Рождественская суета в Саратове

Оценить
Азалии для Государя и «всякая дрянь» для обывателей

Пожалуй, любимейшим зимним праздником в России было Рождество Христово. Закончившийся рождественский пост подвигал православный люд после сорокадневного ограничения в пище к безудержному гулянию, безмерному потреблению скоромной (животной) пищи и веселящих напитков, продажу которых торговцы приурочивали к этим дням.

У саратовских купцов был обычай во время праздника вместе со своими жёнами и дочерьми разъезжать по городу процессией из саней. При этом женщины были сильно накрашены и разодеты, а лошади увешаны богатыми персидскими покрывалами и украшены султанами. Все сани проезжали медленно, следуя друг за другом. Краевед Флегонт Васильевич Духовников о катании купцов по праздникам писал: «Одевались купцы в длиннополые сюртуки и лисьи шубы. Дочки и жёны их, разодетые богато, но с поразительным безвкусием, показывались только в церкви и на катании, которое происходило тогда по Большой Сергиевской, от угла Московской до триумфальных ворот». (Большая Сергиевская ныне улица Чернышевского, триумфальные ворота находились на пересечении этой улицы с улицей Никольской, ныне Радищева.)

Во второй половине XIX и начале ХХ века, когда в Саратове появилась довольно бойкая пресса, журналисты систематически описывали предрождественскую суету:

«Нашу Театральную площадь почти всю заставили прасолы-мясники своими столами и разными принадлежностями этой торговли, образовав очень причудливые извилистые пути сообщения по площади»; «по городу начинает пробуждаться предпраздничное оживление: вся Театральная площадь заставлена возами, санями, столами, скамейками, и везде, куда ни бросишь взор, высятся целые бугры мяса, туш, битой птицы и прочей снеди. Это своего рода гекатомбы, и Саратов всех этих когда-то живших существ съест и не поперхнётся! Обширное «брюхо» у города».

На площадь приходили не только ради покупок, но и ради развлечения. Краевед Александр Александрович Гераклитов вспоминал:

«Перед Рождеством ходили на базар, устраиваемый специально для праздника на Театральной площади. В это время вся площадь была запружена возами с битой птицей, поросятами, бараньими, свиными и говяжьими тушами. Вместе с тем раскидывались лотки и столики со всякой съедобной и несъедобной дрянью. Толпившиеся по базару саратовцы не столько покупали, сколько «приценивались», и собирали таким образом богатый материал для нескончаемых домашних бесед».

В 1871 году зародилась традиция устраивать рождественские ёлки в учебных заведениях. Впервые она прошла 2 (14 по новому стилю) февраля в Сретенском училище. «В последующие годы ёлки и детские праздники на рождественские каникулы вошли в большое употребление. Попечители и учителя охотно устраивали их, жертвуя деньгами и трудом». В программы детских праздников включались игры, пение, декламация, сценки. «Эти маленькие школьные торжества с патриотическим характером, – как отмечено в одном из обзоров о состоянии педагогической работы, – ничего не возбуждали, кроме добрых чувств детей и их родителей (на праздники допускались и семьи учащихся), детские праздники и ёлки посвящали семью во внутренние порядки и содержание школы».

С большим теплом вспоминал о таком празднике саратовец Василий Наумович Золотарёв: «На рождественские каникулы 1890/91 года мои сёстры вместе со своими подругами затеяли сыграть пьеску «Босоножка». Помнится мне, Босоножку играла моя сестра Мария, а спектаклем руководил старый артист Гаген, живший на той же улице, недалеко от нас. Хорошо помню, как старый артист пилил дерево: брал верёвочку и начинал пилить стул, причём издавая такие звуки, как будто действительно пилила стальная пила. Он проделывал ещё другие фокусы, но я их не помню, хотя они были очень интересными. Вечер прошёл шумно и весело: артистам хлопали за хорошее выполнение, пели много детских песен, танцевали массовый танец – кадриль, – очень распространённый в то время».

Довольно часто рождественские ёлки устраивались с благотворительной целью. «Чтобы подать руку помощи бедным детям, в городском театре в течение ряда лет проводило такие ёлки «Общество пособия учащимся в саратовских начальных училищах».

На рубеже веков на рождественских гуляниях для привлечения публики стали использовать последние технические достижения. Газеты пестрели рекламами:

«В помещении городской аудитории ёлка и семейно-танцевальный вечер общества книгопечатников. Литературное отделение и танцы. Во время ёлки будет демонстрироваться граммофон»; «Ёлка и синематограф Люмьера, движущаяся цветная фотография, оркестр военной музыки, физико-научное представление артиста Вериго-Даровского с семейством. Танцы и фонограф – в городской управе»; «Ёлка общества приказчиков. Для детей подарки, фрукты, туманные картины и граммофон». В сообщении о празднике в коммерческом клубе (ныне дом офицеров) особо отмечено: «подножие портрета Государя великолепно было убрано цветущими азалиями, которые при маленьких электрических лампочках, сиявших внутри растений, производили удивительный эффект».