Сергей Мухин: Иногда не хватало полосы, но взлетали

Оценить
12 августа Россия отметила столетний юбилей военно-воздушных сил. Накануне праздника мы встретились с майором авиации в отставке, штурманом Сергеем Мухиным. Мухин живет рядом с аэродромом, в военном городке на окраине Энгельса. Когда мы встречаемся у

12 августа Россия отметила столетний юбилей военно-воздушных сил. Накануне праздника мы встретились с майором авиации в отставке, штурманом Сергеем Мухиным. Мухин живет рядом с аэродромом, в военном городке на окраине Энгельса. Когда мы встречаемся у него дома, он открывает ноутбук. На рабочем столе – заставка: черно-белая фотография самолета 3-М. Когда-то он летал и на нем.

Автор: Артем Земцов

– Юбилей отметили, что называется, широко. Раньше так же было?

Я успел захватить время, когда День ВВС был выходным днем в стране. А в 1973 году его переставили на третье воскресенье августа. Когда главнокомандующим ВВС стал Петр Дейнекин, пошла мода изучать былую дореволюционную историю более дотошно. И он нашел указ императора НиколаяII о создании воздухоплавательной эскадрильи как раз 12 августа 1912 года.

– На каких самолетах вам приходилось летать за годы службы?

В училище летали на Ту-124, потом на Ту-16. Был вторым штурманом корабля, потом просто штурманом, затем штурманом отряда. После обучения работали на самолетах Мясищева 3М и М-4. Потом на Ил-78. Выполняли дозаправку в воздухе и бомбометание. В боевых действиях, слава богу, не приходилось участвовать. Но к летному делу были подготовлены отлично, за плечами многолетние тренировки, работа с оборудованием, поэтому страха не испытывали. Кстати, к самолетам Мясищева у летчиков было странное отношение. Не любили они 3М. После каждой посадки необходимо выпускать парашют, на следующий полет его надо заменять на новый. Приходилось заруливать на стоянку и выключать двигатели. Полет длился минут 15, а подготовка к нему около часа. Другие самолеты были, конечно, комфортней.

– Сейчас в небо тянет?

Да уже всё отболели. Нет, желания летать больше нет. Один командир эскадрильи, уходя на пенсию, вышел перед строем и сказал: «Товарищи сослуживцы, если меня потянет в небо, я попрошу дать мне штурвал в руки, чтобы вы мне их отрубили». Вот и вся постановка вопроса.

Закончили летать, ну что ж теперь… Пусть другие летают. Отлетали своё живы, здоровы. Будем ходить по земле.

– И вы зашли «на посадку» в Энгельсе?

– В Энгельсе я живу с 1975 года. 28 ноября 75-го после окончания училища мы приехали сюда лейтенантами. В общем, привык. Это раньше говорили: Поволжье – голодный край. А сейчас проблем нет никаких.

– Какие условия сейчас предоставляет государство для военных летчиков на пенсии? С экранов телевизора мы постоянно слышим о прибавке к зарплате и пенсии военным.

– Пенсии военным летчикам в этом году немного индексировали. Жить пока можно. Но найти работу, тем более по специальности, крайне сложно. Друзья рассказывают о государственных программах в Рязани. Там есть курсы по менеджменту и торговле. Длительность обучения – примерно 3-4 месяца. Некоторые шли после службы дальше по профессии, в авиакомпании, где не надо было переучиваться. Получали права пилотов гражданской авиации. Проходили обязательные курсы английского языка. Например, друг устроился на работу по авиаперевозке грузов. Работает вахтовым методом.

– За свою карьеру штурмана вы много фотографировали. Расскажите про свой фотоархив.

– Вот это, например, экипаж майора Васина, самолет 3М, стратегический бомбардировщик, конструктор Мясищев. На земле самолет, конечно, большой. Размах крыльев 50 метров. И длина 50. Иногда не хватало полосы, её длина 3000-3500 метров. Самолет габаритный, и сильно влияла погода, но взлетали. Утром, вечером, когда атмосферное давление не такое высокое и попрохладнее.

А здесь я был ещё капитан. Стою третий слева. Да… Ветеранов, с кем работал, уже не осталось… Время летит: сегодня ещё одного похоронили. С нами служил, на год старше. 61 год. Рак.

Вот красивая фотография – взлет самолета М-4,70-е годы. Это выруливание со стоянки. Шесть самолетов было в эскадрилье, в другой – столько же, и еще в нашем полку было десять самолетов-танкеров.

А здесь, смотрите, мы летали на дозаправку. Вот момент расцепления: дозаправки проходили на высоте 7-8 тысяч метров над землей. Заправлялись и на высоте от 4 тысяч метров. Сейчас современные самолеты Ил-78 могут пониже, конечно. В зависимости от условий погоды.

Здесь мы летели в сопровождении английских и американских самолетов «Фантомов». Они должны были лететь с нами по регламентам, чтобы мы не вошли в чужие территориальные воды. Полёт начинался из Энгельса, потом в Атлантику, и летели над нейтральными водами Северного моря вдоль скандинавских берегов, пролетали около Нидерландов, Франции, разворачивались и опять в исходную точку. В таком задании я участвовал только один раз.

Какие стояли цели в этом задании?

– Основная цель – это разведка. Посмотреть, какая атмосфера над Атлантикой. Мы летали за 25 морских миль от берегов Европы. По международным правилам это были нейтральные воды. Летали парами около 80-100 километров до береговой черты, чтобы не нарушать регламенты. Начиная от берегов Норвегии нас сопровождали американские F-16, потом подхватывали английские самолеты.

А есть какие-то недавние фотографии?

– Вот это уже современные самолеты. Фото нам подарили. Это «Авакс», их делали в Таганроге специально для Индии. Очень похож на американский аналог, мы тоже так стали называть свои самолеты. Наши почему-то называют эту технику американскими именами. А вообще это самолет Ил-76. Он относится к типу самолетов ДРЛО – дальнего радиолокационного обзора. Здесь они отрабатывают дозаправку в воздухе.

Странное дело, но у всех летчиков спрашивают про всевозможные неопознанные летающие объекты и прочую небывальщину. Приходилось ли видеть такое?

– Нет. Не люблю эти темы, особенно по телевизору всю эту мистику.

Вы имеете собственный канал на видеохостинге YouTube. Он посвящен исключительно авиации?

– Да, так получается. Монтирую всякие видео про авиацию, потом выкладываю на YouTube. Первая камера у нас появилась в 99-м. Камера увеличивала метров на 80. Фильм «Боевым традициям верны» – это я смонтировал, дальше идут нарезки из кинофильма. Тут сам фильм о нашей энгельсской 201-й дивизии, был снят в 1976 году. «Живет наш городок» – тоже про Энгельс. Снимали самоучки, видно, энтузиасты этого дела, сняли кинокамерой документальный фильм. Вот видео с монументом, как его открывали в городке. Женщины-летчицы приезжали тогда из полка «ночных ведьм», который тут базировался.

Сейчас очень много говорится о модернизации российской армии и в том числе военно-воздушных сил. Выделяются бешеные деньги. Это такой милитаристский пиар или реально что-то меняется?

– Раньше больше уделяли внимание авиации, и финансирование было больше. Что-то постоянно разрабатывалось. Может быть, сейчас тоже что-то делается. До поры до времени всё пока считается секретным. Потом, когда что-то в воздух поднимется, по телевизору покажут или ещё что-то, узнаем. Генерал-лейтенант Жихарев – командующий дальней авиацией – заявил, что для авиации будет разрабатываться новый стратегический бомбардировщик. А перед этим я слышал это из интервью Путина. Он дал задание создать новый бомбардировщик, по-моему, к 2015 году.

Думаете, разработают?

– Тяжело сказать, надо надеяться. Сын (мои сын и зять тоже авиаторы) говорит, что пока летают на том, что есть. Как говорят, Су-24 уже считается устаревшим. Время-то идет. Этот Су изучали в училище, когда я там учился! 73-74-й годы. Не наша группа, а другие курсанты. У нас был профиль дальней авиации. Вообще было два направления обучения: одних готовили на дальнюю бомбардировочную авиацию, других – на фронтовую бомбардировочную авиацию. Они изучали Як-28 и в то время уже начали изучать СУСу-24.

Конечно, что-то должно быть новое. Пока модифицируют: меняют внутреннее состояние, делают начинку, электронику по мере возможности, ставят навигационное оборудование. Система ГЛОНАСС запускается. Когда будет запущено достаточное количество спутников для навигации, система начнет нормально работать.

Когда в Югославии была война, летчики сами переходили на JPS, сами покупали такие навигаторы. Как в машине навигатор – в самолете точно так же. Я захватил период с оснащение JPS. У нас в самолете был приёмник, его убрали и поставили новый навигатор. Ну, не сравнить с современными, какие, например, сейчас есть в обычном телефоне. Он был громоздкий, но помогал.

А какая в России была система навигации?

– Работа нашей авиации всегда отличалась от зарубежной. Мы работали на отечественной системе ближней навигации, в которой задействована дальность азимута. В остальном мире такого не было. Там существовало две системы: ВОР (показывает направление на маяк) и ДМЕ (дальномеры). Хотя на наших самолетах они потом тоже стояли. По требованиям ИКАО нужно было заменить наземное оборудование локации. Старую отечественную систему начали демонтировать.

А вот ГЛОНАСС я уже не застал. У нас, кстати, был свой отечественный аналог, он назывался по-другому. Нам вообще говорили: «То, что стоит на самолете, то и используйте». Поэтому летчики сами покупали себе тогда JPS. Это была личная инициатива каждого, а не стратегическое решение руководства для более точного самолетовождения.

Вы говорили про войну в Югославии. Россия была категорически против этого военного вмешательства Запада. Сейчас создается перевалочный пункт НАТО под Ульяновском. Разве допустимо сотрудничать с прямым оппонентом?

– По наземному сейчас тоже ведь грузы перевозятся, по-моему. В 1979 году, когда СССР влез в Афганистан, это сильно подорвало армию. Афганистан – специфическое государство… Англичане там обжигались, потом Советский Союз, теперь американцы... А НАТО… Если мы идем на сближение, как не сотрудничать…

Так протестовали же против баз западного альянса на Украине, в Грузии, негодовали по поводу противоракетного комплекса в Чехии и Польше. А на своей территории с удовольствием. А как же быть с суверенитетом страны последнего оплота антизападничества? Как же оранжевая угроза, иностранные агенты, с которыми у нас так усердно борются? Неужели вся эта антиамериканская риторика только для внутреннего пользования?

– Ну, это политика. Чтобы всё это знать, надо быть членом Государственной думы. Если депутаты не могут контролировать это, мы-то что… Минус депутатам, если они не справляются со своими обязанностями, значит, надо их отзывать.

– Как относитесь к декабрьским событиям и всем этим протестным движениям?

– Что я могу сказать? Легитимно избранный президент, что они могут сделать теперь… Всё это подковёрные игры. Большая политика. Тут много чего замешано. Взять того же Навального, Собчак. Если что-то произойдет экстраординарное, они соберут свои вещи и уедут во Францию, в Германию или ещё куда-то, как Лужков. Его же приняли.

А если снизятся мировые цены на нефть, к тому же вторая волна экономического кризиса, или случится какое-то другое экстраординарное событие, Путин точно так же не уедет?

– Не знаю. Как говорят, резервный фонд есть – переживем, наверное, кризис.

Поддерживаете ли вы действующего главу государства, его политику тотальной стабилизации всего и всех?

– Читал письмо Макаревича Путину про ситуацию в стране. И Путин ответил… Разве это ответ президента? Это разговор ни о чем. А как его вместе с церковью короновали… И это в светском государстве. Показывали инаугурацию президента Франции. Там даже машина останавливалась на светофорах. А у нас вообще весь город очистили… Недавно пересматривал экранизацию «Собачьего сердца». Ничего не меняется.