Экономика

Плюс на минус

Если инвесторам не нужен аэропорт в Сабуровке, для чего он саратовским властям?
20.08.2013 // 11:30
Комментарии:0
Просмотры: 4123
Так сейчас выглядит взлетно-посадочная полоса
Фото Денис Юлин

Это какой-то новый тренд – писать о том, что происходит в селе Сабуровка Саратовской области. Ну, то есть как там движется или не движется строительство нового «современного и классного» аэропорта с мощной взлетной полосой, на которую не опасаясь смогут садиться боинги и другие авиагромадины. Следуя примеру своих коллег, которые с разной степенью дотошности уже вспомнили и описали, как начинался проект и к чему на сегодняшний день там все свелось, я тоже окунулась в думы об аэропорте.

И даже пообщалась с компетентными в области авиаперевозок людьми на тему сложности организации аэропортового дела. В ходе рассуждений и консультаций у меня вдруг возник вопрос: а он нам вообще нужен, этот самый аэропорт в Сабуровке?!

Нет, ну правда, какой смысл в этом грандиозном многомиллиардном строительстве? Что мы, рядовые жители региона, от этого получим? Скорее всего, ничего стоящего, а вот лишиться чего-то нужного можем вполне.

Освоение средств – это так заманчиво

Нет, конечно, когда региональный минтранс в 2007 году объявил о намерении возродить проект 20-летней давности о переносе аэропорта за город, всем все было понятно. Если когда-то давно саратовский «небесный причал» (немного поэзии) и был на окраине города, то за последние несколько десятков лет застройка вокруг него уплотнилась, и самолетам садиться стало сложнее. Да и люди, поселившиеся вокруг, вдруг стали жаловаться на то, что им неуютно жить рядом с постоянно взлетающими и садящимися самолетами.

Кроме того, региональное правительство, активно взявшееся за привлечение в город и область инвесторов, в том числе и иностранных, обнаружило, что воздушные ворота региона как-то уж совсем обветшали: аэровокзал старый, самолеты старые, взлетно-посадочная полоса узкая и короткая. Несолидно, мол. И вместо того, чтобы включиться (призвать/повлиять/помочь) в реконструкцию и модернизацию действующего объекта, решено было построить новый порт. Тогда аэропорт был в федеральной собственности, и его владельцы какого-либо стремления к модернизации не выказывали. Добавим, что нынешний собственник аэропорта начал реконструкцию аэровокзала и намерен обновить парк самолетов.

Новая стройка – не реконструкция. Идея грандиозного масштабного строительства сулила нашим властям возможность притащить в Саратовский регион энное количество бюджетных миллионов/миллиардов из федеральной казны (а многим из местных власть предержащих и личное участие в освоении оных), привлечь внимание и интерес федеральной власти и, в случае успешной реализации проекта, заработать перед ней плюсы/баллы.

Да, мотивы были более-менее ясны. Да и рвение, с которым областное правительство взялось за воплощение мечты, никаких сомнений не вызывало: «ребята знают, что делают». Не без проблем, но удалось выполнить только одну задачу в этом амбициозном проекте – выбрать место под размещение стратегически важного объекта, известную сегодня далеко за пределами региона Сабуровку. Эту проблему решили, но потом проект забуксовал.

Разменная монета в губернаторских руках

Сначала вмешался кризис. Правда, всеобщие финансовые проблемы и размытость общих экономических перспектив Саратовскую власть не смутили, и проект продолжил реализовываться в замедленном режиме. Все равно ведь велась подготовительная стадия – скупка земли под строительство порта у частных землевладельцев. Но этот процесс растянулся на несколько лет и объяснялся длительностью процедуры, жадностью продавцов и местной спецификой оформления земельных участков. А еще тем, что каким-то странным образом часть участков под будущий аэропорт оказались в собственности у не последних в Саратове людей (на Западе это называют инсайдом).

Затем долго ждали денег на разработку проектной документации. Выделяться они должны были из областного бюджета, а с нашей дефицитной казной найти нужную сумму (что-то около 100 миллионов рублей) было непросто.

Потом вдруг выяснилось, что новый саратовский аэропорт больше не входит в число приоритетных проектов для федеральной власти и его попросту исключили из федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Уже тогда можно было задуматься об истинном отношении Москвы к саратовской затее. Но спустя некоторое время, уже в 2012-м, проект аэропорта города Саратова снова внесли в программу.

Сегодня, кстати, поговаривают о том, что новый аэропорт практически полностью продублирует по своим параметрам действующий аэропорт на Соколовой горе. Взлетно-посадочная полоса только будет чуть длиннее и шире. То есть это было понятно еще на уровне проекта, но тогда, шесть лет назад, никто не обратил на этот факт должного внимания. Сегодня обратили. Пока еще не очень поздно, и строительство можно свернуть. Поэтому региональная власть спешно начала вносить в проект коррективы.

Вообще, надо сказать, все эти колебания уровня значимости аэропортового проекта удивительным образом совпадали с метаниями на политической арене региона. И его движение во многом зависело от того, впадал ли саратовский губернатор в милость или в немилость перед Москвой.

Для нового губернатора Саратовской области продолжение реализации проекта в Сабуровке, надо полагать, имеет то же значение, что и для предыдущего. И значение это чисто политическое. О том, как сам процесс и его результат отразятся на экономике и жизни региона, кажется, всерьез никто не задумывается.

Сказки про белого бычка

Повышая значимость сабуровского проекта в глазах населения Саратовской области, областные чиновники спекулируют одной только темой – нынешней недоступностью перелетов для широких масс. Обещая новый аэропорт с более широкой и длинной взлетно-посадочной полосой (ВПП), которая сможет принимать аэробусы, нам внушают мысль, что летать на этих боингах, аэробусах и прочих гигантах смогут все кому не лень. Тогда как сегодня, мол, билет даже на Як-42, который эксплуатирует местная авиакомпания, позволить себе могут только люди с доходом выше среднего. На самом деле это чистой воды спекуляция.

Во-первых, доступней авиаперевозки не станут. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на стоимость проекта. На сегодняшний день строительство одной только взлетной полосы с аэродромной инфраструктурой оценивается в 15 миллиардов рублей. Эти затраты лежат на федеральном бюджете, и государство, конечно, вряд ли будет «отбивать» их в процессе эксплуатации. Но помимо аэродрома проект предусматривает строительство аэропортового комплекса, то есть аэровокзала, привокзальной площади, гостиницы, железнодорожной станции и прочего (всего свыше 40 объектов). И все это – уже ответственность региональной администрации. Общая стоимость аэровокзального комплекса на сегодняшний день оценивается в пять с лишним миллиардов. Областное правительство, конечно, надеется найти инвестора на такое, казалось бы, лакомое предложение. Но инвесторы к нам не торопятся. А если они так и не появятся, то в рамках подписанного соглашения с Росавиацией вкладываться в аэровокзальный комплекс – с учетом не только строительства, но и содержания (обеспечение деятельности обслуживающего персонала и техники) – обязана будет область. Лишних денег в нашем дотационном и регулярно кредитующемся регионе просто нет. Или их что, начнут отвлекать с других расходных статей? Отнимать у учителей, врачей, многодетных семей? Сомневаюсь, хотя, конечно, и не исключено.

В противном случае проект сначала заморозят, потом свернут, и вместо жирного плюса, о котором мечтают региональные власти, Саратовская область может заработать не менее жирный минус и оказаться в числе опальных.

Но появление желаемого инвестора может спасти разве что только саму реализацию проекта. Ситуацию с авиаперевозками у нас это улучшит вряд ли. Потратив несколько миллиардов на строительство аэропортового комплекса, а затем ежегодно вкладывая миллионы/миллиарды в его содержание, инвестор, как всякий нормальный бизнесмен, начнет извлекать из своего объекта прибыль, что непременно отразится на стоимости авиабилетов в том числе. Так что нынешние 5-6 тысяч за билет до Москвы на Яке могут показаться копейками по сравнению с перелетом в том же направлении на обещанном аэробусе.

Перспективы перелета Лондон-Саратов-Пекин

Аэробусы – это вообще отдельная тема для размышления. Главный вопрос – кто и куда будет летать на этих дальнемагистральных и среднемагистральных судах? По словам директора действующего саратовского аэропорта Игоря Третьякова, местная авиакомпания ОАО «Саратовские авиалинии» и в рамках старого аэропорта, и с малыми воздушными судами полностью удовлетворяет спрос жителей на авиаперевозки.

«Рынок авиаперевозок, сложившийся в Саратовском регионе, не настолько велик, чтобы иметь два аэропорта, или один, но больший, чем есть сейчас. Ни к чему совершенно что-то удлинять, расширять, увеличивать для того пассажиропотока, который мы имеем. Для обслуживания 300-400 пассажиров в сутки на традиционных направлениях, даже с учетом ежегодного увеличения пассажиропотока на 20-25% в год, имеющегося аэропорта более чем достаточно», – говорит Игорь Васильевич.

То есть никакие боинги, получается, не нужны. Сейчас «СарАвиа» обеспечивает для саратовцев 5, а при необходимости 6 рейсов на Москву на Яках (самое популярное и востребованное направление), что позволяет составить наиболее удобный для пассажиров график вылетов. Если нас будут пересаживать на аэробусы, вместимость которых составляет человек 200, то это будет, скорее всего, один рейс в день в удобное для перевозчика время.

Еще, как рассказали специалисты местных авиалиний, у саратовского аэропорта, даже нового, нет никаких шансов стать так называемым хабом, то есть узловым аэропортом, где было бы много стыковочных рейсов и откуда бы люди разлетались дальше – по Европе, например. Нет, это все не саратовская история.

Исторически так сложилось, что саратовский аэропорт всегда был тупиковым. То есть тут «рельсы» кончаются. И билет сюда – это билет в один конец. И тупиковым наш аэропорт останется, хоть еще пять таких вокруг города построй.

Но у региональных властей, судя по имеющемуся проекту, совсем иное представление о ситуации на рынке. Наши чиновники убеждены, что с новым портом пассажиропоток будет расти как на дрожжах.

В 2015 году, когда будет сдана взлетно-посадочная полоса, пассажиропоток, по убеждениям властей, составит порядка 370 тысяч человек, в 2020-м – 710 тысяч, а в 2024-м – более 865 тысяч. Однако эксперты сильно сомневаются в реальности этого прогноза. Ни один из инвесторов, проявлявших интерес к саратовскому проекту, так и не отважился в него ввязаться, по большей части именно из-за скромного пассажиропотока. Да и в Росавиации заявили о намерении еще раз повнимательнее взглянуть на эту составляющую. В июле на совещании здесь было принято решение об изменении параметров взлетно-посадочной полосы, по предложению саратовских властей. Но до реальных корректировок, как говорят, пока не дошло. Агентство ждет результатов исследования о прогнозе пассажиро– и грузоперевозок в новом аэропортовом комплексе, который выполняет голландская компания NACO.

Мы поедем, мы помчимся…

Честно скажу, чем глубже погружаешься в изучение вопроса о целесообразности строительства нового аэропорта, тем больше вопросов возникает. Без ответов, например, вопрос кадрового обеспечения нового аэроузла. В действующем аэропорту работает около тысячи человек, и большая часть из них уже давно на пенсии.

«Кадровый вопрос и для нас очень серьезная проблема, – говорит Игорь Третьяков, директор аэропорта на Соколовой горе. – Но наше предприятие существует с 1931 года, у нас сложились свои профессиональные династии, дети и уже внуки наших сотрудников приходят сюда работать, мы их отправляем на обучение в вузы, обучаем на практике. То есть свои кадры мы воспитываем сами». А как эту проблему будут решать на сабуровском объекте?

Еще один вопрос без ответа – подъездные пути к новому аэропорту. Этот вопрос как-то вскользь проговаривается параллельно с обсуждением самого строительства новых воздушных ворот. Вариантов несколько – автомобильная дорога с открытием на ней специального автобусного маршрута, железнодорожная ветка с электропоездом по аналогии с маршрутом «Павелецкий вокзал – Домодедово», или совсем уж фантастическая версия – строительство канатной дороги. Все три идеи – это, по сути, три отдельных, самостоятельных, дорогостоящих инвестиционных проекта, которые тоже имеют свои подводные камни и требуют времени на реализацию. Потому что построить аэропорт и не обеспечить одновременно к нему подъезд – значит, провалить всю затею. Зачем тогда начинать?

Строительство аэровокзала позже аэродрома (ввод ВПП планируется в 2015 году, сдача аэровокзального комплекса – в 2016-м) – тоже вопрос серьезный. Каким образом будет функционировать взлетная полоса без аэровокзала? Высказываемую ранее идею о регистрации пассажиров в действующем аэропорту с последующей их транспортировкой на аэродром в Сабуровку специалисты-авиаперевозчики уже назвали утопией. «Это просто смешно, – говорит Игорь Третьяков, директор действующего аэропорта. – Как это можно сделать? Зарегистрировать здесь, на горе, а потом через весь город по нашим пробкам везти людей и их багаж на аэродром? Сколько? Часа два получится? А самолет там постоит, подождет? Простите, но эту идею я даже комментировать не хочу».

Создается ощущение, что если с вопросами по строительству аэропорта власть хоть и натужно, но как-то разбирается, то вопросами по организации его деятельности она даже не задается.

Построить объект можно, можно его даже сдать, пройдя все необходимые экспертизы, но вот запустить его в работу – это целая история, рассказывать которую правительство Саратовской области нам пока не готово.

«Бить своих» – это так по-саратовски

Еще один волнующий момент – это перспективы «Саратовских авиалиний». В нашем регионе, если кто-то еще не в курсе, сложилась уникальная ситуация, когда авиакомпания, осуществляющая перевозку пассажиров, и аэропорт представляют одно юридическое лицо. Да и в целом Саратовская область – один из немногих субъектов Российской Федерации, который может похвастаться наличием собственного авиаперевозчика, обслуживающего нужды населения региона. И вместо того, чтобы поддерживать свое предприятие, которое обеспечивает рабочими местами порядка тысячи человек, платит налоги в местные бюджеты, региональная власть своими действиями грозится его попросту угробить.

Понятно, что долгое время ОАО «СарАвиа» как будто держалось особняком, было достаточно закрытым и успело снискать себе нелестную славу в сознании саратовцев. Старые самолеты, два-три направления с дорогущими билетами и отсутствие всякого сервиса – это все с легкостью можно было говорить про него. Но сейчас все меняется. И меняется довольно стремительно.

По рассказам нового гендиректора ОАО «СарАвиа» Константина Соколова, компания сейчас занимается внедрением нового типа среднемагистральных воздушных судов типа Embraer-195. Они не только соответствуют самым последним требованиям к безопасности в области гражданской авиации, но и экономичны в расходовании авиационного топлива. Тогда как эксплуатируемые сегодня Яки – весьма прожорливые на коротких маршрутах машины, а авиатопливо дорогое.

Кроме того, аэропорт и авиакомпания уже начали реализацию своей собственной инвестиционной программы по реконструкции и модернизации предприятия. Начата реконструкция взлетно-посадочной полосы и здания аэровокзала, в котором полностью меняется оснащение.

«Аэровокзал мы надеемся запустить уже к концу текущего года. И поверьте на слово, он будет не хуже столичных, – уверяет Игорь Третьяков. – Качество обслуживания пассажиров теперь будет на европейском уровне».

Кроме всего прочего, «Саратовские авиалинии» активно расширяют маршрутную сеть. Москва по-прежнему остается самым популярным направлением у саратовских пассажиров. Пять-шесть рейсов в сутки только по нему. Но как утверждают мои собеседники, при увеличении спроса на перелеты до Москвы и обратно компания легко может добавить необходимые рейсы в маршрутную сетку.

«Мы следим за потребностями наших граждан, – говорят Соколов и Третьяков. – Поэтому у нас появляются и новые направления. Одно из последних по России – рейс на Екатеринбург. Самолет туда летает полный. А вообще уже летаем в Сочи, в Сургут. Расширяем сеть международных авиаперевозок. В частности, открыли направление на Прагу и в ближайшее время планируем открыть еще порядка 5-6 направлений. Обкатаны и востребованы рейсы в Турцию (Анталья), Азербайджан (Баку), Армению (Ереван). То есть мы не просто в состоянии обеспечить потребность наших сограждан в международных перелетах. Мы уже это делаем. А совсем скоро будем делать еще лучше. Хорошо бы власти постараться нам просто не мешать».

Оцените новость
3
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ