Культура

«Князю Игорю» слава!

18.12.2013 // 08:27
Комментарии:0
Просмотры: 2367

Фото Денис Юлин

Саратовский академический театр оперы и балета представил на суд зрителей новый спектакль – «Князь Игорь» Александра Бородина. Ценители классического музыкального искусства, художественное руководство театра еще в репетиционный период назвали самую популярную российскую оперу главной премьерой сезона-2013.

В Саратове «Князь Игорь» не ставился с 1979 года (прежняя постановка была «долгожителем» и с успехом шла на сцене Академоперы на протяжении многих лет). Обращение к венцу героического эпоса в этом году интриговало по нескольким причинам. Если мастерство симфонического оркестра под управлением лауреата Государственной премии РФ, народного артиста России, режиссера Юрия Кочнева и умение маэстро мобилизовать все силы театра на решение самых сложных музыкальных задач сомнения не вызывали, от догадок по поводу сценического воплощения спектакля замирало сердце. Все потому, что предыдущая оперная постановка – «Риенци» Рихарда Вагнера – была решена весьма экстравагантно. Успокаивало то, что для постановки «Князя Игоря» в Саратов приехал московский режиссер Андрей Сергеев, известный саратовской публике по ранее поставленным спектаклям «Русалка», «Тоска», «Бал-маскарад». Постановочный почерк Сергеева заключается в бережном отношении к классическому произведению. Новая премьера саратовского оперного показала, что талантливый постановщик не изменил себе и на этот раз.

Спектакль начинается с самой высокой эмоциональной ноты (оговоримся, что речь идет о предпремьерном пресс-показе). Большая по размерам и весомая по музыкальному материалу увертюра (браво, оркестр!) с первых мгновений установила настроение эпического сказа и словно погрузила зрителей из столетия 21-го в век 12-й.

Пролог к опере строится на противопоставлении образов русских и половецких, контрастирующих по своему укладу, и тут Андрей Сергеев несколько смещает смысловые акценты произведения. Этого постановщик добивается в первую очередь при помощи элементов оформления. Основу декораций составляет многофункциональный занавес. Он – и городские сцены, и храм, и своды половецкого шатра. В первом действии Сергеев в прямом смысле сгущает краски. Цвета крови – стены Путивля, алые одежды – у женщин, провожающих Игоря в поход. Единственное светлое пятно в очень уж «затемненном» первом действии составляет макет храма, который по очертаниям в равной степени напоминает и силуэт князя. Неслучайно в область сердца будет проецирован огненный шар солнца, на который и найдет затмение. Режиссер изначально являет зрителю: город в огне. От набегов ли, междоусобиц, нежелания русских князей объединяться? Каждый прочитает месседж постановщика по-своему.

Впрочем, сам режиссер не отвлекает зрителя на разгадывание сценических ребусов. «Разлилась печаль по русской земле», – так некогда описал настроение уставших от половецких набегов русичей автор «Слова о полку Игореве» (памятник древнерусской литературы, как мы помним, лег в основу оперы «Князь Игорь»). Это настроение путивлян автору спектакля (кстати, сценография и костюмы тоже исполнены Андреем Сергеевым) удалось передать в полной мере. Оно угнетающе.

Удивительно, но те же оттенки красного во втором действии создают необычайно яркую и жизнеутверждающую картину привольного степного кочевья. Изящные девушки, порывистые парни, хан Кончак – образ свободного, уверенного и необузданного восточного народа видится в спектакле необычайно привлекательным. Знаменитые половецкие пляски на это и рассчитаны, а если за дело взялся балетмейстер Кирилл Симонов – тем паче! И если композитором изначально подчеркивается моральное превосходство русского народа, в саратовской версии он выглядит гораздо более блекло, находясь в условиях восточной экспансии. Но такое впечатление длится ровно до начала музыкального диалога Игоря и Кончака.

Интересно подает образ хана лауреат международных конкурсов Станислав Трофимов. Радушный хозяин, он уважительно и без малейшей тени вражды относится к князю Северскому: «Эх, не врагами быть бы с ним!» Хан Кончак (Трофимов безупречно ведет свою партию) словно заполняет собою все пространство. Предлагая князю свободу взамен на его согласие не воевать против половцев, он видит в русиче достойного соперника. Непреклонным выглядит и князь Игорь в исполнении дипломанта всероссийских конкурсов Андрея Макарова в стремлении вывести Путивль «за линию огня». Наверняка изучивший труды по исследованию «Слова...», режиссер в трактовке заглавного героя идет за Дмитрием Лихачевым. Выдающийся ученый считал, что Игорем Святославичем двигали патриотические чувства и непреодолимое желание освободить землю от врага, нежели его эгоизм. Отсюда скоропалительное решение о походе. Раскаяние князя в поспешности своих деяний в арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе!» Андрей Макаров драматически отыгрывает безупречно. В вокальном плане артист пока не столь убедителен, но солидная «страховка», поступающая от оркестра, компенсирует небольшие огрехи.

Двойственности же отношения к князю как противоречивой личности в саратовском спектакле нет. Как последователен он в своей любви к родине, Ярославне, как равнодушно наблюдает за потрясающе красочными танцами половцев! За вынесенным в название спектакля образом «саратовского» князя Игоря читается тоска «по убогой и обильной, могучей и всесильной матушке Руси». Визуальный, панорамный шик половецких степей уступает в конечном итоге духовной потребности русского народа защитить свою землю. Поэтому от «сумрачных тисков» первого действия в третьем ничего не остается. Радует глаз небесная лазурь, и хоровая сцена в полной мере воспроизводит благородство и мощь русичей.

Из явных удач спектакля хотелось бы отметить его цельность, которая достигнута сочетанием нескольких факторов. Это минимализм в оформлении спектакля, с одной стороны, и полная самоотдача солистов саратовского оперного – с другой. Зрителя ничто не отвлекает от прекрасной музыки Александра Бородина, внимание концентрируется на прочтении того или иного характера, каждый из которых по-своему колоритен. Хор театра умело создает в нашей душе собирательный образ народа-победителя. Основная нагрузка в этой связи лежит не только на хоре. Как несложно догадаться, в равной степени это миссия исполнительницы роли Ярославны. Пока осторожно в вокальном плане ведет эту партию заслуженная артистка России Ольга Кочнева, тем не менее рисунок роли актриса создала интересный. Ярославна болезненно-нежно, всем сердцем реагирует на людские страдания и в то же время решительно, без колебаний принимает на себя правление городом. Апофеозом любви, для которой нет ни политических, ни этнических преград, прозвучали каватины Владимира Игоревича (лауреат международных конкурсов Михаил Пирогов) и Кончаковны (лауреат всероссийского конкурса Светлана Курышева). Все знаменитые арии сопровождались аплодисментами зала.

Но есть в спектакле и несколько непонятных моментов. Спускаются словно с небес колокола, при помощи которых Скула и Ерошка должны возвестить о возвращении Игоря Святославича на родину. Переливчатый колокольный звон был бы очень уместен. Но это «ружье» так и «не выстрелит». Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны, и только после этого возлюбленные бросаются друг другу в объятия – это после нескольких лет разлуки. Но по сравнению с победным звучанием постановки в целом вышеперечисленные условности едва ли значительны.

В свое время изучение «Слова о полку Игореве» породило особую отрасль гуманитарного знания, а сам памятник нашел отражение в различных видах искусства. Гениальным воплощением мотивов произведения стала опера «Князь Игорь» Александра Бородина. Не вызывает сомнения, что саратовская постановка займет достойное место в ряду многочисленных обращений к истории о походах Северского князя. На премьере спектакля зал аплодировал стоя. В овациях читалось: «Князю Игорю» слава!»

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ