Общество

Кондуктор нажал на тормоза. Наш корреспондент попробовала себя в профессии, замедляющей технологический прогресс

Комментарии:8
Просмотры: 2272

Фото автора

Будучи далеко-далеко в Новом Свете, я прочитала новость о том, что в саратовских трамваях введена безналичная система оплаты. Я представила ультрасовременную диковинку, подвешенную за поручень, к которой счастливая бабушка прислоняет свою пенсионную карточку. Никаких талончиков-купончиков, очередей за ними и измученных кондукторов! «Постой, прогресс, куда же ты спешишь?! Я ведь еще не успела ознакомиться с профессией кондуктора, а она уже вымирает!» – в панике подумала я и бросилась собирать чемодан.

К счастью или к сожалению, профессия эта еще жива, а прогресс саратовского электротранспорта пока стоит на месте.

«Осьминоги» против карт

Забегая вперед, скажу сразу тем, кому судьба не велела пользоваться общественным транспортом: кондукторы из саратовских трамваев и троллейбусов никуда не делись! Думаете, установили терминалы оплаты, так отправили кондукторов на покой? (Слово «пенсия» тут не синоним.) Не тут-то было!

Оказалось, во-первых, терминалы нужно кому-то носить по салону – знаем мы наш ушлый народ, ничего оставить без присмотра нельзя. Сами кондукторы объясняют свою незаменимость тем, что не у всех пассажиров есть банковские карты – кому-то проще отсыпать 17 рублей налом; у кого-то – те самые вожделенные талончики, за которыми они стояли в очереди четыре дня.

«Осьминоги» против карт

Во-вторых, далеко не во всех – а точнее, только в нескольких трамваях – есть мобильные платежные терминалы. Остальные кондукторы, по правде сказать, о них не мечтают: «Услуга эта пока не востребована, мало кто привык платить за проезд по карте. А мы будем принимать наличными, собирать билеты, проверять проездные, да еще и терминалы с собой таскать – как осьминоги с восемью руками...»

Самое примечательное – руководство СГЭТ вскользь заметило, что нововведение будет действовать в тестовом режиме какое-то недолгое время. После этого умные мужи примут позы известной скульптуры Родена и будут неизвестно сколько думать, как бы охватить безналичной системой оплаты все трамваи и троллейбусы города, при этом не забыв про льготников и обладателей проездных.

Трамвай в г. Тусон, штат Аризона, США
Трамвай в г. Тусон, штат Аризона, США

Содержанка

«Хотите приносить пользу обществу? Хотите, чтобы вас встречали девушки и бежали за вами? Записывайтесь на курсы водителей трамвая и троллейбуса!» – помните, был такой шедевр рекламной мысли в нашем электротранспорте? Рядом где-то приписка, что кондукторы тоже нужны. Расписаны все прелести работы и указан телефон. Реклама в троллейбусах меняется, но никуда не уходит: СГЭТ постоянно нуждается в свежем мясе – ой, то есть в новых кадрах. Телефончик моего потенциального работодателя я подсмотрела именно там. Оператор на другом конце провода отрядила меня на встречу с сотрудницей, ответственной за прием кадров, в ближайшее к дому трамвайное депо.

На следующий день после пароля «Мне-к-Татьяне-Алексеевне» (все имена изменены) меня довольно просто пропустили на объект повышенной секретности, охраняемый турникетом и женщиной пенсионного возраста.

– Ты видишь, как она наряжается! Макияж, юбку надевает короткую, выше колена. Я и говорю, девочки, сразу по поведению видно: мужчину ищет... Незамужняя, видать.

– Нет, ну ребенок у нее вроде есть, она говорила.

– Может, в разводе... Так, вы к кому? – обращает, наконец, на меня внимание одна из трех находящихся в кабинете дам.

– Я насчет работы кондуктором узнать... – замялась я на пороге.

Содержанка

Дама, оказавшаяся той самой Татьяной Алексеевной, спросила меня о моем опыте работы. Я перечислила несколько профессий, которыми я уже овладела, не сосредотачиваясь на сроках, чтобы не сочли ветреной. Из моих невнятных объяснений, почему до сих пор нет трудовой книжки, работодательница сделала вывод, что с работой мне никогда не везло.

– Понятно. А на что жила-то? – чисто по-человечески, даже с легким сочувствием спросила собеседница.

– Да как-то... перебивалась.

– То есть на содержании была, – скорее утвердительно, чем вопросительно сказала Татьяна Алексеевна, посмотрев на меня из-под очков. Я в ответ только мечтательно вздохнула.

– Приходи, – говорит, – завтра на стажировку, мы тебя прикрепим к Светлане – она хорошая женщина. Покатаешься с ней несколько рейсов, потом решишь, хочешь ли ты остаться. Не каждому эта работа подходит, кто-то сразу сбегает... У нас всё официально, полный соцпакет. Так, завтра к пяти сорока. Лучше приди минут на десять пораньше.

– Во сколько? – переспросила я, надеясь, что мне послышалось. Нет, не послышалось...

Новое пушечное

Будильник я поставила на четыре утра. Точнее, штук десять будильников с интервалом в две минуты. Я влила в себя чашку кофе, что все равно не сделало меня огурцом, и поспешила на стажировку.

Новое пушечное

Подбегаю и вижу, что рога трамвая шевелятся за забором депо. Я влетела в проходную, объяснила, что я сегодня стажируюсь. Немолодая вахтерша пропустила и указала на крылечко, на котором стояли, докуривая последние сигареты, мои новые коллеги – две женщины и мужчина, все в оранжевых жилетах, с сумками.

– И что, думаешь, работа тут сахар?! – поприветствовал меня кондуктор-мужчина.

– Ну что ты пугаешь девчонку, вдруг понравится, – с легкой иронией в голосе ответила другая женщина, оказавшаяся моей наставницей. Светлане пятьдесят семь, два года на пенсии, на мир она смотрит взглядом флегматичного циника. Познакомившись со мной, она бросает:

– Эх, никого никогда не стажировала – и вот дожили! (здесь и далее все любимые Роскомнадзором слова заменены на синонимы).

Дальше про меня уже никто не вспоминал, а Светлана рассказала о том, как ей не досчитали 37 билетов до нормы в несколько тысяч билетов. Из-за этого ее зарплата, состоящая из оклада и премии за выполнение плана, пострадала значительно.

Новое пушечное

Через минуту мы запрыгнули с ней в пассажирский вагон, управляемый хрупкой Валентиной – женщиной лет пятидесяти в легком шифоновом платье под оранжевым жилетом. Первым делом Светлана рассказала своей напарнице о том, как ей не повезло с зарплатой, и что начальство не пошло навстречу. Эту же историю с нескрываемой обидой она пересказала потом диспетчеру на конечной станции и своей знакомой по телефону. Для Светланы эта ситуация неприятна. Но работой в целом она довольна, ведь СГЭТ – одно из немногих предприятий в городе, которое готово принять людей в предпенсионном и пенсионном возрасте. Предполагаемое введение полностью электронной системы оплаты может оставить эту значительную категорию граждан без надежды на выживание. А с увеличением пенсионного возраста люди в возрасте почувствуют эту проблему острее.

Человек – как собака...

У кондукторов и водителей трамваев есть возможность выбора графика работы: либо 2/2 по 12 часов, либо 5/2 по восемь часов. Половина зарплаты – около восьми тысяч рублей – это оклад, остальное – премия, которая может быть, а может и не быть; итого у настойчивых кондукторов набирается в месяц порядка 16-18 тысяч рублей. Для того чтобы кондукторы достигли требуемых от них планов, часто приходится выходить на работу в свой законный выходной. В свою очередь, работодателя энтузиазм стахановцев радует, весь депо испытывают дефицит рабочих кадров.

Человек – как собака...

У Светланы сегодня должен быть выходной. Она работает по 12-часовому графику (два дня работает, два отдыхает) и примерно три-четыре раза в месяц выходит на работу «лишний раз». К слову, в летнее время все бабушки на дачах, студенты на каникулах – а значит, план выполнить сложнее.

В рабочий день Светлана просыпается обычно в три часа утра. В 3:45 ее с остановки около дома в Энгельсе забирает транспорт предприятия. Говорит, что первое время было тяжело перестроить свой организм на столь ранний подъем, но вообще «человек – как собака: не бывает вещей, к которым он не привык бы». Даже сегодня Светлана уделила десять минут, чтобы нанести макияж: золотисто-зеленые тени на глазах, фиалковая помада на губах. На руках – салонный маникюр; говорит, его хватает на месяц. В отличие от других, героиня уверена, что опрятный внешний вид для кондуктора важен, и смущается, когда получает комплименты.

В начале и конце смены, а также по прибытии на конечную точку маршрута кондуктору надо заполнять маршрутный лист, переписывая данные с крайних билетов. Тяжелую мелочь Светлана периодически отсчитывает, пересыпает в пакет из-под молока и убирает в сторону. Кстати, грядущее повышение цен на проезд она приветствует – при условии, что новая стоимость билета будет 20 рублей: тогда будет проще работать с мелочью. Ошибка в расчетах как в меньшую, так и в большую сторону грозит лишением премии.

Человек – как собака...

«Алло, они у детского парка? Ясно. Спасибо» – заговорщическим тоном говорит Светлана. Моментами ее работа напоминает шпионский сериал. На вопрос, кто это – «они», кондуктор машет рукой: «А-а, кэрээски».

На трамвайном жаргоне так кличут контролеров (сотрудников контрольно-ревизионной службы), которые рыщут от вагона к вагону, выискивая необилеченных пассажиров и прочие кондукторские промахи.

Пассажиры «мечты»

Кстати, о пассажирах. Лето – мертвый сезон. Под завязку вагон не забит даже в утренние часы пик, когда саратовцы отправляются на работу. Главный враг – жаркое июльское солнце, нещадно нагревающее эту консервную банку на рельсах.

Но и пассажиры, конечно, могут довести кондуктора до белого каления. Светлана вежливо называет это издержками «работы с людьми», на что не у каждого хватает живых нервных клеток.

Исходя из рассказов опытного кондуктора, составлю классификацию «непростых» категорий пассажиров (терминология моя). Итак, поехали.

Пассажиры «мечты»

– Пассажиры-зайцы всех видов: тунеядцы, попрошайки, бездарные уличные музыканты, просто «дофига хитрые» люди... С ними всё понятно. С опытом кондуктор начинает их безошибочно определять и целиться в них на поражение.

– Пассажиры-шланги. Довольно распространенный вид, особенно активничают молодые особи. Пассажиры-шланги потенциально видят себя зайцами, но в случае неминуемой встречи с кондуктором готовы и заплатить. Обычно они вставляют в уши наушники, смотрят задумчиво куда-то в окно или в подмышку другому пассажиру, это уж как повезет, и сосредоточенно рассуждают о смысле жизни...

Вот сегодня одна пассажирка-шланг, повстречавшись взглядом с нашей непробиваемой Светланой, не нашла ничего лучшего, чем ответить: «А я уже доехала». «Гениально!» – захотелось поаплодировать Светлане, но еле себя сдержала.

Пассажиры «мечты»

– Бабки. Бабки бывают разные. Бывают бабки-челноки, которые круглый год будто перевозят груз с одного кирпичного завода на другой, не жалея себя, свое здоровье и всех вокруг. Бывают бабки-болтушки – а еще если и критически оценивающие окружающую действительность, то берегитесь, уши! Бывают бабки-спортсменки, которые пробегают стометровку до остановки быстрее, чем студенты на соревнованиях. Гордость одолевает кондуктора наблюдать за их рекордами, но всегда страшно за их здоровье. И были случаи, что не напрасно.

– Потом дети. Заходят в вагон сначала нормально, а потом начинают показывать цирк дю Солей на поручнях. Беситься, орать и испускать поток нецензурной брани (не слишком разнообразной).

– Наконец, завершают хит-парад непростых пассажиров поклонники древнекитайской философии Синь-Пьянь. На что способен этот контингент, думаю, представляют все.

Бонус: бесплатный фитнес

Работа у Светланы такая, что толком нет времени на болтовню. На конечной станции – перекур на две минуты. На свое место она присаживается редко – только для того, чтобы заполнить документы и пересчитать деньги. «Это мой фитнес», – смеется Светлана, гордясь, что с приходом на работу похудела на восемь килограммов. А еще улучшила внимательность, координацию и остроту реакции (чтобы смотреть, куда падаешь при резких толчках).

Бонус: бесплатный фитнес

Я бегаю за кондуктором из вагона в вагон, вызывая недоумение у пассажиров. «А почему вы за ней ходите?» – спрашивают особо бестактные. «Работа такая», – назидательно отвечаю я.

После трех круговых рейсов из одной части города в другую, что заняло полдня, я начинаю от недосыпа клевать носом. Светлана расталкивает меня и спрашивает, готова ли я остаться здесь навсегда. Я признаюсь, что не совсем подхожу для такой ответственной работы. Кондуктор желает мне успехов в дальнейшем трудоустройстве.

Спасибо – надеюсь, мне повезет. Не всю же жизнь быть на содержании!

Оцените новость
0
архив
выпусков
Сосульки против саратовцев. Альпинисты против сосулек
Зимой и по ранней весне – мы живем как на войне. Сосульки и наледь летят с крыш на головы горожан. Да, с этим пытаются бороться, но только немногие чистят крыши профессионально – это промышленные альпинисты.
8
«Мы заложники этой гнилой системы». Врачи объясняют, почему уходят из медицины
«Рисование» результатов анализов, антибиотики для профилактики, работа на ОМС, а не на здоровье пациента, низкая зарплата – саратовские врачи рассказывают про условия работы, которые вынуждают их увольняться.
2
Премьер обещает, что через шесть лет мы заживем хорошо
Правительство России обещает коренное улучшение жизни через 6 лет, когда будут реализованы нацпроекты. В майском указе президента говорится о необходимости сокращения бедности и увеличения продолжительности жизни, но в нацпроектах об этом – ни слова.
Не занесло – так смоет. 13 тысяч жителей Саратовской области могут пострадать от паводка
После «аномальной зимы» Саратов и область готовят к такому же паводку. Большой воды ждут в Аткарске, Петровске, Заволжье и в самом Саратове. Мы поговорили с людьми, пострадавшими в прошлогоднем паводке. Похоже, его уроки не выучены.
13
Не надо поднимать панику! 10 напастей Саратовской области этой зимой
Крыши падают, трамваи стоят, жители протестуют, даже тухнет вечный огонь. Министров судят. Депутатов арестовывают. Разбираемся, какие напасти обрушились на наш регион нынешней зимой и кто в этом виноват.
Реклама

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Из-за повышения НДС с 1 января эксперты прогнозируют заметный рост цен. Повышение цен на какие товары и услуги вас беспокоит больше всего?
Проголосовало: 3878
3


>> ЦИТАТА
архив

Глава Саратова об опиловке и сносе деревьев на тротуарах
Полная версия интервью
Есть важная тема?
Сообщите дежурному редактору
сайта: [email protected]
Тел. (845-2) 27-31-18

>> СОЦСЕТИ