«Саратовские страдания» завершились в ТЮЗе

Оценить
Девятый Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы проходил с 14 по 20 сентября

Интересно, верил ли кто-нибудь, скажем, на пятых по счету «Страданиях», что девятые завершатся в ТЮЗе на Чапаева? Скорее всего, нет. Но факт остается фактом: это наконец-то свершилось. Как выяснилось, место было выбрано не случайно.

Директор фестиваля Татьяна Зорина подчеркнула, что на фестивале было много фильмов, посвященных детям, поэтому где, как не в ТЮЗе проводить встречу. Режиссер Вадим Абдрашитов пошутил на тему того, что стоит считать «саратовскими страданиями» – фестиваль или строительство ТЮЗа.

Впервые в этом году, по словам Татьяны Зориной, на фестивале был опробован новый формат «Монологи о кино». Суть его состояла в том, что приглашенные деятели культуры в абсолютно свободной манере рассказывали о кино. Так оно и вышло.

Знаменитый пианист Анатолий Катц рассказывал о тех фильмах, что тронули его больше всего, особенно подчеркнув, что в кинематографе он ценит превыше всего эмоции, а не социальное исследование общества. Писатель и краевед Игорь Сорокин вспоминал, как ему по служебным надобностям пришлось искать, где работал в Саратове знаменитый актер Солоницын. Дольше всех длилось выступление антрополога и преподавателя Института филологии и журналистики Вадима Михайлина. Он предпочел не фокусироваться на собственных воспоминаниях и личном опыте, а дать некий ликбез о том, что такое кино и какие оно имеет преимущества по сравнению с другими видами искусства, вспомнив знаменитые слова Ленина про «важнейшее из искусств».

Незадолго до официального закрытия в рок-баре Machine Head собрались «за круглым столом» участники и гости фестиваля, журналисты и критики. Доктор искусствоведения Ирина Гращенкова с гостями подробно обсуждали наиболее интересные, с их точки зрения, фильмы, и даже пропустивший конкурсную программу человек мог бы составить мнение, что ему стоит посмотреть.

Номинаций на фестивале было множество. Отметим лишь некоторых из победителей: «Твоя навсегда» Мии Хальме, Финляндия (главный приз «Саратовская гармония», приз лучшему оператору имени Владислава Микоши. Это единственный фильм, победивший сразу в двух номинациях), «Donkeymentary» Армана Ерицяна, Армения (приз Министерства культуры), «Вооружен и не очень опасен» Анастасии Винокуровой, Германия (приз «За первый уверенный шаг в профессии»), «Бегущий человек» Андреа Замбелли, Италия (приз за лучший фильм панорамы «КИНОДОК»).

Награждения разбавлялись выступлениями музыкантов. Старались не отставать и победители: так, иностранные режиссеры посчитали нужным обязательно что-то сказать по-русски, а немец Оливер Койне, как выяснилось, так вообще изъясняется хорошо.

Было заметно, что многие пришедшие в тот день в театр были не особо заинтересованы церемонией закрытия, так как шли целеустремленно на Максима Дунаевского, у которого после перерыва должен был состояться творческий вечер. Но знаменитый композитор все же постарался связать свое выступление с тематикой мероприятия и потому исполнял песни из фильмов.