чтобы втащить меня на эти четыре ступеньки, надо четверо взрослых мужчин.
Кто в ответе за безбарьерную среду?
Бюджетные деньги на реализацию программы «Доступная среда» получают те объекты, которые так или иначе завязаны на бюджет. Но безбарьерную среду обязаны создавать не только бюджетные учреждения. Согласно федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», доступными должны быть все социально значимые объекты. А среди них и аптеки, и продуктовые магазины, спортивные сооружения, театры, кинотеатры. Или кино можно смотреть только тем, кто ходит ногами?
Что касается различных ведомственных учреждений, которые участвуют в программе, по данным министерства социального развития Саратовской области, за полтора года комплексные работы по адаптации тех или иных помещений с учетом нужд инвалидов были проведены в 429 учреждениях. Из них 11 областных и 14 муниципальных учреждений являются модельными объектами. То есть такими, на которых надо учиться, как делать правильно.
Среди областных модельных объектов – Центр по обучению и реабилитации инвалидов (ЦОРИ). Среди муниципальных – Городской центр национальных культур (ГЦНК). По долгу службы приходилось бывать и там, и там. И если ГЦНК не может восприниматься как пример для подражания, то ЦОРИ, наверное, идеален в качестве модели.
На входе дорожка из тактильной плитки, первая и последняя ступени выкрашены в желтый цвет. Длинный, удобный и нескользкий пандус с двойными поручнями для колясочников и опорников, широкие раздвижные двери. Внутри уже установлены два широких лифта с кнопками со шрифтом Брайля. И до сих пор в здании идет ремонт по адаптации старой гостиницы «Околица», где ЦОРИ и располагается, с учетом интересов инвалидов.
Как делать надо
– Во-первых, существует СНиП 35-01-2001, где очень четко прописан алгоритм всех действий, – говорит заместитель директора ЦОРИ Дмитрий Соковнин. – Во-вторых, мы сразу ориентировались на интересы и потребности самих инвалидов, приглашали ребят-колясочников, которые хорошо знают все СНиПы, на руках их в помещение заносили и вместе смотрели, где коляска проходит, где не проходит, где надо сделать двери пошире и т. п. Потом уже составлялся проект, и мы наших подрядчиков не раз поправляли, доказывали, вносили в проект изменения, чтобы здание после ремонта соответствовало всем нормативам и было удобным.
Надо понимать, что входная группа – это не только двери, ступеньки и пандусы. Это еще и тактильные дорожки перед входом, цветографические схемы, в том числе на ступенях, информационные табло, кнопка вызова персонала и так далее, и так далее.
Дорожки, мощенные тактильной плиткой, также делаются по ГОСТу, чтобы незрячему человеку было понятно, где идти прямо, где надо свернуть, когда перед ним будет препятствие. Первая и последняя ступеньки входа обязательно должны быть выкрашены в желтый цвет, поскольку для тех, у кого остаточное зрение, желтый цвет бликует. И человек понимает, что перед ним препятствие.
Пандус для инвалидов-колясочников должен быть под уклоном от 8 до 10 градусов, в редких случаях позволяется 12, но не больше. Плитка не должна быть скользящей. Пандус необходимо оборудовать поручнями. Причем поручни должны быть двухуровневые – и для тех, кто поднимается на коляске (они расположены ниже), и для тех, кто идет пешком (повыше). В СНиПе 31-05-2001 регламентировано всё вплоть до сечения ручки поручня.
Ширина одностворчатой двери не должна быть менее 90 см, а двустворчатой – менее 120 см. Разворотная площадка перед входом должна быть достаточной ширины, чтобы колясочник, открывая дверь, не опрокинулся на ступеньки.
Допускается строительство винтовых пандусов. Но опять же, разворотная площадка должна быть глубиной полтора метра, чтобы человек на коляске мог свободно повернуться вокруг своей оси. Люди с ограниченными возможностями должны иметь свободный доступ в любое помещение здания. Необходим специально оборудованный туалет для инвалидов-колясочников.
И как не надо
– Я, поскольку в теме, поражаюсь, насколько люди могут извратить действительно хорошую идею! – говорит Соковнин. – И плитка на пандусе у него не скользящая, и поручни правильные, но он так угол задерет, что туда не то, что въехать самостоятельно, вкатить коляску трудно. В «Триумф Молле», например, сделали пандус. Он неплохой, и градус выдержан верно. Но, во-первых, там очень скользкая плитка, и, во-вторых, там нет поручней. А колясочнику обязательно надо держаться за что-то, иначе он коляску просто не вкатит. Еще минус торговых центров – это крутящиеся двери. При наличии крутящихся обязательно должны быть дублирующие обыкновенные, желательно всегда открытые. Или вот сделали пандус на входе в парк Дружбы народов в Заводском районе. Но там очень высокий угол и маленькая разворотная площадка на повороте.
Город из кресла-коляски
– Вы мне предлагаете оценить доступность «Доступной среды»? – смеется Дмитрий Митраков. – Из хороших примеров могу назвать новый ТЮЗ. Там удобный вход, все условия. Единственное, но это я уже, наверное, придираюсь: в зале не очень комфортно находиться. Приходится стоять в проходе, и если люди выходят из зала, ты им мешаешь. Вот если бы в паре рядов убрать бы по паре кресел, всем было бы значительно удобнее. Из спортивных сооружений доступным можно с большой натяжкой назвать «Манеж». Но из коридора попасть в зал, где беговые дорожки, трудно. Да и туалета там нет. Хороший вход сделали в юридическом институте, где с колясочниками тренер занимается теннисом. Однако отсутствие там туалета и раздевалки тут же ставит крест на желании тренироваться.
Что касается аптек, Митраков говорит, что в его районе (Чапаева/Белоглинская) нет ни одной аптеки со свободным доступом, а половина кнопок вызова персонала не работает ни в аптеках, ни в продовольственных магазинах. Нормы соблюдаются только в гипермаркетах.
– Или вот потрясающий пример – главпочтамт наш саратовский, – рассказывает инвалид-колясочник. – Он вообще не оборудован для инвалидов. Мне приходят посылки, и я предпочитаю забирать их сам. Но ты приезжаешь, открываешь дверь и стоишь перед этой красивой лестницей, как идиот, пока какой-нибудь администратор мимо не пробежит. И ведь там нет даже кнопки вызова персонала. Администрация Октябрьского района – старое сталинское здание с большой парадной лестницей. Можно ведь подъемник поставить? Но чиновники говорят, что делать администрацию доступной для колясочников смысла не имеет, поскольку к ним инвалиды не ходят, а ходят только представители по доверенности. Так, может, поэтому и не ходят, что зайти не могут?
Не очень удачно сделан вход в отделении Сбербанка, что на Вавилова между Рахова и Астраханской. Там прекрасный внешний пандус, но очень узкий вход в операционный зал с двумя высокими ступеньками. То есть колясочник доедет до двери, но внутрь попасть уже не сможет.
– В отделении Сбербанка на Чапаева всё просто отлично, – делится впечатлениями Митраков. – Всё по СНиПам, всё сделано правильно. Редко где такое встретишь. Но почему никто не подумал о том, что мы сидим? Почему в операционном зале нет ни одной низкой стойки? Получается, что операционистка видит только твою макушку, и то если привстанет. А ведь есть еще и карлики. Они ниже нас, даже когда мы сидим. Им что, прыгать надо?
Общее ощущение, что пока общество строит пандусы, потому что так велели. Для галочки, чтобы прокуратура не оштрафовала. А не для людей.
– К тому же проблему же надо решать в комплексе, – говорит Митраков. – А у нас один делает, другой не делает. В том же «Теремке», вы говорите. Наверняка театру принадлежит здание и метр площади вокруг. Поэтому свою работу они сделали, а город должен делать свою. Но согласованности нет.