«Уроки Табакова». В Саратове показали оперу о менструации и сексуальном насилии
Вчера, 21 апреля, в рамках культурно-образовательного проекта-фестиваля «Уроки Табакова» на Малой сцене саратовского театра драмы состоялся показ спектакля «28 дней» Московской школы нового кино. Автор пьесы Ольга Шиляева определила её жанр как «трагедия менструального цикла», а режиссеры Юрий Муравицкий и Светлана Михалищева поставили «современную оперу».
Арт-директор фестиваля Ольга Харитонова перед началом спектакля предупредила зрителей о присутствии нецензурной лексики в постановке и предложила тем, кто не приемлет подобного на сцене покинуть зал, заметив, что деньги за билеты им вернут. Предложением воспользовались двое - мужчина и женщина. Остальные зрители остались на своих местах до конца спектакля.
«Вы можете справедливо спросить, какое отношение имеет этот спектакль к «урокам Табакова». Я отвечу. У него был широкий взгляд на театр. Он понимал, что театр не может двигаться в одном направлении. И стремительно на сценическую площадку и в театральное пространство входят темы и герои, которых еще вчера трудно было в этом пространстве себе представить», - сказала Харитонова.
Муравицкий в свою очередь рассказал историю возникновения спектакля.
«Я уже пять лет руковожу актерской лабораторией Московской школы нового кино. Это второй набор. Они учатся три года, и это третий курс уже. Обучение строится таким образом, что идет полноценный учебный процесс, а третий год полностью посвящен практике - ставим спектакли и снимаем кино. И нужно было сделать читку. У меня есть одна особенность у курса гендерная, один мальчик на курсе. И я попросил - дайте что-нибудь женское. Мне прислали две пьесы, и «28 дней» - явный фаворит. Текст очень сильный. Несмотря на то, что я мужчина, я понял, что эта пьеса и обо мне в том числе. Это пьеса о времени. Мы сделали читку, получили грант - небольшие деньги от спонсоров, которые помогают как-то оформить спектакль. И мы были очень рады, что сможем с нашими студентами поставить этот материал, потому что я считаю его очень сильным, очень мощным, очень важным. Мы долго над ним работали, и в какой-то момент произошел переворот - мы поняли, что делаем оперу. Не совсем традиционную, современную оперу. Это не самая простая работа для студентов - работать с таким материалом. Но если бы я вернулся в прошлое, я бы принял это решение снова. Эта вещь очень важная, она должна звучать», - поделился Муравицкий.
По его словам, несмотря на то, что играют студенты, спектакль будет идти в профессиональном театре. Кроме того, запланировано участие в фестивалях.
«У этого учебного спектакля уже складывается вполне себе театральная судьба», - подчеркнул режиссер.
После приветственных слов на сцену вышли артисты: девушка в наряде Белоснежки (Она), остальные в повседневной одежде черных и красных тонов (Хор женщин) и мужчина в домашних тапочках (Мужской голос).
Действие спектакля начинается с рассказа о первых днях менструального цикла, о самочувствии героини, об отношении общества, после чего подобным образом описываются все фазы менструального цикла с физиологическими подробностями и эмоциональными аспектами. В тексте «хора» прослеживались отсылки к популярным флешмобам #metoo и #янебоюсьсказать, в ходе которых пользователи интернета рассказывали о сексуальных домогательствах и пережитом насилии. К ним присоединялся голос общества, повторяющий фразы «сама виновата» и «ей нравилось, иначе бы сопротивлялась».
Часть действия отведена обсуждению отношений женщины и мужчины в зависимости от дня менструального цикла - от любви до желания убить, отношению женщины к своей внешности, работе, месту в обществе.
Зрители поблагодарили артистов аплодисментами.
Спектакль имеет возрастной рейтинг 18+.