С верой в поколение

Оценить
А что ещё остается – не становиться же человеконенавистником после каждой поездки в трамвае

Нельзя сказать, что я люблю ездить на общественном транспорте. Впрочем, назовите мне хоть одного приверженца забитых автобусов, трамваев и троллейбусов. Но пересесть на автомобиль для меня – дело проблематичное. Потому стараюсь извлечь приятное из неизбежного. Например, с удовольствием наблюдаю за различными людьми. Отмечаю всякие-разные микропроисшествия, которые случаются в транспорте постоянно. Иногда происшествия бывают приятные, иногда – совсем наоборот.

Автор: Вера Бейзман

Последняя зарисовка – из неприятных. Не сочтите меня занудой, я людей люблю вообще и детей в частности, но тут вдруг почувствовала себя человеконенавистницей.

Ехала я недавно на работу. Дождалась своего автобуса. Зашла в салон и поняла, что комфортной поездки у меня не будет. Первым моим желанием было покинуть этот автобус и добираться каким-нибудь другим транспортом. Потом я неоднократно пожалела, что не послушалась своего внутреннего голоса. Но было уже поздно. Дело в том, что в этом автобусе везли группу школьников. Вернее, целый класс. Дети лет десяти-одиннадцати заполонили весь салон. Как я потом поняла из разговоров, ребят везли в театр оперы и балета. Хотели приобщить к культуре. Это, конечно, замечательно. Так как именно культуры этим детишкам как раз и не хватало. И, боюсь, что одним посещением театра положение здесь не исправить. Нужно было разъяснить школьникам хотя бы правила поведения в общественных местах. А это, по всей видимости, сделать забыли.

Все ребята, все поголовно держали в руках по чупа-чупсу. Они увлеченно облизывали эти конфетки, постоянно вынимая их изо рта. И неудивительно, что поручни, за которые я схватилась в первый момент, были липкими. Не знаю, чем руководствовались взрослые, сопровождающие этот класс, когда покупали своим чадам в дорогу эти леденцы. Может быть, хотели заткнуть детям рот. Если так, то это у них не получилось.

В салоне автобуса стоял страшный шум. Подростки бурно, во весь голос, иногда переходя на крик, общались между собой. Да так бурно, что одна из пассажирок не выдержала. Худощавая старушка поднялась с переднего сиденья и повернулась лицом к пассажирам. Она поведала, что сама долго преподавала в школе, но такого безобразного поведения школьников никогда не наблюдала. Учительница, сопровождающая шумный класс, стала защищать своих подопечных. «Они устали, – объяснила женщина, – у них было два урока». Эти слова вызвали недоумение у большинства пассажиров.

А школьники, чувствуя поддержку своего преподавателя, даже не обратили внимания на сделанное им замечание и продолжали галдеть. Рядом со мной девочки громко хвастались, кому в каких странах удалось побывать. Другая группа школьников увлеченно обсуждала новую модель Apple iPhone. Было видно, что в этом вопросе они разбираются неплохо. Зато понятия не имеют об этике. Или просто о культуре поведения в общественных местах.

Когда я вошла в автобус, то обратила внимание, что большинство сидячих мест было занято школьниками. Рядом с сидящими подростками стояли их родители, учитель. Среди стоящих пассажиров было несколько пожилых людей. Но ни у кого из ребят даже мысли не возникло уступить место старшим. На одной из остановок вошла женщина с ребенком на руках. Никто из ребят даже не шевельнулся. Место уступила уже немолодая женщина. И опять ни один из родителей не сделал замечания своим чадам.

Через некоторое время освободилось место рядом со мной. Стоявший в сторонке школьник, оттолкнув меня, поспешил занять свободное сиденье. На мой недоуменный вопрос он ответил, что долго стоял и устал. На этот раз даже заботливые мамаши, усиленно опекающие своих чад, посчитали его поведение недопустимым и сделали мальчику замечание. Кстати сказать, единственное за всю поездку. Мне же этот поступок показался откровенно хамским.

Все пассажиры к концу пути устали от беспокойных попутчиков. Когда класс, наконец, покинул салон автобуса, все облегченно вздохнули.

Нет, на самом деле, столь много негатива за одну поездку – это редкая «удача». Как правило, плюс меняется на минус, минус на плюс. Вызвавший раздражение пассажир меняется на человека, который, сам того не замечая, вызывает кучу положительных эмоций. В этом же «культурном» вояже раздражало всё – и дети, которые вели себя беспардонно, и их наставники, к которым я отношу не только учителей («у них было два урока!!!» – жуть), но и родителей, снисходительно взирающих на своих отпрысков.

И еще мне очень интересно, это нам, мне и остальным пассажирам автобуса, так повезло, что нам попались какие-то особенные дети? Или поколение второго тысячелетия растет, растеряв (а может, даже и не прорастив) эти самые зачатки культуры? В это я не верю. Точнее, не хочу верить.