Все за парту!

16.04.2013, 09:02
Комментарии:0
Просмотры: 1668
Александр Ермишин,
руководитель саратовского городского отделения РОДП «Яблоко», член общественной приемной «ПОИСК» (Саратов)

Я тут на старости лет уселся за парту опять…

В удаленном доступе и за виртуальную парту, но тем не менее. Хочу поделиться с вами информацией с сайта Независимого института социальной политики. На нем опубликовано исследование «Бюджеты регионов в 2012 г.: медленный рост доходов, значительное увеличение социальных расходов, дефицита бюджета и долгов». Исследование серьезное, с большим количеством статистических данных, представленных в виде графиков и гистограмм. Полностью ознакомиться с ним можно по ссылке.

Здесь же я выделил то, что касается Саратовской области, и попытаюсь изложить это в более-менее удобочитаемом виде, разбавив своими дилетантскими комментариями.

(Приношу извинения экономически подкованным читателям из правительства области, если таковые окажутся.)

Доходы бюджета

Доходы бюджета области в 2012 году выросли только на 5% по сравнению с 2011-м. Я пишу «только» не потому, что мы тут оказались хуже всех. Нет. Рост доходов на 5% соответствует средним показателям по России в целом, но это ниже официальных темпов инфляции. Указанный рост произошел за счет увеличения в 2012 году поступлений от НДФЛ и налога на прибыль организаций (примерно на 13% каждый) при одновременном снижении трансфертов из федерального бюджета на 5%.

Структура доходов бюджета Саратовской области в 2012 г. была следующей:

Налог на прибыль 20%
НДФЛ 29%
Налог на имущество 11%
Акцизы 5%
Прочие налоговые и неналоговые доходы 10%
Безвозмездные поступления (трансферты) 25%

Из таблицы видно, что важнейшим источником формирования бюджета является НДФЛ, на втором месте (из собственных доходов) находятся поступления от налога на прибыль организаций.

На четверть наш бюджет формируется за счет безвозмездных поступлений (трансфертов) из федерального бюджета. Доля трансфертов в бюджете (25%) – это чуть выше среднего для России показателя (20%). Нам есть куда развиваться – как в сторону Чечни и Ингушетии (более 85%), так и в сторону Москвы и Ханты-Мансийского АО (около 5%)

Расходы бюджета

Расходная часть бюджета региона увеличилась в 2012 году примерно на 3,5% по сравнению с 2011-м. По динамике роста бюджетных расходов мы входим в двадцатку самых «экономных» регионов. В итоге на каждого жителя региона в год из областного бюджета тратилось около 45 тысяч рублей.

Бюджет региона можно с уверенностью назвать социальным, так как в его расходной части основную долю составляют именно социальные расходы (их доля приближается к 70%). Полностью картина расходов приведена в таблице.

Образование 29%
Культура, кинематограф 3%
Здравоохранение 15%
Физкультура и спорт 1%
Социальная политика 20%
ЖКХ 6%
Национальная экономика 14%
Общегосударственные вопросы 7%
Прочие 5%

Расходы на национальную экономику в бюджете региона составляют 14%, что ниже среднероссийского показателя (18%), и представляются явно недостаточными, так как именно в эту статью входят расходы на строительство и ремонт дорог, поддержку сельского хозяйства и т.д.

Расходы на ЖКХ из областной казны уменьшились, по сравнению с 2011 годом, на 30%, что является очень серьезным сокращением, так как в среднем по России снижение этой статьи расходов составило около 9%. Налицо попытка региона переложить на плечи населения оплату дорогих услуг ЖКХ. В результате душевые расходы на ЖКХ в регионе составляют около 3 тысяч рублей.

Расходы на образование увеличились в 2012 году почти на 25% по сравнению с 2011 годом и составляют примерно 13 тыс. рублей на человека в год (что несколько ниже, чем в среднем по РФ – 15 тыс. рублей). Данный рост, видимо, обусловлен повышением заработной платы учителей до уровня средней по региону в русле исполнения предвыборных обещаний президента.

Расходы на здравоохранение в регионе составляют примерно 12 тыс. рублей на жителя области, что на 22% выше показателей 2011 года.

Душевые расходы на социальную политику примерно равны среднероссийским и составляют около 9 тыс. рублей на человека благодаря росту на 2% по сравнению с 2011 годом.

Дефицит бюджета и долги региона

В соответствии с решениями федеральных властей во всех регионах страны, в том числе в Саратовской области, выросли социальные обязательства, на выполнение которых доходов бюджета оказалось недостаточно. Напомню, что доходы бюджета выросли только на 5%, а расходы на образование и здравоохранение увеличились на 25% и 22% соответственно. В результате для выполнения возросших социальных обязательств региону пришлось вновь брать деньги в долг, то есть новый губернатор пошел по тому же пути, за который резко критиковал губернатора предыдущего. На 1 марта 2013 года, согласно данным Минфина РФ, долг Саратовской области вплотную приблизился к отметке в 40 млрд рублей.

В 2012 году дефицит областного бюджета составил 9% от расходной части бюджета. Суммарный долг региона и муниципалитетов на февраль 2013 года составляет около 72% от собственных доходов бюджета, что является одним из самых высоких показателей в Российской Федерации. По этому показателю мы уступаем только Мордовии, Северной Осетии и Костромской области.

Устойчивый рост долговой нагрузки на регион, согласно данным, приведенным на сайте Минфина РФ, начался с 2009 года. За пять лет государственный долг Саратовской области плавно вырос практически в пять раз – с 8 млрд до 40 млрд рублей. Как говорится в старом анекдоте про чукчу и оленей: «Это уже тенденция, однако…».

Разумеется, нельзя в современной России обеспечить процветание отдельного региона. Если только этот регион не Москва, не Санкт-Петербург или не сибирский регион, где можно дырку в земле просверлить – и потечет она, родимая. Ну, или в Чечне еще можно, там Аллах благословляет.

Большинство регионов должны рассчитывать на собственные источники, на развитие промышленности и сельского хозяйства (кому что сподручнее), соответственно, на увеличение налоговой базы как источника формирования бюджета региона.

Разумеется, имеет смысл хорошенько подумать над реформой межбюджетных отношений. Все-таки распределение доходов между региональными и федеральным бюджетом, мягко говоря, не совсем справедливое. Вложение же денег, а особенно эффективность этих вложений в совокупности с коррупционной составляющей, вызывает большие вопросы. Это то, что лежит на поверхности, и разговор не об этом.

Я сейчас про то, что необходимо сосредоточить максимальные усилия на экономическом развитии региона и увеличении собственных доходов. У действующей власти это, мягко говоря, не очень получается (см. выше динамику долга региона), хотя у некоторых представителей вроде как есть понимание…

Выступая на круглом столе «Эффективное управление: главная задача повышения конкурентоспособности бизнеса Саратовского региона», на котором мне удалось побывать, заместитель министра инвестиционной политики области Анна Краснобаева заявила, что одним из главных сдерживающих факторов для притока прямых инвестиций в экономику региона является недостаточное количество, а вернее, отсутствие промышленных площадок и земельных участков с подведенными коммуникациями (газ, электричество, вода, канализация). По идее именно создание того, что называется инфраструктурой, должно в приоритетном порядке финансироваться из регионального бюджета. Если мы, конечно, собираемся развивать экономику региона, увеличивать собственные доходы бюджета, а не наращивать объем регионального долга, пытаясь справиться с растущими социальными обязательствами.

Но кажется мне, что действующая власть в гораздо большей степени озабочена тактической задачей удержания лояльности представителей бюджетной сферы, чем относительно долгосрочными задачами экономического развития страны. Может быть, потому что не рассчитывают тут надолго задерживаться? Но мы-то собираемся тут жить!

Что ж, придется эту задачу решать нам. Все за парту!

Оцените новость
0
архив
выпусков
1
Родники и бараны. Кумысная поляна находится на грани исчезновения
Наши чиновники грезят развитием туризма. И в то же время приходит в запустение Кумысная поляна, от нее в рамках «оптимизации» отрезается гектар за гектаром. Андреевские пруды на Кумыске находятся на грани исчезновения несмотря на все усилия экологов.
28
«Как растоптать вуз». Стиль руководства в саратовском техническом университете
Уход квалифицированных кадров, закрытие инновационных проектов, административное давление на сотрудников. Что происходит в СГТУ с назначением и.о. ректора Олега Афонина? Свидетельства очевидцев
3
«Мне под видом жилой квартиры дали нежилое помещение». Депутат-единоросс заселяет переселенцев в неприспособленные для жилья квартиры
Два года Татьяна Прутовых живет «как на вертолетной площадке» – над мини-котельной. Шум в жилой комнате превышает допустимые санитарные нормы. С застройщиком – областным депутатом Леонидом Писным, связываться не хотят ни администрация, ни жильцы.
2
Великая Отечественная. Саратовские поисковики нашли останки трех тысяч земляков
Отечественные чиновники готовятся через год помпезно отпраздновать 75-летие Победы. Но останки тысяч солдат-победителей до сих пор лежат в болотах. Их поиском занимаются только энтузиасты-поисковики.
28
Ректор-вспышка. Бывший чиновник и преподаватель фотодела рвется возглавить технический вуз
После того, как Олег Афонин начал исполнять обязанности ректора СГТУ, он забросил фотографию, всерьез увлекся наукой и получил звание доцента по математическому моделированию. Его коллеги «уже и вспомнить не могут», как давно он работает на кафедре
Реклама
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору


>> ЦИТАТА
архив

Глава Саратова об опиловке и сносе деревьев на тротуарах
Полная версия интервью
Есть важная тема?
Сообщите дежурному редактору
сайта: [email protected]
Тел. (845-2) 27-31-18