Дмитрий Куприянов: Йога в России – только часть индийской йоги

Оценить
Не так давно увлечение йогой захлестнуло и жителей нашего города. Как известно, спрос рождает предложение, потому в расписании большинства фитнес-клубов Саратова йога теперь присутствует в избытке. Открываются и самые разнообразные центры восточных п

Не так давно увлечение йогой захлестнуло и жителей нашего города. Как известно, спрос рождает предложение, потому в расписании большинства фитнес-клубов Саратова йога теперь присутствует в избытке. Открываются и самые разнообразные центры восточных практик. В общем, куда ни глянь, везде теперь учат йоге. Мало того, на втором-третьем занятии людям предлагают попробовать стойку на голове. Как не сломать шею, приобщаясь к древним практикам? На что рассчитывать и какого результата можно добиться, занимаясь йогой? Об этом нам рассказал инструктор по йоге, руководитель клуба «Sадхана» Дмитрий Куприянов.

– Дмитрий, а как давно вы занимаетесь йогой и сколько уже преподаёте?

– Йогу преподаю около восьми лет. До этого преподавал традиционные воинские искусства Китая и Японии.

Как долго занимаюсь йогой, подсчитать сложно, так как шёл я к ней постепенно, многое из того, что к йоге поначалу не относилось, я сейчас использую в практиках. С 11 лет я начал заниматься воинскими искусствами, с 16 – их преподавать. Далее мой интерес перешёл в сторону психологических и коммуникативных тренингов, а в тот период, когда я увлёкся медитативно-созерцательными практиками, у меня возникли достаточно серьёзные проблемы со здоровьем. Я понял, что тело эти практики не тянет, не хватает энергетического ресурса. Начал искать. Стал читать разные книги. В итоге моя практика работы с телом стала напоминать йогу. На тот момент уже появились источники на эту тему и специалисты, к которым можно было съездить поучиться.

– Можно кратко объяснить, что такое йога?

– Само слово йога переводится обычно двумя способами. Первый: единство, которое подразумевает целостность тела и сознания. Второй: узда или усилие, то есть предполагается некоторое усилие для достижения целостности. Тибетский вариант перевода: естественное состояние.

Йога предполагает некоторые практики, ориентированные на тело и на сознание, они и приводят к состоянию единства. Для этого используются асаны – это какие-то формы и положения в физических практиках – и пранаяма – работа с дыханием, с энергией.

– Сейчас столько направлений йоги. Что выбрать и как не запутаться?

– Чаще всего у нас преподают хатха-йогу, предполагающую работу с телом и с дыханием. А вообще, да, названий много: кундалини-йога, раджа, янтра и так далее. На данный момент йога сильно подвержена влиянию разных брендов. Есть, к примеру, какие-то известные преподаватели. Они разрабатывают свои направления в йоге и дают им свои имена. Иногда это хорошо, иногда – плохо, но запутаться действительно во всём этом можно.

Если человек хочет заниматься йогой, он должен прежде всего решить, что он желает получить от занятий. А дальше стоит поискать инструктора. Если, походив на занятия, человек понимает, что ему нравится, то совершенно неважно, как это направление называется. Если же у него, наоборот, после занятий возникло некое отторжение, то, как бы красиво ни звучало название, лучше такой йогой не заниматься и поискать что-то другое.

– Значит, если йога не даётся или не нравится, нужно занятия прекратить?

– Если не понравились одни занятия, а йогой заниматься хочется, нужно искать дальше. Даже в Саратове, не самом передовом в этом плане городе, и то можно найти разные варианты. Сегодня в расписании практически любого фитнес-клуба есть слово «йога». Как правило, под такими занятиями имеется в виду нечто спортивно-гимнастическое, что-то для похудения, что не совсем относится к йоге в её изначальном смысле, но попробовать походить на такие занятия можно.

– Кстати, йогу для похудения можно использовать?

– Использовать можно, но лучше в первую очередь заняться своим образом жизни и, самое главное, питанием. Если изменить рацион, то это будет гораздо эффективнее, чем занятия. Многие же думают, что раз они ходят на какие-то тренировки, то они уже худеют. При этом питаться неправильно продолжают. А потом удивляются, почему вес не уходит. Йогой или какой-то ещё физической нагрузкой желающим похудеть лучше заниматься в дополнение к правильному рациону, но не вместо него.

– В последнее время интерес к йоге довольно масштабный. С чем это связано, на ваш взгляд?

– В первую очередь с модой. Во вторую – с тенденцией к здоровому образу жизни, которая появилась не так давно.

– Какой эффект от йоги?

– Через месяц-два, если работа инструктора ведётся грамотно, человек начинает понимать, что его состояние меняется, ему становится лучше.

– Что значит «лучше»?

– Легче всего понять, если до этого что-то болело. Если не болело, можно заметить эффект удобства. То есть, как бы ты ни сел, как ни лёг, тебе всегда удобно. Например, в автобусе или машине, не вертясь и не меняя позы, можно проехать несколько часов.

Плюс человек становится энергичнее. Может ходить дольше, чем обычно, и при этом не уставать, не ощущать тяжести в ногах. Начинает меняться рацион и количество пищи. Человек начинает меньше тратить времени на сон. Ещё некие полезные побочные эффекты появляются: улучшается гибкость, человек становится физически сильнее.

– Вы уже говорили, что в расписании почти каждого спортивного клуба сегодня йога имеется. Более того, стали открываться специализированные центры восточных практик. На некоторых занятиях новичков уже учат стоять на голове. Как найти грамотного инструктора и не покалечиться?

– Тут есть несколько моментов. Первый: интуитивная симпатия и доверие к инструктору. То есть вы пришли на занятие, и преподаватель пришёлся вам по душе. Если же ощущения от инструктора у вас негативные, при этом всем остальным в группе он нравится и вам его знакомые нахваливали, то на поводу у других идти не стоит, даже если инструктор отлично владеет предметом, доходчиво объясняет, лучше к нему на занятия не ходить. Ваше внутреннее неприятие так или иначе будет отражаться на вашей практике.

Второй момент: ощущения, связанные с собственной безопасностью. Если вас с первых занятий пытаются поставить на голову, на мостик или в какие-то ещё формы, связанные с серьёзными прогибами, то стоит задуматься над сменой инструктора. Это не значит, что он обязательно какой-то плохой, просто вам пока нужно поискать занятия попроще.

Дело в том, что современный человек уделяет очень мало времени физическим нагрузкам, зато много сидит – сидит в офисе на работе, вечером перед телевизором. Поэтому попытка встать на голову или в мостик может привести к негативным последствиям. Я знаю не один случай, когда занимающиеся получали подвывихи шейных позвонков, защемления нервных окончаний. Недавно в Саратове человека с занятия по йоге увозили на скорой. На голову он встать смог, а обратно на ноги – уже нет. Так вот, если у вас во время занятий возникает страх, но страх не на уровне умственных рассуждений – «Да это же опасно», – а телесных, когда организм сопротивляется, не хочет делать упражнение, нужно задуматься.

– А как становятся инструкторами по йоге? Можно окончить какие-то курсы и сразу начать преподавать?

– Да, именно так. Курсов сейчас много – начиная от каких-то недельных вариантов и заканчивая несколькими месяцами. Пройти их можно в Москве, Питере и других крупных городах. Есть серьёзные организации, есть не очень. Как бы то ни было, в большинстве из этих контор, насколько я знаю, сертификат получают примерно 95 процентов обучающихся, независимо от степени их подготовленности. Это серьёзная цифра. Правда, в любом случае эта бумажка нелегитимна, так как профессии «инструктор по йоге» в реестре профессий у нас нет. Получается, что все эти дипломы как бы между собой выданные. Если выдала бумажку весьма авторитетная организация, то сертификат будет чего-то стоить, но то, что преподавателем йоги может стать любой человек с бумажкой или без, – это факт. Поэтому главное здесь не сертификат, а ответственность и понимание того, что ты делаешь, которые должны быть у инструктора. Ведь от него во многом зависит здоровье других людей. Ещё желательно иметь знания в физиологии и медицине.

Вообще же в старые добрые времена, я имею в виду Древнюю Индию, Тибет, Непал, тоже никто никому сертификатов не выдавал. Там учителя разрешали некоторым своим ученикам вести практики. Правда, там речь велась не о гимнастических занятиях, под которыми у нас сейчас йога в основном и подразумевается.

– Так получается, что йога в Индии и йога в России – два разных понятия. У нас основной упор делается на физическую составляющую, там – на духовную.

– У нас развито то, что называют «йога-анга», то есть это часть, одна из составляющих чего-то большего. В принципе это нормальный подход. Если эта часть работает, почему нет? Целостного варианта йоги у нас не преподают, потому что целое у нас почти никому не нужно. Предложение есть, а вот спроса нет.

– Сейчас очень популярно ездить в Индию и заниматься йогой там. Причём инструкторы, которые обучают, не местные, а наши. Вы в Индии бывали, обучались чему-то или, может, вели?

– Разнообразные йога-туры уже лет десять популярны в Москве и Питере. Теперь мода докатилась до нас. К любому путешествию приплетается слово «йога» – и поехали отдыхать! Для многих из тех, кто такие семинары организует, это зачастую вопрос бизнеса, не более.

У меня как-то не было такой потребности, хотя возможности были, звали, организовывали семинар под меня в Индии. Просто практика – это одно дело, путешествие – другое. Когда эти вещи между собой путаются, получается ни то, ни другое. Хотя, конечно, море впечатлений от поездки обеспечено. Но полезного на выходе мало. Лучше просто взять билет и съездить в Индию отдохнуть, так будет честнее по отношению к самому себе. Если же ехать за знаниями, то это должен быть не недельный тур, это вопрос как минимум полугода.

– Йоги – они же вегетарианцы. Те, кто начинает заниматься йогой, тоже приходят к такому рациону?

– Замечено, если практика хорошая, если человек начинает заниматься с умом и вниманием какими-то медитативно-созерцательными вещами, то питание начинает меняться автоматически. То есть он не специально отказывается от каких-то вредных вещей или того же мяса, а у тела возникает отторжение.

В большинстве случаев йоги вегетарианцы, хотя есть исключения. При выполнении некоторых практик, наоборот, едят мясо или какие-то другие продукты животного происхождения и пьют вино.

– Что это за практики, при которых животная пища и вино требуются?

– Это упражнения, связанные в основном с дыхательными энергетическими практиками. В организме человека есть разные элементы, в их числе ветер. Он связан с повышенной подвижностью ума, энергии. Избыток ветра может проявляться как раздражительность, волнение или бессонница. Для заземления, гармонизации организма и погашения ветра рекомендуют поесть немного мяса. Но не как постоянный режим питания, а как лекарство.

Вино иногда рекомендуют использовать для большего расслабления, но тоже в умеренных дозах.

– А для чего нужны дыхательные практики?

– Дыхание – это мостик между телом и умом. Многими телесными процессами, такими, как, например, сердцебиение, работа желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы, мы не можем управлять напрямую. Но если мы начинаем влиять на дыхание, то опосредованно, через него, на эти процессы повлиять тоже можно.

Дыхательные техники, в отличие от телесных, относятся к серьёзным видам практики. Дыхание приводит к более быстрым и глубоким изменениям в теле и сознании. Помимо этого, если брать какие-то эзотерические моменты, то дыхание – это работа с энергией. Если открываются энергетические каналы, чакры, то меняется всё – и функционирование тела, и ум, и психика. В итоге могут появиться какие-то способности, которых раньше не было, начиная от творческих – человек начинает писать стихи или рисовать – и заканчивая такими вещами, которые называют экстрасенсорными. Это не цель дыхательных практик, но как побочный эффект такое случается.

Помимо того что пранаямные техники могут дать хороший и быстрый трансформационный эффект, при неправильном использовании, под руководством всякого рода энтузиастов, они очень быстро и резко дают негативный результат. Ухудшаются здоровье и состояние психики, начинает шалить эндокринная система, а дальше тело начинает сыпаться. Тех же, кто действительно в этом деле разбирается, на самом деле очень немного. Да и спроса на серьёзные дыхательные практики особого нет.

Некоторые инструкторы используют слово «пранаяма» на своих занятиях, но это скорее упражнения, а не практики. С их помощью ухудшить своё состояние нельзя, зато можно укрепить дыхательную систему. Это полезно.