О городском комфорте: почему нельзя будить маркграфа Баден-Дурлахского

30.04.2013, 09:00
Комментарии:0
Просмотры: 2161
Павел Куротопов,
шеф-редактор NEWSru.com (Москва)

Не знаю даже, как объяснить это неподготовленной аудитории. Все дело в том, что сочиняя эти строки, я сейчас снюсь немецкому маркграфу Карлу-Вильгельму Баден-Дурлахскому.

Я говорю это серьезно. Есть такой южнонемецкий город Карлсруэ (да-да, тот самый, который вечно стебут по «Эху» Кобаладзе с Гусманом). С этим городом моя судьба тесно связана с раннеподросткового возраста. У него есть своеобразная мифология, которой просто нельзя не отдаться с потрохами. В нее очень легко верить, и вообще – это же прекрасно, когда ты вдруг вот так за здорово живешь оказываешься в сказке.

Итак, маркграф уснул на охоте и приснился ему собственный город, в котором улицы расходятся от центра, подобно солнечным лучам. Баден-Дурлахский проснулся и приказал строить этот город наяву. В том месте, где он спал, возвели барочный замок – его резиденцию. И прямые улицы, натурально, разбегаются от центральной башни замка, так что сверху это выглядит как изображение солнца. Ну, или даже скорее веера. Но главное – название города буквально – «Карлов покой», или «Сон Карла». Короче, все это ему снится, и точка. И снящиеся горожане, а также гости вроде меня изо всех сил старались соответствовать: вели себя тихо и не суетились. До последнего времени.

О том, что Карл начал беспокойно ворочаться и видеть кошмары, я заподозрил еще несколько лет назад, когда на улицах стало ощутимо грязнее и шумнее, в транспорте появились толпы немецких гопников (здравствуй, реформа образования) и русско-турецкой шпаны (здравствуй, гостеприимство в адрес всяких недоразвитых стран мира). Добропорядочные бюргеры начали пристегивать велосипеды на улицах. Раньше, скажу я, старчески покряхтывая, такого не было. Велосипеды стояли просто так.

Но сейчас я забеспокоился за Карлов покой по-настоящему: город, который меньше Саратова раза в три, начал строить себе метро. Точнее, опускать под землю часть трамвайных путей на центральных улицах. Сказать, что стройка шумна, пыльна, нелогична и крайне неудобна – это недопустимое преуменьшение. Все равно что заявить, что Сахара – это такая детская песочница.

Очень захотелось помочь демиургу Баден-Дурлахскому – того и гляди разбудят! И закопать ему возле памятника-пирамиды на Рыночной площади снотворное, что ли, или хотя бы беруши. Но от таких перформансов меня отвлекло одно размышление: свою судьбу карлсруйцы выбрали сами. Метро они решили строить у себя посредством референдума.

Нет, это было не так, как в Саратове, когда мэр решает убрать трамвай, возмущенная общественность собирает подписи, а администрация мэра собирает бюджетников и несет контрподписи. В Карлсруэ шло самое настоящее противостояние мнений. У меня там много друзей. Некоторые, в основном люди среднего достатка или, например, с левыми политическими взглядами, крутили пальцем у виска и ставили галочку «против». Некоторые, кого очень упрощенно можно назвать «продвинутыми», или «богатенькими капиталистами», смотрели на проект, радовались перспективам, движухе – и голосовали «за». Таких оказалось больше, вот городские власти и принялись копать, и будут этим заниматься еще долгие годы.

На прекрасную экологию (полгорода – это, фактически, лес и парки) и общий уклад жизни рытье метро пока вроде бы не влияет. Но немцы жалуются или высмеивают стройку у себя под боком. Но жалуются они порой и на такие вещи, что становится за них неловко. Просто мы к разнообразным капиталистическим удобствам не привыкли и либо добываем их с боем, либо тратим гигантское (в сравнении с самими капиталистами) количество денег, чтобы хоть как-то к этим удобствам приблизиться.

Русские до сих пор живут с немцами в абсолютно разных системах координат, и я люблю быть связным: рассказывать нам о них и им о нас. Например, в Москве разгоняют тучи по праздникам – от меня пару раз это выслушали как анекдот. Нет, говорю, вы не поняли, это правда. А экология, ужасаются они, выпучив глаза. А дороговизна затеи? Так что ж, говорю я, удерживаясь от соблазна достать третью руку и почесать ей затылок.

Вообще, тема городского комфорта в таких беседах неисчерпаема. И чаще всего наша Родина предстает в них в совершенно невыгодном свете. Самый свежий случай: немецкий приятель удивленно и многословно описывает в Фейсбуке пробки на автобанах – ну, честно говоря, детский лепет. Мне есть чем его подбодрить: я только что застрял в пробке на велосипеде (!) по случаю репетиции парада на Красной площади. Парада Победы над Германией, не упускаю я случай съязвить в комментарии, – приезжай в гости, дескать, постоим тут в десяти баллах недельку, вспомнишь ты свои автобаны с тоской...

М-да. Начать получилось в этот раз за здравие – и за добрый сон маркграфа Баден-Дурлахского. Но дописывать этот текст пришлось в Москве, что сильно повлияло на настроение и уменьшило долю жизнелюбия и оптимизма. У меня есть ответ: мы здесь тоже кому-то снимся, просто явно кому-то не тому.

Мой ответ порождает новые вопросы. Например:

Уж не снимся ли мы Ильичу в Мавзолее?

Как бы этот дурной сон поскорее прервать?

И кому бы такому нам всем присниться-то... поприличнее?

 

Памятник-пирамида маркграфу и стройка метро

Памятник-пирамида маркграфу и стройка метро

 

Тот самый замок, та самая башня

Тот самый замок, та самая башня

 

Карлсруэ – вид на город-солнце со спутника Google Maps

Карлсруэ – вид на город-солнце со спутника Google Maps

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью