На свободу с чистой экс-партийной совестью
Условно-досрочно освободился бывший глава райцентра Питерка Алексей Желудков, осужденный за ДТП со смертельным исходом. Под колесами его иномарки погиб 13-летний мальчик. Приговор чиновнику был вынесен 18 июля прошлого года, решение об УДО вступило в силу 5 января.
«Всё как положено»
Напомним, что трагедия в Питерке произошла в апреле прошлого года. Господин Желудков, будучи пьяным, сел за руль служебного автомобиля «Форд Фокус». Двигаясь на большой скорости, иномарка правым боком врезалась в велосипедиста, ехавшего по обочине сельской улицы. Удар был так силён, что треснул передний бампер, разбились лобовое стекло и фара. Не останавливаясь, водитель покинул место аварии. Прохожие вызвали скорую. Врачи констатировали смерть мальчика.
Погибшему Артему Васильеву было 13 лет. Он был усыновленным ребенком. Жительница села Ольга Сазанкова взяла под опеку мальчика, от которого отказались в роддоме, и воспитывала при помощи старших родных сыновей.
Автоинспекторы нашли разбитый «Форд» во дворе дома Желудкова. Машину опечатали и на эвакуаторе увезли к РОВД. Мэр заперся в доме. Сотрудники полиции несколько часов безрезультатно стучали в двери. К воротам выставили пост ППС, так как на место событий собрались возмущенные жители села. Желудков вышел только утром и заявил, что не был за рулем. Вину за ДТП попытался взять на себя сын мэра, Сергей, работавший помощником прокурора Краснопартизанского района. Краснокутский районный суд отпустил чиновника домой, взяв «обязательство о явке». Эта мера процессуального принуждения означает, что человек «может сохранять обычный уклад жизни, вправе по своему усмотрению менять место жительства, однако должен об этом ставить в известность орган расследования».
Благодаря пользователям социальных сетей происшествие в отдаленном районе Саратовской области получило широкий резонанс в Интернете.
Уже на следующий день, посоветовавшись с адвокатами, Алексей Желудков написал явку с повинной, а тот же Краснокутский суд вынес решение об аресте.
Ситуация оказалась на руку местным единороссам: у мэра, который, разумеется, был членом ЕР, давно возникли трения с партийным руководством. В декабре 2011 года на выборах в Госдуму «Единая Россия» получила в Питерке только 43 процента голосов (по области в среднем – более 70 процентов), после чего Желудкова заподозрили в связях со «Справедливой Россией» и сняли с поста руководителя политсовета районной ячейки. После аварии «Единая Россия» потребовала «самого тщательного и объективного расследования» и получила удобный повод исключить Желудкова из рядов за «дискредитирующие действия».
На суде прокуратура попросила для экс-мэра наказание в виде 2,5 лет колонии-поселения. Приговор оказался еще мягче – один год восемь месяцев поселения и лишение прав на полтора года. В качестве смягчающих обстоятельств Краснокутский суд учел признание вины, наличие на иждивении малолетнего ребенка и добровольное возмещение морального вреда.
Как рассказал сам Алексей Желудков, 5 января он вышел на свободу (приговор был вынесен 18 июля). «По действующему законодательству, отбыв более трети срока, я имею право на условно-досрочное освобождение. Я подал заявление, его рассмотрели, всё как положено», – отметил господин Желудков. Бывший мэр добавил, что больше не хочет работать на государственных и муниципальных должностях, «и в политику тоже ни ногой».
Государственная риторика и судебная практика
Напомним, что прошедшей осенью представители власти бурно обсуждали ужесточение наказания для водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом. Поводом стала сентябрьская трагедия в Москве: на Минской улице пьяный автомобилист протаранил остановку общественного транспорта, погибли семь человек – воспитанники детского дома-интерната и их воспитательница с супругом. Депутат Госдумы единоросс Шамсаил Саралиев предложил приравнять нетрезвых водителей к террористам, ввести пожизненное лишение прав за езду в пьяном виде и пожизненное лишение свободы за совершение аварии, в которой погибли два и более человек. Единоросс Вячеслав Лысаков предложил считать водителей, сбежавших с места ДТП, нетрезвыми и назначать соответствующее наказание (сейчас водители, совершившие тяжкие аварии, пытаются скрыться хотя бы на сутки, чтобы экспертиза не смогла доказать содержание алкоголя в их крови).
Идею ужесточения наказаний поддержали первые лица государства. «Если человек один раз попался, а потом снова «треснул» и снова за руль, нужно вводить уголовную ответственность», – сказал на совещании по безопасности дорожного движения премьер-министр Дмитрий Медведев. «За некоторые вещи нужно просто карать. Границы свободы, ответственности, обязанности перед обществом – они просто размыты целиком», – сказал президент Владимир Путин, добавив, что необходимо провести «работу по повышению общекультурного уровня» в обществе.
Депутаты ГД подготовили несколько вариантов поправок в Уголовный кодекс. В декабре правительство РФ поддержало законопроект, разработанный главой комитета по безопасности Ириной Яровой. В документе прописан административный штраф за вождение в пьяном виде в сумме 50 тысяч рублей и уголовный штраф до 200 тысяч рублей за повторное нарушение такого рода. За ДТП с летальным исходом, совершенное пьяным водителем, предлагается наказание в виде лишения свободы на срок от двух до десяти лет (сейчас до семи лет), если погибли два и более человек – от пяти до 15 лет (сейчас до девяти лет).
Любопытно сравнить государственную риторику и судебную практику. Например, в Ульяновске сейчас слушается дело бывшего подмосковного судьи Валерия Саса, обвиняемого в ДТП, в котором погибли два человека. Трагедия произошла в январе 2011 года на ульяновском мосту через Волгу. По данным следствия, судья, находясь за рулем личной «Тойоты Хайлендер», вылетел на встречную полосу и врезался в автомобиль ВАЗ, в котором ехали местные жители. 22-летний водитель отечественной легковушки Ильназ Ильясов погиб на месте, 23-летняя Альбина Шарафутдинова скончалась несколько часов спустя в больнице, 52-летняя пассажирка «Жигулей» была госпитализирована в тяжелом состоянии. 56-летний Валерий Сас не пострадал. Он отказался от медосвидетельствования. Врач наркологической клиники, куда его привезли, и автоинспектор подтвердили, что от судьи пахло алкоголем. Расшифровка записей бортового компьютера джипа показала, что перед столкновением скорость автомобиля составляла более 110-120 километров в час, и водитель даже не пытался затормозить.
Квалификационная коллегия судей Московской области лишила господина Саса полномочий судьи. Обвинение ему предъявили только в мае 2012 года. В октябре ульяновская прокуратура вернула дело Следственному управлению СКП для дополнительного расследования. Причиной стало то, что один из адвокатов господина Саса не ознакомился с материалами. На 10 января нынешнего года было назначено предварительное слушание в Железнодорожном районном суде Ульяновска. Обвиняемый (находящийся под подпиской о невыезде) не явился на заседание, прислав в суд телеграмму о том, что уехал по туристической путевке в Испанию. Судья, рассматривающий дело, не стал оформлять привод Саса и отложил заседание на неделю.
«Шестилетку» – досрочно, за год!
Саратовским чиновникам, осужденным по различным статьям УК, не в первый раз везет с условно-досрочным освобождением.
Например, ранее стремительное УДО получил Николай Курапов, бывший заместитель председателя регионального правительства и руководитель Облкоммунэнерго. Он был признан виновным в присвоении 9,5 миллиона рублей и злоупотреблении полномочиями. Гендиректор госкомпании (75 процентов акций которой принадлежали региону) приобрел Bentley Continental за 5,2 миллиона рублей и получил нагрудную звезду со 105 бриллиантами за 320 тысяч рублей.
Отметим, что скандал с Облкоммунэнерго также имел политический подтекст: проверку в компании провели после смены областной власти (когда на место губернатора Дмитрия Аяцкова пришел Павел Ипатов), по мнению некоторых экспертов, Николай Курапов был назначен «козлом отпущения». В январе 2007 года чиновник был приговорен к шести годам колонии общего режима, однако вышел на свободу уже через год.