Стыд

19.04.2013, 09:00
Комментарии:0
Просмотры: 1580
Елена Санникова,
правозащитник (Москва)

Я живу в очень большом и очень неприветливом городе. В нем много суеты и мало свободного времени. И мне очень стыдно бывает за негостеприимность моего города.

Недавно ко мне в Москву приехали двое знакомых из Саратова. Я встретила их на вокзале, мы порадовались солнечному деньку, первому по-настоящему теплому, пошутили, что из Саратова они солнышко привезли, и мы вошли в многолюдное метро, где стоять на эскалаторе, как известно, полагается справа, а проходить слева. Я обычно прохожу (а нередко и пробегаю) слева, но тут мы встали справа, наблюдая пробегающих мимо москвичей, спустились на станцию, переполненную людьми, и сели в битком набитый вагон. И как-то мне стыдно стало за мое метро, в котором, может быть, только мне, любителю песен Окуджавы, никогда не тесно, а моим гостям, уставшим с дороги, вряд ли было «как в песне». Ведь в переполненном вагоне и сумку не поставишь, и за поручень толком не ухватишься. Но так уж работает теперь московское метро: в часы пик периодичность ровно та, чтобы тесно было не насмерть, а позже, как схлынет народ, возрастают интервалы между поездами настолько, чтобы просторно в вагонах не было. Поздно вечером поездов приходится ждать долго – как раз настолько, чтобы и в поздний час вагоны были переполнены.

Вход в московское метро между тем стоит раза в три дороже, чем проезд в городском транспорте в Саратове, например. Москвичи как-то обходятся: или проездной покупают, или различными льготами пользуются. У меня как у многодетной мамы проезд бесплатный, так что я даже не интересуюсь уже, сколько стоит билет, и только лишь иногда, встречая гостей из других городов, удивляюсь темпам роста тарифов.

А ведь ежедневно через турникеты нашего метрополитена проходит более миллиона человек. Неужели же за такие деньги нельзя уменьшить интервалы между поездами? Но нет, в моем городе начальство не привыкло думать об удобстве для людей, их куда больше интересуют проблемы оптимизации расходов.

К концу пути в этом переполненном метро мои гости выглядели уже заметно усталыми, и я поняла, что прогулку по свежему воздуху до моего дома разумнее отложить до следующего раза. На радость рядом с выходом из метро стоял длинный двухсекционный автобус в мою сторону. И как было не обрадоваться? Во-первых, ждать этих автобусов обычно приходится долго, а то и бесконечно долго, а во-вторых, двери этого автобуса были открыты. Обычно ведь они закрыты, а к передней двери выстраивается большая очередь, и движется она медленно, потому что очень вяло и не всегда исправно работают турникеты. Да-да, кто не был давно в Москве – не удивляйтесь: лет пять-шесть назад в московских автобусах установили на входе турникеты, и, чтобы через них пройти, нужно либо пробить билетик, либо приложить магнитную карту. И то, и другое не всегда срабатывает, а еще и очередь выстраивается за билетами и движется не быстро, потому что водитель имеет опыт водителя, но не продавца – и в результате создается продолжительная толчея на входе в автобус, бесконечно задерживая отправку.

А тут вдруг я увидела свой автобус с дружественно распахнутыми дверями, к тому же полупустой. Идти вдоль его длинного корпуса к передней двери мне не захотелось – автобус мог тронуться в любой момент, к тому же спешить демонстрировать гостям это хамоватое московское новшество как-то не хотелось.

Поэтому мы вошли в последнюю дверь автобуса, и вскоре он тронулся. На вопрос гостей, как же здесь оплачивается проезд, я ответила, чтобы они не беспокоились. А они и не думали беспокоиться: ведь в Саратове с водителями автобусов расплачиваются на выходе. Я же подумала, что точно так же здесь и сейчас можно было бы поступить.

И вдруг, как чертики из табакерки, вынырнули откуда ни возьмись два контролера. Я не поверила своим глазам: 13 лет этим маршрутом езжу – и ни разу их здесь не встречала. Да и зачем контролеры, когда есть турникеты?

«А мы уже две недели тут рейды проводим», – объяснила суровая, но очень общительная контролерша, явно обрадованная добыче. (Не потому ли были открыты двери автобуса?..)

Не желая слушать возражений, контролеры потребовали у моих гостей паспорта и выписали им по штрафу, который составляет нынче в наземном городском транспорте Москвы за безбилетный проезд одну тысячу рублей.

Увидев саратовскую прописку в паспортах «нарушителей», разговорчивая контролерша оживилась: почти земляки, сама она из Тамбова, приехала от безработицы в Москву, и здесь ей хорошо платят (чем больше штрафов выпишешь, тем больше заработок, надо полагать)...

Мне же увиделась в ситуации доля абсурда: в моей Москве житель Тамбова штрафует жителя Саратова, тогда как штраф здесь если кто и заслужил, так только я: во-первых, исключительно по моей вине эти люди не знали о порядках в московском транспорте, а во-вторых, до сих пор, удручаясь контрастному положению моего города по отношению к другим городам, я не сделала ничего для того, чтобы хоть что-то изменилось.

Взять хоть бы вот размер этого штрафа: его ввели два года назад, исходя, очевидно, из доходов москвичей. Но как быть приезжим, у которых доходы в разы меньше, и у кого-то сумма эта составляет четверть или пятую часть зарплаты за нелегкий ежедневный труд – не слишком ли много за такое незначительное правонарушение? Или они – не равноправные граждане страны, и мой город – не их столица?

Вот в этом-то и беда моего города, да и России в целом. В какой еще стране уровень доходов в столице в несколько раз превышает уровень в других городах? Где еще есть такие контрасты, делающие жителей столицы привилегированными по отношению к своим согражданам, а саму столицу – безликим базаром и противоестественно плотной толчеей?

Со всей России люди едут в Москву, чтобы так или иначе реализовать себя, и Москва, как город-монстр, съедает и перемалывает их судьбы и души. Взять хоть эту импульсивную контролершу из Тамбова – почему дома для нее достойной работы нет? Материальные проблемы она в Москве решила – а как же душа? Все ли в порядке с ней, когда человек совершает действие откровенно несправедливое?

Мне же стыдно, что зарплаты и пенсии в Москве на порядок выше, чем в других городах России. Пусть всюду будут, как в Москве. Или уж пусть в Москве будет, как всюду – хоть в Саратове, хоть в Тамбове. Лучше безденежье, чем чувство неловкости перед согражданами, да и отягощенность жизни в этом перенаселенном мегаполисе, не верящем никаким слезам.

Впрочем, и безденежью незачем быть – хватило бы на всех жизни обеспеченной и достойной, если бы выздоровела страна.

Но для того, чтобы это произошло, не достаточно одного моего желания, ни даже всех москвичей. Нужно, чтобы и жители городов перестали чувствовать себя провинциалами, от которых ничего не зависит, чтобы тверже почувствовали себя гражданами страны, способными чего-то достичь, добиться, чтобы перестали думать, что все решается только в Москве.

А пока все так будут думать, так оно и будет длиться...

Оцените новость
1
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью