Почему дома косые…

09.04.2013, 09:03
Комментарии:0
Просмотры: 1652
Сергей Боровиков,
писатель (Саратов)

На 40-летие мне подарили полотно Романа Мерцлина с простым названием «Ул. Кутякова (бывш. Цыганская)».

Юбилей я отмечал в ресторане «Волга», по выражению Вертинского, «шумно и весело, каюсь», и картину ночью забирать не стал. Придя назавтра в «голубую гостиную» (тогда, четверть века назад, это был в ресторане единственный отдельный кабинет), которую мне отпер официант Алик, я увидел этот кусок старого Саратова в простенькой из дощечек раме, торжественно стоявший на кресле посреди комнаты. Чудо! И тут Алик, смущенно посмеиваясь, спросил: «С.Г., а почему дома на картинке косые?»

Дома и впрямь «косые». И так ведь воспринимали Мерцлина не только те, кто командовал искусством в обкоме, облисполкоме и т.д., но и многие коллеги по Союзу художников.

Жизнь Романа Мерцлина год от года все более приобретает легендарный характер. Она была и горька, и трудна, и счастлива.

И вот, наконец, скромно, но изысканно изданный альбом, выпущенный саратовской региональной общественной организацией «Союз архитекторов России». Что знаменательно: Мерцлин был городским художником, дома Саратова обрели новую жизнь на его полотнах.

Друг художника искусствовед Ефим Водонос пишет во вступительной статье: «Интересно было наблюдать, как рождались эти городские пейзажи. Работая над Картиной, Мерцлин сначала точно фиксировал архитектурный мотив и состояние природы, затем постоянно подвергал то и другое трансформации».

Трансформация эта была такого рода, что показывала Саратов близким и понятным старым саратовцам-интеллигентам, которые обитали на Яблочкова и Пушкина, Большой Казачьей и Цыганской.

Помните в хорошем фильме «По семейным обстоятельствам» мать художника (Евгений Евстигнеев) в гениальном исполнении Евгении Ханаевой твердит сыну, чтобы он спешил рисовать старую Москву, а то «ОНИ все снесут».

Ушел Роман Викторович из жизни в 1999 году. И тогда ОНИ уже издевались над Саратовом, но еще не было выскакивающих тут и там, словно неприличный хулиганский жест, 20-этажных «пальцев», не было сплошь снесенных кварталов центра. А ОНИ не успокоятся, пока не убьют наконец город, который сохранили для нас кисть и карандаш Романа Мерцлина. И «дома косые» как бы в предчувствии скорой смерти.

Но он писал не только городские пейзажи, он писал портреты. Странные портреты. В них автора куда больше, чем модели. Конечно, поклонники Шилова останутся в недоумении, но для них есть фотография, как буквальное воспроизведение предмета. И, как сказал Гёте, если художник в точности срисует мопса, будет два мопса вместо одного, а искусства не будет.

Еще Мерцлин был художником мультфильмов, где возникал игрушечный и оттого еще более милый сердцу Саратов.

А я к своей профессиональной гордости отношу то, что Роман в 1992 году проиллюстрировал мою детскую книжку «Сказка про тучаток».

Работы Мерцлина ценятся коллекционерами во всем мире. Они представлены в музеях Франции, Литвы, Украины, Израиля, США, Канады, Германии, Бельгии, Голландии.

Так. А спросите-ка отцов области и города – кто такой был художник Мерцлин, и не пора ли увековечить его память?

Я бы искренне хотел предположить, что ответ будет «положительным», да вот почему-то не верится.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью