Культура

Саратовский кинопроцесс-2014: игры в открытую

30.04.2014 // 11:52
Комментарии:0
Просмотры: 1549

Кинематографический Саратов традиционно связан с такими известными именами, как Борис Андреев, Иван Мозжухин, Олег Табаков, Олег Янковский, Евгений Миронов. Саратовская актерская школа и одна из старейших киностудий в стране априори предполагает наличие и течение какого-никакого кинопроцесса. Однако с кино в Саратове сложилась своеобразная ситуация: оно если и существует, то дискретно, при отсутствии какой-либо системы и скорее вопреки, а не благодаря.

На прошлой неделе в Доме кино состоялась встреча за круглым столом, посвященная старому и новому кино Нижне-Волжской студии и перспективам развития саратовского кинематографа, прежде всего документального. Дата и место были выбраны неслучайно – 22 апреля, день рождения того, чьи слова выложены белым кирпичом на фасаде здания студии. Организаторы круглого стола, директор Нижне-Волжской студии кинохроники Андрей Наймушин и главный редактор Татьяна Зорина попытались охватить максимально широкий спектр культурной публики Саратова. В зале собрались режиссеры и сценаристы, чиновники и журналисты, представители общественных организаций, студенты и активисты киноклубного движения. Показательно, что на встрече присутствовало руководство местного отделения Союза кинематографистов, с которым прежде у студии не складывались отношения.

Эту встречу уже сейчас можно смело назвать исторической, пусть и в локальном масштабе. Все потому, что участники осознали (или сделали вид), что совершенно бесполезно прятаться по углам и втихаря что-то снимать или смотреть; в данный момент времени и в нынешнем состоянии провинциального кинематографа возможна только игра в открытую, только совместная деятельность различных структур, существующих в условном культурном пространстве города.

Вполне логично, что на роль объединяющего центра претендует именно Дом кино. За годы существования кинотеатр стал действительно знаковым местом для любителей некоммерческого российского и европейского кино, территорией диалога и основной площадкой кинофестиваля «Саратовские страдания».

Один из ключевых вопросов мероприятия, поднятый, на мой взгляд, весьма робко, – взаимодействие культурных институтов и местной власти. Оно и понятно, сложно говорить о каком-то будущем развитии саратовского кинематографа, когда год от года расходы на культуру в бюджете области все уменьшаются, а уж сколько из одного миллиарда рублей, положенного в 2014 году, предусмотрено потратить на киномероприятия, мало кому известно. На встрече в Доме кино говорилось лишь об организации фестиваля любительского кино, проекте «Найди себе героя», который министерство культуры области реализует совместно с саратовским отделением Союза кинематографистов. Но финансирование этого мероприятия просто неразличимо на фоне остальных трат саратовского бюджета.

ФлаэртианаВ сотрудничестве местной власти и кинематографистов один из наиболее успешных российских регионов – несомненно, Пермский край. Да, консолидированный бюджет области там заметно больше (112 миллиардов рублей против наших 84), но и профессиональный киносмотр не один: «Текстура», «Белые ночи», «Встречи на Каме», «Уральский хронограф», «Кино про любовь»... Самое крупное ежегодное киномероприятие Перми – международный фестиваль антропологического кино «Флаэртиана». Его бюджет около 12 миллионов рублей, из которых четыре с половиной выделяет региональная власть, пятьсот тысяч – город. Один миллион дают федералы, правда, не каждый год. Остальные средства, то есть половину, вкладывают спонсоры, посольства разных стран и частный бизнес. Павел Печенкин, президент «Флаэртианы», является также директором киностудии «Новый курс». Он рассказывает, что ежегодный бюджет студии, получаемый через различные источники, составляет приблизительно 30-40 миллионов рублей. «Новый курс» производит в год до десяти фильмов на федеральные средства, деньги городских и региональных грантов, бизнес-элиты, спонсоров. Все это становится реальностью лишь при наличии программы развития кино, которая может существовать исключительно при поддержке государства, – считает Павел Печенкин.

Вопрос о спонсорах был затронут и на саратовской встрече. Заместитель министра культуры Владимир Баркетов упомянул о традиции создания попечительских советов при участии состоятельных людей региона.

Впрочем, расходы на культуру и в Перми, и в некоторых других регионах также сокращаются. Даже на омский фестиваль дебютов «Движение», президентом которого является Артем Михалков. «В этом году, по сравнению с прошлым, бюджет фестиваля оказался меньше на шесть миллионов рублей, но мы постарались не упасть в качестве, – говорит его генеральный продюсер Полина Зуева, – всего же он составил 27 миллионов. В его проведении нас поддержало Министерство культуры РФ, правительство Омской области и фонд «Мечте навстречу».

Представителям саратовского кино наверняка смешно и горько читать такие тексты, учитывая ощутимую разницу в цифрах. Настолько же, насколько факт, что пермская киностудия производит в разы больше документальных фильмов в год, чем саратовская. За последние два года Нижне-Волжская студия кинохроники выиграла лишь две заявки.

По словам директора Немецкого центра в Саратове Ирины Николаевой, организаторы Мюнхенского кинофестиваля «DOK.fest» были настолько под впечатлением от «Саратовских страданий» и неиссякаемого энтузиазма исполнителей, что сделали на своем сайте отдельную страницу, посвященную коллегам из российской провинции. «У немцев есть чему поучиться», – резюмировала выступление Ирина Николаева.

goEastВ Германии существует масса кинофестивалей. Мы не будем говорить о «Берлинале», однако можем упомянуть «маленький, но очень хорошо организованный фестиваль» (это слова известного российского режиссера Бориса Хлебникова) в Висбадене. Городе, прославленном благодаря Федору Михайловичу Достоевскому (роман «Игрок») и в целом неразрывно связанном с русской культурой. Имеется в виду международный фестиваль кино Центральной и Восточной Европы «goEast», ежегодно проходящий в апреле. Основные учредители кинофорума – Министерство высшего образования, науки и искусств земли Гессен и администрация города. Среди спонсоров – фонды, например, Фонд Роберта Боша («Robert Bosch Stiftung») и такие частные инвесторы, как «Шкода». Бюджет фестиваля составляет около 400 тысяч евро. Кстати, в четырехсоттысячном Висбадене осенью проходит и другой киносмотр «Exground Filmfest».

Что касается кинопроизводства, земля Гессен – одна из слабейших по части финансирования. По немецким меркам, у Гессенского фонда не так много денег, как у их коллег из MBB («Medienboard Berlin-Brandenburg»). Местные фильммейкеры больше рассчитывают на региональные телекомпании, которые вкладываются в кинопроизводство. И тут саратовцам опять-таки есть чему поучиться.

Лариса Новикова, директор «Альянс Франсез Саратов», считает, что европейский опыт незаменим для наших культурных организаций. В городе, где есть свой кинофестиваль, автоматически создаются дополнительные рабочие места, а экономика становится привлекательной для инвесторов, – подвела она итог своему выступлению. Вот так культура становится базисом, а не надстройкой.

IDFЭтот опыт работает и в других странах Европы. Если мы говорим о Чехии, где денег гораздо меньше, чем в Германии, то из наиболее авторитетных кинофестивалей можно упомянуть Йихлаву и Карловы Вары, совсем не столичные города. Правда, к их организации, помимо местных правительств, имеет отношение Институт документального кино (IDF – Institute of Documentary Films), который базируется в Праге и является, по сути, проводником между продюсерами Западной и режиссерами Центральной и Восточной Европы. Ежегодно IDF выступает на нескольких площадках и занимается промоушном, в том числе и российского кино. По данным за 2013 год, институт оказал помощь 250 документальным фильмам с международным потенциалом в развитии и коммерческом и фестивальном продвижении, многие фильмы получили награды на международных кинофестивалях и поддержку в лице европейских агентов и бродкастеров. Бюджет этой организации по европейским меркам скромен – чуть более 500 тысяч евро в год – а масштаб деятельности ощутим даже при первом знакомстве с сайтом организации – www.dokweb.net.

Итогом круглого стола в Саратове можно считать предложение Владимира Баркетова о подготовке обращения саратовских киношников к министру культуры РФ Владимиру Мединскому о сохранении статуса Нижне-Волжской студии как некого центра по созданию, прокату и поддержке кино в Саратове и области. В ответ на это прозвучали и пессимистические мнения, озвученные, в частности, Вадимом Пегасовым, директором кинокомпании «Аквариус-фильм», о том, что милости от федерального центра ждать не стоит. С другой стороны, и местный минкульт соглашается пока лишь на роль посредника во взаимоотношениях с Москвой.

Между тем столица вовсе не сократила расходы на кинопроизводство. Просто с каждым годом все больше денег остается в Москве. Однако есть и позитивные примеры развития кинопроцесса в некоторых российских регионах. Если мы вернемся к пермскому опыту, то увидим, что провинциальное кино может быть успешным. Секрет этого успеха в его популярности в городе, области, крае. Павел Печенкин говорит, что все местные фильмы можно посмотреть в кинотеатре «Премьер» и по телевидению. Особое внимание нужно уделять медиаобразованию: вести постоянную работу со школами и вузами, изданиями и отдельными журналистами, пишущими о культуре. Но главное, в Перми есть 150-200 человек, которые образуют ядро профессионалов и любителей, которые так или иначе связывают свою жизнь с кино.

Возможно, с такого рода самоорганизации и следует начать процесс в Саратове. Для этого, правда, необходимо соблюдение некоторых условий: партнерские отношения между участниками, максимальная прозрачность в финансовых вопросах и, как ни банально, умение радоваться успехам другого. Да и помогать хочется тому, кто хочет быть спасенным и сам предпринимает хоть какие-то шаги. Огромную помощь могло бы оказать министерство культуры области, если бы с привлечением экспертов обсудило, составило и опубликовало некий план развития кинематографа в Саратове. Тогда через некоторое время мы могли бы вспоминать об апрельской встрече как о начале нового этапа развития саратовского кино. Хотя, как мы знаем из богатого опыта культурных начинаний в провинции, всегда проще все спустить на тормозах.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ