Жил-был фотограф один

Оценить
Он делал снимки городов Саратовской губернии «с наиболее выгодных в художественном отношении пунктов»

Пожалуй, ни один местный дореволюционный фотограф не оставил такой яркий след в истории Саратовской губернии, как Петр Павлович Пятницкий. Ему удалось не просто «остановить» ускользающее мгновение, а создать «портрет» целой губернии.

Сведений о нем до обидного мало. Известно, что родился он в Саратове в 1832 году в дворянской семье чиновника 9-го класса, члена Саратовского провиантского комиссариата. Род Пятницких не отличался знатностью и богатством. Однако восприемником (крестным отцом) при крещении маленького Петра был саратовский губернатор Ф. Л. Переверзев, что позволяет предположить, что семья в городе, вероятно, пользовалась уважением.

Современники находили Петра Павловича приятным собеседником, отмечали его радушие, приветливость и страстное увлечение фотографией. О молодом фотографе Пятницком заговорили вскоре после его поездки с ученым-славяноведом А. Ф. Гильфердингом по Балканам, в ходе которой был собран богатый археологический и этнографический материал. Наш земляк опубликовал альбом своих фотографий о жизни братьев-славян Сербии, Боснии и Герцеговины. На них были представлены пейзажи, памятники зодчества, представители народностей. Снимки произвели огромный эффект на заседании отделения этнографии Императорского Русского географического общества, и альбом удостоился медали «За полезные труды».

Наиболее ярко талант Пятницкого как фотографа раскрылся во время подготовки к столетию Саратовской губернии. Местная общественность готовилась отметить эту дату 3 февраля 1881 года. К юбилею приурочили выход исторического сборника о Саратовской губернии и фотоальбома. Составление альбома поручили П. П. Пятницкому. Сюда должны были войти виды городов «с наиболее выгодных в художественном отношении пунктов», примечательных зданий, виды местностей в уездах, типы жителей, «особливо инородцев» в национальных костюмах, изображения отдельных предметов старины.

Пятницкому предстояло объехать всю губернию. Он начал съемку весной 1880 года в колонии Сарепта Царицынского уезда и продолжал снимать, поднимаясь далее по Волге. В итоге фотографом было изготовлено 300 прекрасных фотографий большой величины (приблизительно 27 на 20 см). Из них специальная комиссия для юбилейного альбома отобрала 120 лучших. Принимались заявки как на полный альбом, так и на отдельные снимки на выбор покупателей, в том числе иногородних. Экземпляр альбома был поднесен министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову.

Петра Павловича все называли не иначе как «фотограф-любитель», «свободный любитель-художник», имея в виду, что фотография не являлась для него ремеслом, источником заработка. Но Пятницкий создавал свои снимки как большой мастер художественной фотографии, работая на стыке искусств художника и фотографа. И даже явная постановочность некоторых его снимков не кажется чрезмерно нарочитой, а выглядит уместно и вполне органично.

Саратовцам Пятницкий был знаком не только как страстный любитель фотографии, но также как земский и общественный деятель. Он являлся гласным губернского земского собрания, депутатом Саратовского дворянского собрания, членом губернского статистического комитета и Саратовского речного яхт-клуба.

25 февраля 1882 года Пятницкий скоропостижно скончался, немного не дожив до своего пятидесятилетия. Его похоронили на Воскресенском кладбище.

Время не сохранило облик самого фотографа, но его снимки старого Саратова, уездных городов и сельских уголков губернии продолжают нас восхищать трогательными патриархальными подробностями провинциального быта, бесхитростными жанровыми сценками, непредвзятым отношением к окружающему миру.

Наталия Самохвалова, Государственный архив Саратовской области