Культура

Саратов-Россия-мир.Doc

16.09.2013 // 14:49
Комментарии:0
Просмотры: 2288
Даже во время фестиваля документального кино можно снять документальное кино
Фото Мария Алексашина

Фестиваль «Саратовские страдания» проходит уже десятый год, и как бы ты не «обыграл» слово «страдания» в заголовке, всё равно кто-то из коллег это уже сделал, если не в этот раз, то в предыдущие девять. И это не единственная сложность для журналистов при освещении фестиваля, вторая проблема – чтобы везде успеть, нужно иметь как минимум маховик времени. «Страдали» в этот раз в Доме кино, Институте филологии и журналистики, на железнодорожном вокзале, в Доме работников искусств, дневном клубе «Дружба», Доме-музее Павла Кузнецова, клубе «Maсhine Head», областной научной библиотеке и техническом университете.

Отдали концы

Открытие фестиваля прошло в пятницу, 13 сентября, в Доме кино. До него в рамках фестиваля прошли детские показы фильмов, конкурсный показ фильмов режиссеров из Саратова и области «Наша кинофабрика», а также мастер-класс для журналистов. Уже на первом вечернем сеансе (организаторы подготовили для зрителей немое кино с музыкальным сопровождением) случился аншлаг, что для независимого кинотеатра, прямо скажем, редкость. За десять минут до начала торжественной церемонии открытия на лестнице образовалась пробка из зрителей. Некоторым так и пришлось провести на ногах официальную часть, показ фильма «Отдать концы» и встречу с режиссером картины Таисией Игуменцевой и исполнителем одной из главных ролей Дмитрием Куличковым. Для тех, кто не смог смотреть фильм в таких условиях, организаторы фестиваля обещали еще раз показать его во вторник, 17 сентября, тогда же состоится показ всех фильмов-победителей фестиваля.

Татьяна ЗоринаОт одного из соучредителей фестиваля – министерства культуры области – поприветствовать участников и гостей фестиваля пришел заместитель министра Владимир Баркетов (его непосредственный начальник Светлана Краснощекова и губернатор Валерий Радаев, напомним, провели пятницу в районном поселке Озинки, где, по их мнению, начинается Россия). Чиновник произнес дежурную шутку про то, что саратовцам предстоит ближайшие несколько дней «страдать», разрезал вместе с председателем жюри этого года, кинокритиком Кириллом Разлоговым кинопленку и удалился, не став смотреть картину лауреата Каннского фестиваля и фестиваля «Кинотавр».

Директор фестиваля Татьяна Зорина рассказала зрителям историю о том, как она впервые посмотрела документальный фильм, и отметила, что, придя к десятилетнему юбилею, «Саратовские страдания» находятся в состоянии переходного периода.

Отдали концыНародная артистка России Елена Сапогова исполнила песню в память об операторе Владиславе Микоше и его жене, режиссере Джемме Фирсовой. Победительница конкурса частушек-страданий, который прошел в классическом университете в рамках фестиваля, показала зрителям, что собственно такое «саратовские страдания».

Затем зрители увидели фильм открытия фестиваля «Отдать концы» – трагикомедию о жизни в российской глубинке. Главные герои картины – жители небольшого села узнают, что через день будет конец света. В ожидании конца они принимают самые важные решения в жизни. Как рассказала режиссер Таисия Игуменцева, в Европе ленту воспринимают как фильм-притчу с аллюзией на историю библейского Ноя. Во время общения с режиссером саратовские зрители поймали Таисию на нескольких «ляпах» в фильме и похвалили выбор актеров (Сергей Аброскин, Максим Виторган, Ирина Денисова, Анна Рудь, Ёла Санько, Юрис Лауциньш, Алина Сергеева, Дмитрий Куличков).

Выпускник Саратовской консерватории Дмитрий Куличков поблагодарил за свои успехи в кино своего педагога Александра Галко, также присутствовавшего в зале.

– Не бойтесь быть свободными. Для меня кино – это всегда диалог со зрителем. И я хочу вам сказать, чтобы вы не ждали завтра, а жили здесь и сейчас. Если вы любите кого-то, то скажите ему об этом. Хотите быть свободными, будьте, – посоветовала зрителям молодой режиссер Игуменцева.

Семейные ценности и революция

В основную конкурсную программу вошли 16 картин, еще около трех десятков фильмов были объединены в панорамы «Кино.doc», «Кино.art» и «Кино.life».

Еще в пятницу перед открытием зрители увидели трогательный фильм Родиона Исмаилова «Моя родня». Режиссер сделал героями своей картины своих родственников. Фильм повествует о первом путешествии его дочери Лолиты из Москвы, где она живет с отцом и матерью, в Азербайджан, где живут все родственники отца. Девочка знакомится с чужой для себя культурой (плачет, когда родственники режут жертвенного барана). В финале картины режиссер разместил фотографии всей своей родни.

– И это еще не все дети поместились на этих фото. Их гораздо больше, – рассказал зрителям Родион. – А за Лолиту не переживайте, она знала, на что шла, я не ожидал, что вот так расплачется. Зато теперь мы каждое лето отправляемся в Азербайджан.

Первым фильмом конкурсной программы, показанным в субботу, стала картина «Марш! Марш! Левой!» Евгении Монтанья Ибаньес.

Героями этой картины стал оппозиционер, координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов и люди, участвующие в протестной голодовке. В фильме Удальцов выступает на митинге и готовится к выступлению со специалистом по сценической речи. Люди же, которые поддерживают его идеи и голодают, переживают серьезный психологический кризис. К сожалению, автор фильма не приехала в Саратов, и зрители не могли задать ей свои вопросы.

В послеобеденном конкурсном показе демонстрировали картину «Мои немецкие дети» Том Тамар Пауэр. Режиссер посвятила фильм своей семье: родителям, сестрам и детям. Мать Том – немка, отец – еврей. Сама она родилась в Израиле, затем переехала в Германию, но прожив там 16 лет, поняла, что её место именно в Израиле. В картине поднимается тема Холокоста, национальной и религиозной идентичности. Некоторый шок у зрителей вызвала театрализованная сценка, поставленная младшими школьниками в Израиле в день памяти жертв Холокоста, где дети вполне убедительно играют фашистов, прикрепив себе на рукав красные картонные свастики. Главные герои фильма – это двое детей Том, которые по-разному приняли её решение о переезде. Теперь сын и дочь Том живут в разных странах. После просмотра фильма зрители смогли задать Том интересующие вопросы. Посмотреть картины второго конкурсного дня пришла и режиссер Кира Муратова, фильм которой станет картиной закрытия фестиваля.

Особый мир и теория счастья

В воскресенье первым фильмом в конкурсной программе стала работа «Законы Мэтью» режиссера Марка Шмидта из Нидерландов. И снова очень личная история. Режиссер снял картину про своего друга, страдающего аутизмом. Мэтью перед камерой рассказывает о своих правилах в жизни, о системе своей «вселенной», которую он устроил в собственной квартире. Марк аккуратно пытается постичь эту «вселенную», но заканчивается фильм трагически. Теме проблем людей с аутизмом были посвящены сразу несколько картин («В ауте» Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау, «Почему я тут» Дарьи Сидоровой). Сегодня в Саратовском государственном техническом университете в рамках «Саратовских страданий» проходит круглый стол «Проблемы социальной адаптации аутистов современной России» с участием сооснователя Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Любови Аркус (автора картины «Антон тут рядом»).

С.П.А.Р.Т.А.После обеда, в воскресенье, зрители увидели фильм выпускницы Школы документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Анны Моисеенко. Лента под названием «С.П.А.Р.Т.А. – Территория счастья» повествует о жизни людей, осознанно отказавшихся от жизни в цивилизации. Они живут в деревне под Харьковом и пишут некогда придуманную одним человеком «Теорию счастья». Коммуна (Сельскохозяйственная поэтизированная ассоциация развития трудовой активности) существует уже 20 лет, у нее есть представительства и в России. Чтобы снять фильм о жизни отшельников режиссеру пришлось заполнить анкету с 1500 вопросами и писать стихи о Родине, общение с жителями коммуны заняло более двух лет. Условно главной героиней картины стала девушка Саша, которая недавно пришла в коммуну и в конечном итоге её покинула. Она рассказывает о теории счастья, отвечает на вопросы про цель жизни. Зрители спросили Анну, не собирается ли она снимать продолжение этого фильма.

– Я думала о продолжении этой картины, но уже снимать не просто про этих «спартанцев», а именно про Сашу. Она уехала оттуда, последние кадры фильма снимала именно она. Сейчас она живет у сестры в Казахстане, устроилась работать на хлебокомбинат. Но недавно она мне звонила и говорила, что хочет вернуться. Это такая история потерянного человека, который не может найти себе место в жизни, – пояснила режиссер.

Возвращение в Саратов

Александр ЗемляниченкоВ субботу в зале ожидания повышенной комфортности на саратовском железнодорожном вокзале прошла презентация фоторабот начальника отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press Александра Земляниченко. Сам фотограф, дважды лауреат Пулитцеровской премии, когда-то начинал работать как корреспондент саратовской газеты «Заря молодежи». Поэтому во многом открытие выставки «Изменчивое» превратилось во встречу старых добрых друзей.

– Мы тогда работали вместе, и он же нас всех всё время фотографировал. Многие знают, что у меня на столе лежит моя фотография авторства Саши. Я по ней сверяюсь, какая я была, – рассказала директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина.

В 1997 году Александр Земляниченко получил Пулитцеровскую премию за фото, на котором президент России Борис Ельцин танцует на рок-концерте. Эту фотографию организаторы выставки разместили по центру. А рядом с ней фото нынешнего президента Владимира Путина. Также на выставке есть фотографии с репетиции Парада Победы, Чемпионата мира этого года по легкой атлетике в Москве и старые фотоработы.

Как рассказали представители РЖД, посмотреть выставку может любой желающий. Работы Земляниченко будут экспонироваться до октября. Затем в зале повышенной комфортности планируется регулярно проводить выставки.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ