Верьте только делам? Часть 2

30.08.2016, 13:15
Комментарии:1
Просмотры: 1317
Антон Морван,
журналист

В прошлом блоге я обещал высказаться насчет предвыборного прожекта партии «Единая Россия», который в спешном порядке педалируется ее апологетами, – речь о новом городском пляже на новой же набережной Саратова.

Этот предвыборный прожект «ЕР» как бы идет вкупе с другим крупным направлением, о котором нельзя не сказать, – так называемым урбанистическим планом. А если проще – созданием новых пешеходных зон, что является действительно очень актуальной мерой как для Саратова, так и для других российских городов. Тут, как кому бы ни показалось странным, можно согласиться с утверждением единоросского политтехнолога-охранителя Дмитрия Чернышевского, который крайне лестно отозвался о «плане Володина» по развитию пешеходных зон, спроецировав его на преображение Москвы после того, как тамошние власти начали вводить ограничения для частных автовладельцев в центре города, уделяя больше внимания для общественных пассажироперевозок и пешеходов. Все это верно, но применительно к нашим реалиям стоит сделать несколько оговорок.

Во-первых, «план Володина» – это все же слишком смело сказано. Понятно, что официоз не может не высказать дежурных фраз про «ангела-хранителя Саратова», благодаря которому в город завезли миллионы рублей на реализацию проекта, притом что за последние годы о пешеходных зонах в нашем городе вообще не особо заикались: штатные комментаторы и обожатели вождя все предшествующие годы говорили совсем другие слова – о необходимости расширения улиц и размещения на них парковочных карманов вместо зеленых зон и тротуаров (яркий пример – блог видного ОПщественника и сторонника «центральных убеждений» Евгения Лузановского на «Взгляде», где он предлагал распахать под парковки и Волжскую, и площадь Чернышевского, а спустя год восторгался «плодами взаимодействия»). А тут под выборы невиданная щедрость и нежданно-негаданный «золотой дождь» после многолетних разглагольствований о хроническом бюджетном недофинансировании Саратова, из-за которого вся городская инфраструктура в самом деле находится в предкатастрофном состоянии.

Говоря о «плане Володина», стоит отметить, что речь идет не о чем-то принципиально новом, а о хорошо забытом старом – реанимации проекта времен архитектора Юрия Менякина. Благо сегодня мало кто из почтенных избирателей помнит, что еще с середины 1980-х годов планировалось наряду с превращением в пешеходную зону проспекта Кирова продлить оную по улице Волжской до Набережной Космонавтов.

Был еще более экономный вариант создания пешеходного пространства от площади у памятника Чернышевскому через сквер Липки и Бабушкин взвоз, но последний проходит по слишком пересеченной местности от Чернышевского до Волги, и его отбросили, но и другой вариант не реализовали, ограничившись лишь проспектом и расширением на Волжской тротуаров, а также переносом с двух этих улиц троллейбусного маршрута №2 в 1984 году. Что же касается продления набережной, то ее начали реализовывать за несколько лет до нынешнего «урбанистического проекта», а одним из первых, кто говорил о необходимости благоустройства волжского берега в Саратове, был отец-основатель Набережной Космонавтов архитектор Эдуард Петрушко. 3 января 1962 года в газете «Коммунист» была опубликована его статья «Городу – достойный архитектурный облик», в которой Петрушко говорил следующее: «...уже давно высказывалось совершенно справедливое мнение о необходимости постепенной подготовки к выводу большой части промышленных предприятий, расположенных в наиболее здоровой и красивой части города – его прибрежной полосе. Этот район – от Бабушкиного взвоза до Кожзавода – должен стать районом жилых домов».

Во-вторых, реализация подобного проекта должна состоять как минимум из двух частей. Помимо размещения пешеходных зон, необходимо думать, что делать с «потесненными» автовладельцами в частности и транспортными потоками вообще. В столице, на чей опыт справедливо ссылается Дмитрий Чернышевский, пошли на не очень популярные меры: для развития публичных пространств и прогрессивного разрешения вопроса «город для людей или город для автомобилей?» стали вводить ограничения на парковки в центре столицы путем создания платных паркингов, клиенты которых, платя за свое машиноместо, финансируют не частные лавочки, а бюджеты муниципалитетов, то есть деньги автовладельцев идут на дальнейшее развитие и благоустройство городских территорий (и это при том, что бюджеты Москвы и Саратова несоизмеримы!). Несколько лет назад о реализации подобной инициативы стали говорить и в Саратове. Главным застрельщиком платных парковок стал тогдашний замглавы администрации по городскому хозяйству Дмитрий Федотов, чью инициативу поддержал и автор этих строк, но Дмитрий Александрович уже давно не в мэрии, да и, согласитесь, на такую «драконовскую» для некоторых меру вряд ли пойдут в преддверии выборов, учитывая, что значительная часть электората правящей партии является автовладельцами. А в партии власти состоят кто угодно, но только не камикадзе. Это уж потом, как отгремят выборные страсти, власти скрепя сердце подумают, как решить данный вопрос (да и не факт, что решат).

Еще одним фактором является сопутствующее формированию пешеходных пространств развитие общественного транспорта, в первую очередь – электрического, как поступают во всех передовых мегаполисах мира, делая упор на строительство удобной сетки легкого метро или, проще говоря, скоростного трамвая. У нас же с этим пока все крайне неопределенно, а то и просто чудовищно. Хоть в генеральном плане Саратова строительство скоростного трамвая и прописано, перспективы крайне туманны, учитывая предкатастрофное состояние инфраструктуры МУПП «Саратовгорэлектротранс».

Тот же Дмитрий Федотов, считавшийся одним из главных городских лоббистов легкого метро, больше не у дел, да и нынешний «автор» проекта, как следует из «показаний» его давних сподвижников, еще в конце 1990-х приложил некоторые усилия к сокращению трамвайных веток в Саратове, которые к началу 2010-х из центра нашего города были выпилены основательно. (О том, что предшествовало закрытию в 1997-м трамвайных маршрутов №1 и №15, писал блогер Денис Жабкин, рассказывая об обсуждении в экономическом институте концепции развития Саратова в начале прошлого года.)

Как следствие уничтожения трамваев и отказа от модернизации рельсового транспорта, город встает в пробках. Ведь еще с 1970-х ученые говорили: сколь ни расширяй проезжие части под автотранспорт, места всем не хватит, а вместо уничтожаемого электротранспорта нишу общественных перевозок заполняют микроавтобусы – как неудобные для пассажиров, так и создающие дополнительную нагрузку на без того перегруженную улично-дорожную сеть, а вместе с частным автотранспортом вносящие существенный вклад в дело загрязнения атмосферы (экологический фактор – это отдельный большой разговор).

В-третьих, развивая пешеходные зоны, стоит позаботиться и об облике города, являющем собой одну из главных составляющих как туристической, так и пресловутой инвестиционной привлекательности, о коих официозные говорящие головы не перестают разглагольствовать (стоит ли тут приводить аналогии со словом «халва» и сладостью во рту?). Как минимум, было бы нелишним позаботиться о тех исторических фасадах, которые выходят на Волжскую улицу, да и не только фасадах (и не только на Волжской).

Дом на Волжской рядом с Да Винчи (фото автора)
Дом на Волжской рядом с Да Винчи (фото автора)

Ведь с некоторыми объектами на будущей визитной карточке Саратова творится далеко не тихий, а вполне себе «полифоничный» инфернальный ужас. Рядом с относительно приличной сохранности старыми зданиями и пафосным новоделом от широко известного в узких кругах «серого кардинала» из строительного лобби, на Волжской есть совсем «убитые» дореволюционные особняки, как, например, почти полностью выгоревшее здание в стиле модерн напротив «Антея» или дом с реально опасной для прохожих обваливающейся стеной недалеко от пересечения с улицей Комсомольской. Последний своим контрастом с расположенным по соседству бутиком «Да Винчи» рассказывает о том, кто в городе настоящий хозяин, а кто, извиняюсь за каламбур, никто, – нагляднее любых аналитических текстов на заданную тему. Но кому от этой данности легче? Снесут дома и возведут на их месте дорогие ресторации и бизнес-центры в стиле провинциальных турецких гостиниц, а на историческую память положат с прибором, как это произошло на улице Лермонтова, 35 – с особняком архитектора Юрия Терликова, на месте которого теперь растет шестиэтажная элитка, диссонирующая с силуэтом Музейной площади?

Нет, конечно же, нельзя не отметить, что в преддверии выборов власти в спешном порядке подкрашивают фасады не только на будущих пешеходных улицах. Да только вот складывается ощущение, что местные столоначальники не просто создают очередные потемкинские деревни, но действуют по принципу – намазать губы, не подтерев, извините за выражение, задницы.

Дом Подклетновой (фото Дениса Жабкина)
Дом Подклетновой фото Дениса Жабкина

Яркий пример: косметический ремонт фасада дома на пересечении Московской и Чапаева напротив главпочтамта (краеведам известен как дом Подклетновой 1909 года постройки). Как известно, пару лет назад в этом историческом здании произошел пожар, полностью уничтоживший его внутренние конструкции с улицы Чапаева. И вот стоял этот бедолага-дом, ожидая смертного часа, но тут эсхатологию отсрочили, подкрасив его фасады, причем глазницы-окна так и остались зашорены неказистым картоном для защиты от проникновения на руины посторонних... Зрелище насколько жалкое, настолько показательное. Показывающее реальное отношение нынешних предвыборных «урбанистов» не только к директивам горячо любимого Вячеслава Викторовича, но и – бери шире – к нашему общему дому, к Саратову.

P.S. В следующей части читайте о новом пляже на новой набережной.

Оцените новость
1
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью