«Паниковать не стоит — стандартная ситуация»
Некоторые участники областной программы «Социальная ипотека» не получают компенсацию процентной ставки по ипотечному кредиту из областного бюджета с начала осени 2012 года. Об этом нам рассказала одна из участниц программы. В министерстве, по словам Светланы С., обвиняют банк в том, что деньги не поступают на счет. В отделении банка говорят, что это не их ошибка. Причем без компенсаций находятся как минимум пять человек, о которых нам стало известно в процессе подготовки материала.
Непростая ипотека
Программа «Социальная ипотека» в Саратовской области действует с 2005 года. Те, кто вступил в эту программу, за счет средств бюджета Саратовской области получают ежемесячно компенсацию части оплаченных ими процентов по ипотечным кредитам в размере не более 50 процентов. При этом процентная ставка по кредиту при получении «Cоциальной ипотеки» не должна быть выше 16 процентов. То есть стоимость заемных денег с помощью правительства области удешевляется максимум в два раза. Участниками «Cоциальной ипотеки» могут стать граждане, которые до получения ипотечного займа были обеспечены жилплощадью на условиях социального найма или по праву собственности, но не более чем 14 кв. метров на каждого члена семьи, или же проживали в коммунальной квартире. Особо было прописано, что только после подтверждения разрешения на участие в программе следовало отправиться в банк, взять кредит и покупать квартиру. После чего каждый месяц ждать компенсации половины процентной ставки на свой счет.
По данным министерства строительства и ЖКХ, с 2005 года в эту программу вступили 7770 семей. В 2012 году на выплату компенсаций в рамках «Социальной ипотеки» было выделено 195,8 млн рублей из областного бюджета.
А денег нет
– В программу «Социальная ипотека» я вступила в 2011 году, – рассказывает Светлана. – Взяла кредит в Сбербанке, оформила ипотеку на 20 лет. До августа прошлого года компенсация на мой счет поступала регулярно, никогда никаких задержек по выплатам не было. В августе, а конкретно второго числа, я почему-то получила последний платеж. В октябре я обратилась в министерство строительства и ЖКХ с вопросом, почему не приходят выплаты по «Социальной ипотеке». Там мне ответили, что, скорее всего, это банк предоставил неверную информацию по датам зачисления платежа от ипотечной суммы, поэтому деньги перевести не удалось.
Однако в том отделении Сбербанка, где Светлана оформляла кредит, ей сказали, что всё в порядке, что с их стороны никакой ошибки допущено не было и данные в минстрой были отправлены верные. Женщину насторожил и тот факт, что в одной очереди в министерство вместе с ней стояло еще четыре человека с той же проблемой – невыплата компенсации по процентной ставке ипотечного кредита. Но кредиты все они брали в разных банках.
– Да еще и моя сотрудница как раз в июле оформила «Социальную ипотеку», но до сих пор на ее счет не поступило ни копейки, – объясняет Светлана.
До конца декабря ей приходилось ходить из двери в дверь, но ни в банке, ни в министерстве строительства и ЖКХ женщине не могли объяснить причины задержки выплат. Только перед самым Новым годом в минстрое ей пообещали, что ситуация разрешится в конце января 2013 года.
Зря бумагу портили
Для того чтобы разобраться в ситуации, мы обратились с официальным запросом в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, в котором попросили объяснить причины невыплат компенсации некоторым участникам программы в течение длительного времени. Ответ из министерства дали. Но такой, что лучше бы, наверное, не отвечали совсем.
На двух листах самым подробным образом расписано, на кого распространяется «Социальная ипотека» и согласно каким постановлениям правительства области она распространяется. Одним предложением обозначена сумма, выделенная из бюджета на выплату компенсаций, за прошлый год. Информацию о выделении средств на 2013 год рекомендовано искать в областном бюджете на 2013 год. Про причины, по которым компенсация может не выплачиваться, не сказано ни слова. О том, какое количество человек в данный момент сейчас сидит без обещанной господдержки, тоже. И только из скупой канцелярской фразы «финансирование расходов на компенсацию и социальные выплаты осуществляется в пределах средств, ежегодно предусматриваемых законом области об областном бюджете на очередной финансовый год» можно, если владеешь какими-то экономическими знаниями, сделать вывод о том, что в августе бюджетные деньги просто кончились, и компенсации выплачивать стало банально нечем.
Что скрывается за канцеляризмом?
По словам одного из экспертов, который несколько ранее имел непосредственное отношение к контролю за исполнением программы «Социальная ипотека», у таких невыплат может быть две причины. Первая – это, действительно, отсутствие данных со стороны банков. Да, такое случается, что кредитно-финансовые учреждения иногда дают ошибочные сведения или же неверные сведения по дате зачисления платежей предоставляет сам участник социальной ипотеки. Но в этом случае задержка бывает не более двух, в самом крайнем случае трех месяцев. И то, если человек не приходит в министерство и не разбирается, в чем причина задержки выплаты.
Вторая причина – это нехватка денежных средств в бюджете. Поскольку сумма, которая закладывается в бюджет на исполнение этого обязательства, прогнозная. Фактическая сумма от нее, как правило, отличается в большую сторону. Причем то, насколько она увеличится, становится понятно где-то примерно в середине года. И тогда на исполнение обязательств по программе из бюджета выделяются дополнительные средства. Или не выделяют. Но социальные обязательства, тем не менее, остаются и должны быть – и, скорее всего, будут – погашены.
Депутат Саратовской областной думы Леонид Писной тоже в курсе проблемы.
– Это стандартная ситуация, которая складывается с выплатами по «Социальной ипотеке» в конце года, – уверяет парламентарий. – По моим данным, дефицит ассигнований у нас на сегодня где-то 23-24 млн рублей. В совокупности эта задолженность по всем участникам за период чуть больше месяца. И возникает она каждый год потому, что далеко не все участники программы добросовестно сдают отчеты. Вы же знаете, как у нас люди ипотеку выплачивают – кто-то заранее старается выплатить, кто-то опаздывает с платежами. Это же всё надо посчитать, чтобы закрыть выплаты. А мы из-за того, что отчитываются люди абы как, никак не можем спрогнозировать этот люфт. И так у нас повторяется из года в год. При этом в каждый следующий год к концу первого квартала ситуация выравнивается. Все получают как текущие выплаты, так и те выплаты, которые были задержаны. На будущий год у нас на «Социальную ипотеку» заложено в бюджете больше 200 миллионов рублей. Так что паниковать не стоит. Конечно, если в каком-то конкретном случае компенсация не поступала на счет дольше трех-четырех месяцев, надо в этом разбираться. Я думаю, что это всё решаемо в рабочем порядке.
По словам начальника отдела по работе с партнерами Саратовского отделения 8622 ОАО «Сбербанк России» Ольги Зайцевой, в рамках соглашения, заключенного между Сбербанком и министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, банком осуществляется ежемесячная передача реестра по всем клиентам Сбербанка, которые оплатили ипотечный кредит в предыдущем месяце.
– Что касается случаев задержки выплат, о которых вы рассказали, то их надо рассматривать каждый в отдельности, – объясняет Ольга Геннадиевна. – При обращении клиентов банк оперативно выясняет причины, и в случае необходимости в министерство подаются уточняющие сведения. И клиенту опять возобновляют зачисления. Что касается массовых невыплат компенсации процентной ставки, то такие ситуации возможны в конце года. Это связано с окончанием бюджетного финансирования. После открытия финансирования в последующем году, ориентировочно в конце января, выплаты возобновляются.
Так что, скорее всего, ситуация с невыплатой компенсации по процентной ставке ипотечного кредита действительно не критическая, а вовсе даже штатная. И люди в конце концов получат обещанную помощь. Вопрос в другом. Почему в министерстве строительства и ЖКХ ни самим участникам программы, ни по запросу СМИ так и не сумели внятно объяснить, в чем причина задержек поступления выплат? Почему отделались сухой, ничего не объясняющей фразой? Или это так страшно – признать, что не всё в порядке с деньгами в «датском королевстве», что проблема существует, но она решается и решится? Люди не зря придумали общение: с помощью правильно подобранных слов можно всё объяснить и успокоить человека. А если отделываться отписками и игнорировать острые вопросы, в ответ можно получить тонну критики и злобы.