«Друзья и звезды»

Оценить
«Он делает книгу о самых выдающихся людях», — говорил Андрей Макаревич Михаилу Жванецкому. Он — это Михаил Веллер, чью книгу «Друзья и звезды» недавно выпустило издательство «Астрель».

«Он делает книгу о самых выдающихся людях», – говорил Андрей Макаревич Михаилу Жванецкому. Он – это Михаил Веллер, чью книгу «Друзья и звезды» недавно выпустило издательство «Астрель».

Было время, когда «слово писателя весило и значило немало. Крупный признанный писатель был как сейчас олигарх». В ту пору Веллер (это его мы процитировали) был молодым, голодным, непризнанным и жил в Эстонии. Ныне Михаил Иосифович немолод, сыт, живет в Москве и признан на всей территории постсоветского пространства. Он уже практически олигарх. Его приглашает на встречу президент. Он – в «ящике» и в радиоэфире. Кажется, включи утюг – из него Веллер будет вещать на тему геополитики.

Короткую прозу наш герой, впрочем, уже не пишет, а в основном специализируется на жанре баек. Новая книга – и вовсе сборник интервью, которые Веллер взял у многих известных (хотя и по-разному) людей – от Василия Аксенова до Виктора Суворова, от Владимира Соловьева до Бориса Березовского. Само собой, есть так и упомянутые вначале Макаревич со Жванецким. С собеседниками Веллер ведет себя по-свойски: телеведущего Соловьева называет Вовкой, Аксенова – Васей, Жванецкого – Мишей, Евтушенко – Женей...

Веллер-собеседник велеречив и многословен. Местоимение «я» – частный гость в его сборнике интервью: «Я был прав. Я не любил Сталина», «Брехта, сознаюсь вам, я никогда не любил», «первый раз в жизни я читал лекции в Италии», «у меня составлена программа выступлений по восьми городам», «я не так давно узнал, что в Древней Греции...» и так далее.

Были времена, когда Веллер следил за стилем, но сейчас для него это уже не актуально, пипл схавает и такое: «лицо его выражало готовность к доброте», «мне это глубоко знакомо», «у меня заплетаются линии мозгов». Когда-то Веллер хотел, по его собственному признанию, писать лучшую короткую прозу на русском языке. Но теперь он нашел короткий путь к успеху.