Зло порождает зло

30.10.2013, 08:39
Комментарии:0
Просмотры: 1721
Зоя Юдина,
актриса Саратовского академического театра драмы им. Слонова

Я шла сегодня по улице, смотрела на прохожих и подумала – как много разных национальностей живет в нашем городе. Да и в любом другом городе, в любой другой стране. И ведь это не пять лет назад случилось, мы все вместе живем бок о бок столетиями, а то и тысячелетиями. Почему же национальный вопрос всегда стоит так остро? Или это примета только сегодняшнего дня? Не думаю, хотя все может быть.

Я не могу с полной уверенностью назвать себя русской. Как и любой житель низовья Волги. Во мне и татарская кровь, и немецкая, и итальянская, и греческая. Каждый житель Саратова, к примеру, может сказать о себе точно так же. Тогда в чем проблема? В радикальных течениях, которые так рьяно насаждаются сейчас в ряде мировых религий? Людям свойственны крайности, ничего нового здесь нет. Только вот от чего они? Зачем так агрессивно заявлять о своей религиозной, национальной или любой другой принадлежности. И почему это так пугает? Пугает все непонятное, все то, чего мы не знаем или не хотим знать.

Мне все равно, кто мой друг – русский, татарин, американец. Лишь бы он был другом. И я не против строительства любого храма, любой конфессии. Пожалуйста. Все религии мира ведь учат смирению, любви и пацифизму. Только люди искажают истину. Это философский вопрос, что есть истина и есть ли она вообще. Я не философ. Мне сложно рассуждать на теологические темы. Я знаю одно – религия, любая, это не только вера во что-то, это свод нравственных правил. Я лет в пять спросила у мамы, что такое Бог. Она ответила: «Бог – это совесть». Лучше ответа я не слышала. Бог в душе, Бог – это сострадание, добро, любовь. А как его принято называть на том или ином языке – это вопрос второй. Вопрос традиций.

Национализм, который подкрепляет себя религией, – вещь отвратительная. На мой взгляд. Мои отношения с моей совестью, с Богом – это глубоко интимная вещь, я далеко не каждому рассказываю об этом. И когда, вставая под знамена крайне-правых, люди кичатся своей верой – это самое настоящее мракобесие. Средневековье.

В эту тему всплывает пресловутый закон об оскорблении чувств верующих (могу неточно его назвать). А как же чувства неверующих? Они ведь тоже верят в свою правоту, у них есть аргументы. Они ведь тоже люди. Они ведь тоже имеют право на свое мнение. Как быть с ними? Попробуй-ка они создать свою партию... А может, она уже и есть. Ну, к примеру, «союз воинствующих атеистов». Были уже такие ребята, церкви взрывали, иконы жгли. Тоже ничего хорошего не вышло. И сейчас не может выйти. Потому что вопрос веры, опять же как вещь очень личная, не терпит никакого насилия и принуждения. Ни в ту, ни в другую сторону. Никогда не оскорблять ничьих чувств невозможно, как невозможно человеку всем не нравиться. Так не лучше ли оставить каждому самому разбираться со своей совестью? Я не о произволе, анархии, не о безграмотности. Я о свободе выбора. Прекрасный предмет был бы в школе – история религии. Если бы он был только информативен. У меня в школе историю преподавала отличный учитель. Она никогда не давала нам своей оценки того или иного исторического события, она давала нам возможность обсудить его и составить свое мнение. Подход что надо, на мой взгляд.

Я читаю написанное и понимаю, что это очень сложная тема, она – как дельта реки, столько рукавов – нюансов, уточнений, сложностей, мнений, аргументов... Только вот река-то одна – наша страна, которая совсем, кажется, потерялась в свободе, вседозволенности. А с другой стороны остервенело заколачивает окна, забыв запереть дверь... Не знаю, кто прав. Те люди, которые громили овощебазу в Бирюлево? Нет. Они не правы, конечно. Но они устали бояться ходить вечером по улице. Их можно понять? Да. И вместе с тем... нет. Их нельзя оправдывать. Такой вот парадокс.

Насилие и преступность возникают там, где закон растоптан. Там, где никак больше ты не добьешься хоть намека на правду, не обратишь на себя внимание. А зло может породить только зло.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью