Общество

Курилы, как вы там? Рассказывают жители островов

Комментарии:1
Просмотры: 5774

Фото - Андрей Севальнев

Россия на очередной волне патриотизма. На этот раз – из-за Курил и возможной передачи южных островов Японии. Причем в победу российской дипломатии верят далеко не все. В Балашове, Москве и других городах страны россияне устраивают пикеты и митинги, подписывают петиции, оставляют на форумах в соцсетях комментарии под общим настроением «хрен вам, а не Курилы!»

А что думают по этому поводу сами жители Курильских островов?  И как живется там, на краю России?

 

Жить на Курилах – быть в изоляции?

Курилы находятся в составе Сахалинской области и ближе всего расположены к острову Сахалин и полуострову Камчатка, по сути, на краю света и уж точно – на самой окраине России. Считают ли жители Курил себя не такими, как все россияне? Насколько оторваны они от большой земли?

Валерий Артемьев, судовой механик ЗАО «Гидрострой» (Курильск, остров Итуруп):

Валерий Артемьев– То, что мы другие, это есть немного. Если встретишь кого-то где-то на материке – это уже чуть ли не родня. Оторванность, конечно, ощущается. И издалека как бы больше видно, что в стране творится – а творится в стране черт знает что. Нас это обходит стороной, но все равно ощущается.

У нашего острова Итуруп есть регулярное сообщение только с Сахалином, которое сейчас довольно неплохое в сравнении с прошлым, но всё зависит от погоды и лукавого. Стоимость авиабилета до Южно-Сахалинска недавно разделили: для местных (с пропиской) билет в один конец стоит шесть тысяч рублей, для всех остальных – 16 тысяч. До Сахалина, порта Корсаков, можно также добраться пароходом по старой цене начиная от пяти тысяч рублей. Пароход еще ходит между островами Кунашир, Шикотан, Итуруп. Высокопоставленные гости могут позволить себе и полет из Хабаровска, и не знаю откуда там еще, средний «Боинг» садится.

В экстренной ситуации при хорошей погоде может полететь сансамолет или вертолет до Сахалина – правда, в зависимости от социального статуса больного.

Внутри острова сообщение между населенными пунктами есть, но не хватает того, что и всей России – нормальных дорог. Хотя в последние лет восемь кое-что асфальтировали, порядка 30 километров…

Проблемы с поставками продуктов и товаров у нас бывают только в непогоду – а в осенне-зимний период она постоянно. Но люди здесь привычные ко многому, в том числе и к перебоям с продуктами. Необходимое всегда есть.

Пассажирское судно "Игорь Фархутдинов", курсирующее по линии "Корсаков - Курильские острова". Фото - Валерий Артемьев
Пассажирское судно "Игорь Фархутдинов", курсирующее по линии "Корсаков - Курильские острова". Фото - Валерий Артемьев

 

Похожи ли Курилы на остальную Россию?

На Курилах проживает 20 тысяч человек. Три самых крупных населенных пункта – Южно-Курильск (7,7 тысячи человек), Северо-Курильск (2,5 тысячи человек) и Курильск (1,6 тысячи человек). Свойственны ли Курилам те же экономические проблемы, что и большинству населенных пунктов провинциальной России?

Ольга Фиолетова, многодетная мама, в 2003-2013 годах жила в Северо-Курильске, остров Парамушир:

Ольга Фиолетова– Северо-Курильск, который я считаю родным, находится рядом с портом. Он небольшой, чистый и красивый. Стоит выйти за город – сразу живая природа: грибы, ягоды, дикие животные. Если и увидишь редко мусор, то только в самом городе, но и его по весне жители сами убирают. Несколько раз в неделю в определенное время приезжает грузовая машина за мусором.

Какого-то явного недовольства местной властью среди жителей нет, проблемы решаются. Помню, мы выступали из-за «серой» зарплаты – нас собрали, поговорили, а потом зарплата стала «белая».

Из инфраструктуры здесь есть новый детский сад – люди его хвалят, говорят, что даже на материке нет таких садиков. Есть школа – учителя там очень сильные, по своей дочке знаю (молодежь получает только среднее образование, а дальше – Владивосток, Хабаровск, Москва, Питер). Есть больница – врачи очень отзывчивые, можно позвонить и проконсультироваться; правда, как и везде, медиков не хватает.

Сказать, что с острова все бегут, нельзя – скорее, здесь текучка. Пожилые едут на материк, где теплее. Приезжают геологи – говорят, чего на острове только нет. Одно время приезжали киргизы на заработки, после их отъезда цены на жилье стали падать. Мы, когда уезжали с Курил, продали свою трехкомнатную квартиру за 650 тысяч рублей, хотя купили чуть дороже. Коммунальные услуги – дорогие, как и везде (у нас в последние годы выходило 8-10 тысяч в месяц). Некоторые сдают приезжим жилье на условиях, что квартиранты будут оплачивать только коммуналку.

Цены на продукты в Ставрополье, где я живу сейчас, ровно наполовину меньше цен в Севкуре. К примеру, там  хлеб стоит от 65 рублей, яйца – от 120 рублей. Но все продукты в магазине есть – сказывается близость Севкура к Камчатке.

В городе есть несколько крупных предприятий рыбопромысла, рыборазводящий завод. Рабочих мест достаточно, кто хочет работать, тот работает. Но люди, на самом деле, тут выживают – так как жизнь большинства островитян зависит только от вылова рыбы. Зимой из-за штормов рыбаки мало выходят в море. Вот и зарплаты у всех, кроме администрации, плавают. В марте может быть зарплата пять тысяч рублей, а в мае – 105, и не всегда удается ее растянуть.

Северо-Курильск. Фото - Ольга Фиолетова
Северо-Курильск. Фото - Ольга Фиолетова

 

Япония – она близко?

Минимальное расстояние между островом Кунашир Курильской гряды и японским островом Хоккайдо – 16 километров. Как сказывается на курильчанах соседство с Японией?

Мария Назарова, заведующая сектором передвижного клубного учреждения районного дома культуры (Южно-Курильск, остров Кунашир):

Мария Назарова– Близость к Японии особо не ощутима, разве что виден остров Хоккайдо. И еще, когда проезжаешь аэропорт, сотовая связь вдруг становится японской (приходит эсэмэска о том, что ты находишься в роуминге).

Особых облегченных условий для получения визы в Японию для жителей Курильских островов нет. Только сахалинцы с пропиской могут с легкостью получить визу.

Зато в августе и сентябре начинаются безвизовые поездки японцев к нам для ознакомления с нашей культурой или для посещения могил своих родственников. Наши тоже туда выезжают – те, кто ездят в безвизовых делегациях. Это те, кто прожил на Курилах не менее семи лет, или принял на ужин японскую семью, когда они приезжают к нам, или те, кто из администрации. Там эти счастливчики занимаются шопингом, для них проводится культурная программа: мастер-классы, посещение школ, детских садов, заводов всяких и так далее. Но не скажу, что такой туризм в Японию широко распространен и все жители там побывали. Чаще, конечно, посещают эту страну морские – те, кто сдают им морепродукты.

Раз в год приезжают японские учителя и проводят курсы, за лето три потока примерно по месяцу. Популярностью они пользуются только среди фанатов японской культуры – а их немного, процентов 15 от жителей острова…

Японских компаний на острове нет.

В Южно-Курильске есть некоторые магазины, владельцы которых заказывают японский товар у людей, которые ходят на Японию (у морских). Товар следующий: кофе, разнообразные сладости, соусы, мисо-супы, кукса (лапша быстрого приготовления, ее так и называют), мороженое, БАДы, витаминки для глаз. Товары недешевые, поэтому их закупают в основном в подарок туристы, а жители редко балуют себя...

Закат за Японией. Вид из Южно-Курильска.
Закат за Японией. Вид из Южно-Курильска.

 

И теперь повалят туристы?

В последнее время судьбу Курил не обсуждал только ленивый. Люди интересуются, а где это находится, как добраться, торопятся успеть попасть на острова, пока они еще в составе России. Как там обстоит дело с туризмом? Ожидают ли наплыва гостей?

Андрей Севальнев, бизнесмен, автор телеграм-канала «На рубежУ» и руководитель клуба путешествий «Курилы-Тур» (Южно-Курильск, остров Кунашир):

Андрей Севальнев– На относительно небольшой территории острова Кунашир сосредоточено довольно много достопримечательностей, уникальных мест, есть богатый животный и растительный мир. Вот только часть из того, что стоит посмотреть: Горячий пляж, кальдера вулкана Головнина, Кипящее озеро, мыс Столбчатый, фумарольные поля вулкана Менделеева, горячие источники Столбовские, вулкан Тятя, озеро Лагунное, полуостров Весловский и многое другое.

Собственных туристических организаций на Курилах нет. У меня тоже не туристическая организация. Но здесь есть гостиницы, проводники, инструкторы – в основном это местные жители, работающие с турфирмами Сахалина и материка. У меня есть идея на базе своего ООО «Южно-Курильское охранное предприятие» создать информационно-координационный центр: консультировать туристов по всем вопросам, оказывать помощь в размещении.

На Кунашире более или менее развиты два вида туризма: организованный, когда турагентства с материка или с Сахалина по согласованию с нашими гостиницами и гидами присылают сюда людей, и неорганизованный, дикий, когда люди сами, с рюкзаками и палатками, по своим планам и картам, передвигаются по острову.

Туристы приезжают на остров в основном из России, но периодически и из других стран. Редко, но бывают японцы без групп. Я лично общался с туристами из Финляндии и Германии.

Статистику по туризму как таковую никто не ведет. По моим наблюдениям, с каждым годом поток туристов на Кунашир постепенно увеличивается – возможно, это связано с частым упоминанием в СМИ о возможной передаче островов в Японию. Таким вот образом о Курилах могут узнавать люди.

А что если Курилы станут их?

Недавно возобновились переговоры между Россией и Японией по Южным Курилам. На эту тему ведется очень много спекуляций. Есть домыслы, что россиян выселят или, наоборот,  сделают гражданами Японии. Верят ли местные жители, что Курилы отдадут? И как представляют свою судьбу в таком случае?

Валерий Артемьев:

– Я давно не верю, что что-то решают люди и что от нашего мнения будет что-то зависеть. Какого-то поголовного опроса у местных жителей не проводилось, а инициатив и громких заявлений население не предпринимает. Но на слуху, половина не желают передачи, многие молчат, кому-то все равно, есть и ярые противники. У нас много работников из Приднестровья, Донбасса и Луганской области – то есть из тех районов, где образовался так называемый «русский мир» (что это такое, я и сам не знаю), – так они громче всех и кричат против отдачи японцам. Многие мечтают о компенсациях (раскатали губу), есть и согласные жить совместно.

Мое мнение – как патриот (хотя этого патриотизма убавляется с каждым событием, творимым руководством страны) я против передачи чего-либо. Но мне приходилось работать в совместном экипаже на одном судне с японцами, и я думаю, хуже, чем сейчас, при совместной жизни не будет.

Сейчас продолжаются безвизовые обмены групп жителей островов и японцев, начатые больше двадцати лет назад, и люди своими глазами видят разницу – как живем мы, а как японцы. Я как судовой механик сбился со счету, сколько раз был в Японии. А впервые я там побывал в 24-дневном круизе в 1980 году. Всё мое мировоззрение на «загнивающий капитализм» тогда поменялось! Я думаю, что мы сейчас еще и близко не подошли к уровню их 80-го года.

Ольга Фиолетова:

– Жителей Северных Курил это в любом случае не коснулось бы. Но когда я жила и работала там, одни говорили, что было бы хорошо, если бы Южные Курилы принадлежали японцам, потому что инфраструктура была бы такая, что с острова на остров мосты бы уже стояли. Кто-то говорил наоборот: поработят, выкинут, лишат всего, что было дорого. Лично я не хотела бы, чтобы Южные Курилы принадлежали японцам.

Мария Назарова:

– Мы относимся к таким разговорам с юмором. Все прекрасно понимают, что можно не переживать, реальным это не может быть.

Если такое всё же случится, все жители покинут этот остров, либо их «попросят» отсюда (возможно с выплатой компенсации). Мне это несложно будет сделать – я и так не коренной житель этого острова, и у меня есть место на материке, где жить и где работать. А остальные тоже не пропадут, у всех есть родня на материке.

Гражданами Японии никто не станет – японцы не дадут. Да и наши патриоты никогда этого не допустят.

Андрей Севальнев:

– Жители Курил в основном относятся негативно к возможной передаче южных островов Японии. Мы о Японии знаем не понаслышке и понимаем, как нам трудно будет адаптироваться там.

К переезду на материк готовы далеко не все курильчане, многие родились уже здесь, и у них другой родины, кроме как Курилы, не осталось.

Одиночный пикет в Балашове. Фото - Вячеслав Авдонин
Одиночный пикет в Балашове. Фото - Вячеслав Авдонин

Оцените новость
0
архив
выпусков
Печальная судьба польских миллионов в Саратове. Как Курихин продавал акции иностранной компании
История о том, как польская компания хотела строить в Саратове совместно с компанией Сергея Курихина. Спойлер: ничего построено не было, а за свои деньги полякам пришлось бороться в арбитражном суде.
Пески без времени и древний скоростной трамвай. Какие проекты ожили после визита Володина
Скоростной трамвай, дорога Шанхай-Гамбург, городской пляж. Вспоминаем историю самых резонансных проектов Володина: когда они появились, когда должны были быть реализованы, что помешало и что их ждет впереди?
1
Позитивные. Как в Саратове живут люди с ВИЧ
Россия – один из очагов распространения ВИЧ в мире. Однако в обществе укрепилось представление о вирусе иммунодефицита как о болезни наркоманов и проституток, маркере социальной деградации – о том, что «никогда не случится со мной».
«Отвести ребенка к помойке и там оставить?» Специалисты и родители объясняют, почему аутизм не приговор и с ним возможна полноценная жизнь
Рассказываем, как в Саратове обстоят дела с оказанием помощи детям с расстройствами аутистического спектра
«Саратовгражданпроект» нуждается в деньгах, но не хочет собирать долги
Известный в Саратове проектный институт находится на грани банкротства: «Саратовгражданпроект» – он должен миллионы. Но и самому институту должны десятки миллионов. Кто же его должники и насколько они платежеспособны?
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Глава Саратова об опиловке и сносе деревьев на тротуарах
Полная версия интервью
Есть важная тема?
Сообщите дежурному редактору
сайта: [email protected]
Тел. (845-2) 27-31-18

>> СОЦСЕТИ