Беспартийный? Вычеркиваем!

Оценить
В «гагаринском» техникуме увольняют заместителя директора, вступившего не в «Единую Россию», а в Саратовское объединение избирателей

-История достаточно смешная, – говорит Александр Анатольевич. – Причём улыбку вызывают не последствия действий так называемого «успешного менеджера с большим опытом организационной и руководящей работы Захарченко Михаила Юрьевича» (по отзывам первого проректора СГТУ Сытника), а то, как насколько нелогично, бестолково и безграмотно принимаются управленческие решения, являясь по своей сути решениями политическими. Притом что в учебном заведении политикой пахнуть вообще не должно.

Автор: Артем Земцов

Управленцы и отщепенцы

В середине мая новый директор, придя в колледж, уволил и снял с должностей всех заместителей. Оставил только Александра Глущенко – со словами: «Я тут собрал информацию о вас и понял, что вы человек опытный, энергичный, исполнительный, хороший организатор. Мы с вами сработаемся».

– По работе за все полгода замечаний ко мне не было, – рассказывает Глущенко. – Как и за предыдущие четыре года работы в колледже, только премии, благодарности, грамоты. Проходит неделя, вызывает директор: «Александр Анатольевич, я думаю, что вам надо вступить в партию «Единая Россия». Я поблагодарил его за высокое доверие, перевел разговор в юмористическую плоскость, сказав, что наш «национальный лидер», к которому я искренне питаю большое уважение, в эту партию еще не вступил, так что и я пока подожду. Предложения вступить в партию продолжались всё лето.

Беспартийный Александр Анатольевич занимал твердую и вполне определенную гражданскую позицию. После декабрьских выборов в Госдуму он, как и сотни тысяч неравнодушных людей по всей стране, выходил на акции гражданского неповиновения. Позже был наблюдателем на выборах президента и депутатов Саратовской областной думы, стал одним из активистов Саратовского объединения избирателей, опубликовал в газетах и Интернете несколько статей и видеороликов о бравых результатах псевдоголосования. Участвовал в издании едва ли не единственной в своем роде книги «Президента не выбирают».

Дума-думушка

Первая кошка между Александром Глущенко и Михаилом Захарченко пробежала, когда в саратовских СМИ в конце августа был опубликован новый состав только что избранного Координационного совета Саратовского объединения избирателей, куда вошел Глущенко. Главным условием дальнейшей работы Глущенко в колледже стал выход из СОИ.

Небольшое биографическое отступление. Около двенадцати лет Александр Анатольевич провел в Чечне, участвовал в боевых действиях. Его пугали, шантажировали, стреляли и даже попадали. Так что какого-либо давления он бояться не намерен.

В середине сентября Глущенко берет отпуск и включается в активную предвыборную работу, чтобы обеспечить чистоту и прозрачность выборов. Чаша терпения директора постепенно переполнялась.

Апогеем конфликта стала встреча Александра со своим начальником во время выборов в областную думу 14 октября на одном из избирательных участков, куда Глущенко приехал как член окружной избирательной комиссии по сигналу о серьезном нарушении, которое могло привести к фальсификации результатов выборов. По звонку председателя УИК, буквально через 15 минут, на участке появился и Михаил Захарченко. Мило улыбаясь, он протянул руку для приветствия, а потом попытался нейтрализовать усилия Глущенко. Участок Михаилу Захарченко пришлось покинуть. Он оказался посторонним. По закону в помещении участка кроме голосующих граждан, кандидатов, их доверенных лиц, служб правопорядка, наблюдателей, представителей СМИ, членов УИК и вышестоящих комиссий не должно быть никого. Глущенко настоял на том, чтобы требование закона было соблюдено.

17 октября Александр Анатольевич вышел из отпуска и получил уведомление о сокращении его должности.

– Мне очень приятно считать себя уволенным с работы за мою гражданскую позицию, я горжусь этим, особенно осознавая, что это решение принимал Захарченко. Решение блестящее.

Лишний отдел безопасности

Вячеслав Минасян – начальник отдела безопасности колледжа, ожидающий увольнения после получения уведомления о сокращении:

– В колледже я работаю не так давно – три года. В систему образования я пришел не ради денег. Мне на жизнь хватает. Пришел по одной простой причине: хочу передать молодым свои знания и свой опыт, чтобы они, выходя в жизнь, имели возможность зарабатывать для себя и своей семьи честно.

1 сентября 2012 года по предложению администрации Вячеслав Минасян с должности преподавателя специальных технических дисциплин перешел на должность начальника отдела безопасности. Отдел представлял собой хорошо отлаженный и надежно действующий механизм. Система видеонаблюдения, покрывающая всю территорию, автоматизированная система пропуска людей, металлодетектор, действующий студенческий спасательный отряд «Гагаринец», ни одной производственной травмы за много лет, прекрасный контакт с пожарным надзором, санэпиднадзором, прокуратурой, полицией. Формальное подтверждение всего этого – диплом первой степени главного управления МЧС по Саратовской области «За первое место в смотре-конкурсе средних специальных учебных заведений по вопросам безопасности жизнедеятельности студентов в 2011 году».

Вступив в должность, Вячеслав понял, что администрация в лице директора обманывает подчиненных. Есть такая должность – вахтер (в образовательном учреждении это дежурный по колледжу). Вахтер работает сутки через трое, за месяц у него получается превышение общей ежемесячной продолжительности рабочего времени. Это сверхурочная работа. Она оплачивается по двойному тарифу. Ушел вахтер в отпуск или заболел, его заменяет другой – сутки через сутки. Сверхурочная работа, но платят по одинарному тарифу.

Вячеслав писал на эту тему директору служебные записки, объяснял требования Трудового кодекса, доходило до повышенных тонов. В конце концов дежурных вынудили уволиться по собственному желанию, а должность Минасяна 8 октября (через один месяц и восемь дней после назначения) сократили. Теперь отдела безопасности нет. Видеонаблюдение обслуживать некому, электронная проходная не работает. Инженера по охране труда переподчинили хозчасти, на которую он должен каждый день составлять акты о нарушениях техники безопасности.

«Стыдно, что остался в их рядах»

Александр Глущенко жалеет, что не уволился в первый день появления Захарченко в колледже. Его беспокоит моральная ответственность за создавшееся ныне положение дел в учебном заведении:

– В самом начале этого разрушительного процесса я понял, что за команда пришла «порулить». Остался в их рядах. Теперь мне просто стыдно.

Александр Анатольевич рассказал интересный случай, над которым можно долго смеяться, но смех постепенно переходит в печальное осознание того, кто учит современную молодежь.

– Вызывает директор меня и моего подчиненного, инженера отдела информационно-коммуникационных технологий, настоящего виртуоза компьютерного дела Юрия Борисовича. В кабинете директор и девушка очень приятной наружности, только что принятая на работу, на должность заместителя директора по связям с общественностью, Анна Игоревна. С виду люди приличные и образованные. Директор с серьезным и несколько пафосным видом провозглашает: «Александр Анатольевич, вам и вашему инженеру ставится очень серьезная задача. Необходимо создать очень удобный, надежный и суперсекретный электронный почтовый ящик для нового заместителя директора – Анны Игоревны». Минут двадцать мы с Юрой пытали их. В какой именно поисковой системе это нужно сделать, что означает в их понимании надежность и суперсекретность, кто будет назначать логин и пароль. Ответа не было – было жесткое требование: удобство, надежность и суперсекретность. Мы с Юрой вышли в приемную и упали на диван в истерическом хохоте. Создать удобный, надежный и суперсекретный почтовый ящик умеет пятиклассник, а может быть, уже и первоклассник. Много тут вопросов возникает про кандидатов технических наук, которые работают у нас в СГТУ.

Позже я узнал, что Анна Игоревна, получающая зарплату заместителя директора колледжа на абсолютно не свойственной колледжам должности «заместителя директора по связям с общественностью», просто дочь нашего уважаемого ректора господина Плеве. Сейчас она, по-моему, секретарь парторганизации ЕР. Таких специалистов тут уже много.

«А так ничего не знаем…»

Технический колледж имени Гагарина встречает корреспондента «Газеты недели». Никаких документов мне предъявлять не пришлось. Мало того, когда я входил, меня даже не заметили. Пропускная система не работает.

Я представился и стал спрашивать про расположение кабинетов, где кто находится. Охранник пытается мне помочь, но сам путается в объяснениях.

Поднимаюсь на второй этаж к директору. Заботливая уборщица указывает правильный путь. Стучу и пытаюсь войти. Дверь заперта. Стучу еще раз. Мне открывает дамочка приятной наружности. Я представляюсь, разъясняю, зачем мне необходимо встретиться с директором. «Директор занят, видите, даже дверь закрыли. Он на серьезном совещании», – с порога заявляет девушка.

Когда можно будет увидеть директора, она тоже не знает. Иду к заместителю директора по связям с общественностью. К Анне Игоревне Костериной. Она оказалась более приветливой. Предлагает мне самый удобный стульчик. Рассказываю о причине визита. Приветливость, конечно, никуда не девается. Но появляется настороженность. И просьбы: со всеми вопросами обращаться к директору. Все комментарии по поводу увольнения Глущенко только с разрешения директора.

Отправляюсь к заместителю директора теперь уже по учебной работе. Она тоже отказалась давать комментарий. Но заявила, что Александр Анатольевич всего лишь в отпуске. В кабинете у заместителя была одна из преподавательниц. Спросил и у нее об увольнении Александра Анатольевича, и о новом директоре, и административном давлении.

– Да всё нормально. Никакого давления нет. Глущенко сейчас вроде отдыхает в отпуске. А так ничего не знаю.

В фойе сидят двое студентов. Оказывается, они знают побольше своих учителей.

– Ходят слухи, что он поссорился с Захарченко. Почему – неизвестно. Но вообще никто из нас точно не знает. Всё покрыто тайной. Да и никто не расскажет ничего простым бедным студентам. Учиться здесь вроде нормально. Только бюджетные места сокращают. Сейчас в политехе вводят коммерческие места. 126 за год!

Учительская по-прежнему пуста. Пытаюсь поймать хотя бы кого-то из преподавателей в коридоре. Мне на ходу тут же отвечают:

– Глущенко в отпуске. А так не знаем. Не в курсе.

«Люди инертные, достаточно трусливые»

Как считает Александр Глущенко, политика руководства приведет к тому, что педагогический процесс превратится в обман студентов и их родителей. Уже сейчас можно констатировать, что на отделении «Пожарная безопасность» обучается около 300 студентов при наличии всего двух профильных преподавателей, каждому из которых за 60 лет. Кстати, нужно ли Саратовской области ежегодно 300 командиров пожарно-спасательных отделений при общей численности противопожарной службы в 3000 человек?

– Ни в чем не хочу винить преподавателей. Люди инертные, достаточно трусливые. Главная причина – лень. Они ничего не могут, они боятся лишиться минимума своего благополучия за семь тысяч рублей в месяц. Они разобщены. Многие просто люмпенизировались и готовы работать дворниками и уборщицами в промежутке между занятиями.

Ушли лучшие. Причина? В 2011–2012 учебном году средняя зарплата преподавателя составляла 12–13 тысяч рублей, теперь 7–8 тысяч. Зато есть организационно-правовое управление (из шести юристов, при условии что в любом колледже хватает одного юрисконсульта) и заместитель директора по связям с общественностью с двумя подчиненными, в то время как простой начальник отдела материально-технического обеспечения имеет 27 подчиненных. Целенаправленное раздувание управленческого аппарата. Например: заместитель директора по учебной работе, под ним начальник учебного отдела, а под ним заведующий учебной частью. Это зачем? Есть заместитель директора по воспитательной работе, а под ним начальник отдела по воспитательной работе. Тоже непонятно. Как и многое другое...