Увековеченный

Оценить
В родных краях скульптора Александра Кибальникова празднуют его юбилей

В среду, 22 августа, Саратов начал отмечать столетие со дня рождения автора памятников Ленину, Радищеву, Федину и Чернышевскому в родном городе. Однако можно сказать, что этот юбилей имеет всероссийское значение, Кибальников – один из известных скульпторов двадцатого века.

Место встречи – художественная галерея Василия Осиповича Фомичева при музее-усадьбе Чернышевского – было выбрано неслучайно: помимо того, что Кибальников создал памятник знаменитому революционеру-демократу, он с молодости был очень дружен с художником Фомичевым. Как вспоминала супруга Фомичева Мария Петровна, Александр Павлович во время нередких приездов в Саратов часто встречался с другом, и они отправлялись на рыбалку. Однажды, будучи в Москве, художник написал там портрет своего друга. Однако это не тот портрет Кибальникова, который висит в стенах галереи, как пояснила Фомичева, он был написан уже после смерти именитого скульптора.

Выставка «Мои работы – на улицах и площадях» открывает серию мероприятий, посвященных юбилею земляка, которые пройдут как в Саратове, так и в столице. 7 сентября в 11:00, как известили на встрече, на стене Саратовского художественного колледжа имени Боголюбова появится мемориальная доска в честь Кибальникова.

Выставка в галерее Фомичева невелика, но насыщенна. Она состоит из трех стендов. На первом расположены фотографии из архива Марии Фомичевой: в основном там можно увидеть Александра Павловича с семьей Фомичевых. На втором стенде – фотографии от внучки Кибальникова Надежды Грековой, которые отражают уже московский период жизни. На третьем можно увидеть фотографии, посвященные открытию памятника Чернышевского, над которым скульптор работал с 1939 по 1953 года. Открытию памятника были посвящены и видеоматериалы, которые показывали в тот вечер.

Несмотря на то, что мероприятие было интересным, не обошлось и без курьезов. Во-первых, еще до официального начала встал вопрос, где будут играть музыканты. В конце концов, играли на улице. Играли хорошо, но недолго: видимо, дождливая погода вынудила скорректировать планы. Во-вторых, возникла какая-то путаница с ораторами: выступление народного художника Анатолия Учаева так и не состоялось. К счастью, ведущему удавалось выправлять ситуацию, и даже когда вышедшая приемная дочь Кибальникова – Ида Викторовна – растерялась и не нашла, с чего начать, ее сумели разговорить.

Представлявшая музей Радищева старший научный сотрудник Лидия Краснопёрова подчеркнула, что во многом Кибальникова хранила судьба, «потому что художник мог как оказаться на высоте, так и известно, где», и вспомнила про то, что однажды Сталин сказал, что ему не нравятся длинные волосы на памятнике Чернышевскому и их нужно «подрезать». Как Кибальников послушался вождя, мы можем сейчас видеть.

В конце встречи внучка Александра Павловича призвала художников и скульпторов Саратова принять участие в предстоящей выставке Кибальникова в Москве.