Максим Миронов задал МИД три вопроса о занятии дипломатов контрабандой

Оценить
Экономист поинтересовался у российского дипломатического ведомства, как они ведут контроль за незаконной пересылкой вещей сотрудников миссий из разных стран мира.

Профессор финансов мадридской IE Business School Максим Миронов задал МИД РФ вопросы о том, как ведомство контролирует пересылку вещей сотрудников дипмиссий из разных стран мира и каким образом министерство гарантирует, что с диппочтой в Россию не попадет некий опасный или противозаконный груз. Свои вопросы экономист опубликовал вчера, 22 мая, на сайте «Эха Москвы» в связи с окончанием следствия по «кокаиновому делу», связанному с поставками наркотика диппочтой из аргентинского посольства РФ. 

Он проанализировал материал газеты «Коммерсантъ» о завершении следствия по делу контрабанды кокаина и, учитывая показания обвиняемых, сделал «два однозначных вывода»: фигуранты дела занимались контрабандой, в чем они сами признались, а также знали, что занимаются поставкой нелегальных грузов.

В доказательство первого тезиса Миронов приводит показания Андрея Ковальчука, который заявлял, что занимался поставкой в Россию только дорогих сортов кофе и сигар, однако даже при таком раскладе он делал это без уплаты таможенных пошлин и сборов. Следовательно, «если Ковальчук и его подельники отправляли центнеры товаров под видом диппочты, то это контрабанда», отмечает автор.

Также Миронов обращает внимание на тот факт, что еще один участник наркотрафика, Али Абянов, и раньше «несколько раз по просьбе Андрея Ковальчука переправлял «очень тяжелые чемоданы» в Москву, получая за каждый по тысяче долларов. Он паковал груз как дипломатическую почту и пересылал его «самолетами российской военно-транспортной авиации» при участии помощника посла по безопасности Олега Воробьева, который общался с Ковальчуком по поводу перевозки чемоданов в аэропорт. Кроме них, в цепочке были задействованы бывший полицейский Иван Близнюк и его подельник Андрей Чикало. С учетом того, что должны были быть некие работники, физически грузившие чемоданы в самолет и переправлявшие груз в Москву за определенную плату, провоз одного чемодана обходился в несколько тысяч долларов, подсчитал Миронов.

«Ковальчук прилетал в Аргентину на частном самолете и пытался забрать эти 12 чемоданов сам. Фрахт самолета стоит порядка 350,000 долларов, то есть он был готов заплатить за перевоз каждого чемодана около 30,000 долларов (сверх тех денег, которые он заплатил Абянову и другим). На регулярных авиалиниях за отправку одного большого чемодана из Буэнос-Айреса в Москву возьмут 200-300 долларов. Если время не торопит, то за 5,000-6,000 долларов можно отправить контейнер из Буэнос-Айреса. Он дойдет примерно за 2 месяца, и туда поместятся несколько сотен таких чемоданов. То есть если отправлять груз легально, то пересылка обойдется от нескольких сотен долларов (если самолетом) до нескольких десятков долларов (если по морю) за один чемодан. Тысячи и тем более десятки тысяч долларов за пересылку чемодана имеет смысл платить только в том случае, если ты отправляешь что-то нелегальное, что ни в коем случае не должно попасть на глаза таможенникам», - заключает экономист.

Он обратил внимание на нелепость версии обвиняемых, согласно которой, они поставляли в Москву «самый дорогой в мире» кофе Luwak. Этот кофе производится в странах Юго-Восточной Азии, и бессмысленно везти его на другую половину земного шара, в Аргентину, чтобы потом снова отправить на восток, в Россию, подчеркивает автор, особенно с учетом высоких пошлин в Аргентине. Помимо этого, подсчитал Миронов, розничная цена кофе Luwak составляет до 500 долларов за килограмм, и по максимальным расценкам удастся продать содержимое чемодана максимум за 15 тысяч долларов. Фигурантам в этом случае нет смысла платить за переправку 30 тысяч долларов, чтобы потом продать кофе в розницу в два раза дешевле.

На основании проанализированного материала экономист задал МИД РФ три вопроса: «Есть ли какой-то внутренний контроль за чемоданами, которые дипломаты и сотрудники диппредставительств (Абянов даже не был дипломатом) отправляют под видом диппочты? Из показаний обвиняемых следует, что это была не разовая переправка, и Абянов регулярно помогал Ковальчуку переправлять чемоданы, получая по 1,000 долларов с каждого. Отправка легальных грузов стоит намного дешевле. Значит, кокаин через российское посольство отправляли много лет. Как осуществляется контроль за безопасностью российских дипмиссий? МИД неоднократно утверждал, что Ковальчук никогда не являлся сотрудником МИДа и вообще не госслужащий. Получается, любой проходимец может втереться в доверие к завхозу посольства, коррумпировать его и складировать на территории посольства гору чемоданов с неизвестным содержимым? А если бы он захотел складировать не наркотики, а, например, взрывчатку? Контрабандой занимаются только сотрудники посольства в Аргентине, или аналогичная ситуация в наших посольствах в других странах? Аргентинские власти в течение последних лет активно взялись за борьбу с наркоторговцами поэтому эта история и вскрылась. Они регулярно конфискуют крупные партии наркотиков. А что происходит в посольствах других стран, например, в Перу, Боливии, Венесуэле, Афганистане? Оттуда тоже сотрудники посольств могут спокойно переправлять чемоданы без всякого контроля и таможенного досмотра?

Напомним, в феврале прошлого года стало известно о хранении 389 килограммов кокаина в подсобном помещении школы, расположенной на территории посольства РФ в Аргентине. О хранившихся наркотиках в 2016 году рассказал посол РФ в этой стране Виктор Коронелли, после чего аргентинские и российские спецслужбы заменили кокаин на муку и организовали отслеживание канала поставки.

В результате операции в России были арестованы три предполагаемых сообщника контрабандистов - бывший завхоз посольства Али Абянов, бизнесмены Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов, в Аргентине - полицейский из Буэнос-Айреса Иван Близнюк и механик Александр Чикало, в Германии - бизнесмен Андрей Ковальчук.

В начале июня РБК сообщал, что Близнюк и Чикало через своих адвокатов передали письма с просьбой о помощи к властям РФ из тюрьмы города Маркос-Пас. Обвиняемые заявили о своей невиновности. В конце июня президент России Владимир Путин подписал указ о переводе российского посла Виктора Коронелли из Аргентины в Мексику. При этом предполагаемый организатор контрабанды кокаина из Аргентины в Россию, бизнесмен Андрей Ковальчук, попросил судить его в Германии и не экстрадировать в Россию.

В августе прошлого года найденный в посольстве кокаин сожгли в крематории на кладбище Чакарита.