«Стоп машина!» А где взять это «стоп»?

Оценить
В Саратове планируется создание обширной системы автостоянок и реорганизация движения в центральной части города. Сроки – под вопросом

Совсем недавно в области приняли закон об эвакуации машин. Штрафные стоянки должны предоставить его исполнители – организации, которые будут увозить с городских улиц автомобили нарушителей. Что же касается стоянок обычных, тех, что могли бы улучшить ситуацию с забитыми саратовскими улицами, то ими уже давно занимается администрация города. Правда, пока находится этот вопрос на стадии проектирования. Сроки начала строительства спасительных для центральной части города стоянок и парковок остаются под вопросом. Всё будет зависеть от наличия денег в казне или инвесторов, отвечают чиновники.

Три городские зоны

В комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству нам пояснили, что количество машин в центральной части города планируется значительно сократить. Для этого город поделят на три зоны.

В первой преимущество будет отдаваться пешеходам. Для них, например, зеленый свет на светофорах будет гореть дольше. Для транспорта здесь введут специальный скоростной режим, а некоторые улицы и зоны вообще закроют для проезда. Что же касается граждан, проживающих в границах этой зоны, то в комитете пояснили: ездить по территории на своих машинах они смогут на основании документа, подтверждающего их проживание здесь.

Вторая зона, зона ограниченного использования автомобильного транспорта, будет организована вокруг первой. Въезд на ее территорию сделают платным. Платными будут и парковки в ее границах. Все оставленные в неположенном месте машины обещают эвакуировать.

Границы этой зоны будут обозначены знаками. На ее территории планируется строительство механизированных мест хранения автомобилей, предназначенных в основном для местных жителей, организация подземных или механизированных парковок для сотрудников расположенных здесь предприятий (на территории самих этих предприятий), создание приоритетных условий для движения общественного транспорта. Также на территории планируется организовать выделенные велодорожки, создать пункты проката велосипедов и мотороллеров.

Вокруг второй зоны расположится третья – та, где движение автомобильного транспорта ограничиваться не будет. В ее границах предполагается создание «перехватывающих» парковок и пересадочных узлов. «Данное территориальное зонирование уже отчасти действует в городе, на улицах работают эвакуаторы, ликвидирующие автомобили, припаркованные с нарушением правил», – отметили в комитете.

Насчет дислокации каскада перехватывающих парковок общей вместимостью 3150 машино-мест, запланированного в зоне свободного использования автомобильного транспорта (на подходах к границе исторического центра), нам рассказали следующее: «В районе Сенного рынка планируется организовать парковку на 1300 мест, в районе рынка «Привоз» – на 500, на пересечении улиц Серова и Новоузенской – на 300, в районе Саратовской государственной юридической академии – на 600, в районе автовокзала – на 450. Планируемые к строительству и подземные, и наземные многоуровневые гаражи в зоне свободного использования автотранспорта могут быть автоматизированными. По результатам проведения изыскательских работ будет решено, какой вариант экономически более выгоден на данном участке».

В исторической части города (в первой и второй зонах и немного в третьей) задумано строительство крупных приобъектных парковок и автостоянок. Они смогут вместить 1475 «железных коней». Так, под торговым центром, возведение которого запланировано на пересечении улицы Сакко и Ванцетти и Мирного переулка, появится парковка на 600 машин, неподалеку от нее – на Чапаева и Дзержинского – на 150. На подземной автоматизированной стоянке на Первомайской и Радищева, под уже существующей наземной стоянкой напротив здания облдумы, задумано разместить 125 автомобилей. В районе железнодорожного вокзала организуют подземную стоянку на 500 машин (расположится она под сквером), чуть дальше – в кармане разворотного кольца трамвая (на Кутякова и Аткарской) – на 100.

Машины, которые где-то рядом

О том, что стоянки и платные парковки – «удовольствие очень и очень дорогое», рассказала нам председатель гильдии автостоянок при ТПП области, директор ООО «Стрелка-С» Надежда Самохвалова. Она считает, что инвесторы, решившие заняться парковками, должны получить от власти какие-то преференции, иначе дело может не выгореть. Предприниматель вкладывает немало сил и средств в участок, который получает в аренду. Ведь ему нужно положить асфальт, оградить территорию, постоянно ее убирать, провести на стоянку свет, установить на ней видеонаблюдение, нанять сотрудников.

«Для того чтобы заасфальтировать свои стоянки, мы брали кредит. Выплачивали его полтора года. Это время прибыли никакой не имели. Всё, что получали, отдавали банку. На то, чтобы заасфальтировать 1916 кв. м, территории мы заплатили 1,2 млн рублей.

Машины сейчас у людей дорогие, чтобы обезопасить себя, мы поставили семь видеокамер. Плюс каждый год дорожают электроэнергия, сигнальная кнопка, вывоз мусора. Скоро снег пойдет, вывоз его стоит как КамАЗ песка. Только песком вы пользоваться можете, а здесь деньги на ветер», – говорит Самохвалова.

Однако все эти расходы не идут ни в какое сравнение с теми, что платят владельцы стоянок по вмененному налогу и аренде земли. «Если бы власти понизили вмененку и земельную аренду, которые отнимают львиную долю наших доходов, мы бы снизились цены на стоянки, люди бы убрали машины с улиц. Вот сейчас у нас на «Стрелке» есть свободные места на стоянке, рядом три высотных дома, вечером вокруг них всё заставлено машинами. Атакуют водители и территорию вокруг нашей стоянки – за забором все места позанимали. Мы их гоняем, объясняем, что пятиметровую прилегающую к стоянке территорию обязаны по заключению санэпидемстанции убирать, но они нас не слушают. Сейчас водители приспособились – КАСКО оформили и всё, не хотят уходить с улиц, бросают машины где попало. Если машины будут активнее убирать эвакуаторами, то, может быть, тогда начнут обращать внимание на знаки и пользоваться стоянками», – заключает собеседница.

Культура пользования стоянками и платными парковками у саратовцев пока не развита. Касается это не только спальных районов, но и центрального. Возьмем, к примеру, «Триумф Молл». У торгового комплекса имеется довольно вместительная подземная парковка. Однако саратовцам жалко платить 20 рублей в час за пользование ей. Ведь гораздо проще и дешевле бросить машину рядышком, на улице: эвакуатор работает там не так часто, авось пронесет. Если не пронесло – стоянка обойдется тысячи в три-четыре плюс штраф. Но перспектива раскошелиться по крупному наших граждан пока не очень-то пугает, свидетельство тому – забитые улицы Кутякова и Астраханская.

Ситуация, аналогичная той, что сложилась у «Триумф Молла», наблюдается возле Крытого рынка и рядом с новой парковкой торгового комплекса «Мир», что на Киселева, ведь там также берут почасовую 20-рублевую плату. Выйти из этой ситуации, по мнению Самохваловой, можно двумя способами. Первый – опять же эвакуаторы, которые дисциплинируют народ, второй – недорогие парковки. «Если бы сделали тариф 70-80 рублей в день для тех, кто приезжает в центр по работе, и 10 рублей в час для тех, кто собирается посетить магазины, людям было бы приемлемо. У жителей Саратова доходы же небольшие...

Вот мы когда на своих стоянках начинаем ежемесячную плату собирать, то растягивается всё это чуть ли не на полмесяца. Если плату хотя бы на пять рублей поднимаем, треть стоянки сразу же пустеет, поэтому сегодняшнюю цену, 75 рублей при месячном абонементе и 80 рублей при суточном, мы держим уже года четыре. То, что у людей машины дорогие, – это не показатель хорошего заработка. Не благосостояние людей растет, а доступность кредитов. Многие залезают в долги: машина, квартира.

Делать стоянки в центре бесплатными просто нереально. Их охранять будет некому, они небезопасными будут», – объясняет собеседница. И снова говорит о том, что без помощи властей вряд ли кто-то пойдет на строительство стоянок и многоуровневых парковок самостоятельно, так как себестоимость одной такой, по словам Самохваловой, составляет в среднем 25 миллионов. Когда же окупится это строительство, еще не известно, не получится ли так, что машины будут стоять рядом с местами хранения, а не на них? ***

см. на фото: Зона преимущественно пешеходного движения: Глебучев овраг – Песковский переулок, Первомайская – Большая Казачья – Рахова – Советская – Чапаева – Сакко и Ванцетти – Соборная площадь – Бабушкин взвоз – набережная Космонавтов Зона ограниченного использования автомобильного транспорта: Глебучев овраг – Октябрьская – Челюскинцев – Кутякова – Астраханская – Рабочая – Радищева – Чернышевского

***