Дар понимать и дар убеждать…

Оценить
Советский чиновник Осипов уважал печатное слово и справедливость

Алексей Иванович Осипов – человек того поколения, молодость которого совпала с крутой ломкой политического строя в стране – падением самодержавия, гражданской войной, установлением советской власти. С полным доверием принял он новую власть, по мере сил и способностей помогал её утверждению, и был смят этой же властью. Клеймо «врага народа» стояло на его имени двадцать лет.

Осипов родился 14-го (26 по новому стилю) февраля 1898 года в селе Русский Камешкир Кузнецкого уезда Саратовской губернии в семье крестьянина. В десять лет остался сиротой. Благодаря помощи сестры, служившей учительницей, учился в Кузнецком реальном училище, затем в Петроградском лесном институте. Однако материальные затруднения заставили его бросить институт и устроиться на патронный завод. В мае 1917 года Осипов был мобилизован и назначен в Петергофскую школу прапорщиков, окончил её и вернулся в родное село, где и встретил Октябрьскую революцию. Для села Осипов был человеком довольно образованным и поэтому выделявшимся на общем фоне. Неудивительно, что он вошёл в состав исполкома Кузнецкого уездного совета вначале в качестве члена президиума, затем секретаря и, наконец, председателя. Кроме того, Алексей Иванович являлся редактором кузнецкой газеты «Известия».

В 1918-1921 годах ситуация в Кузнецком уезде была не из лёгких. Из-за утверждения в Самаре антибольшевистского правительства Комуча северо-восточные части Саратовской губернии оказались вовлечены в зону активных военных действий. Положение усугублялось выступлениями недовольного крестьянства. Осипову пришлось обеспечивать формирование красноармейских отрядов, борьбу с дезертирством, организацию комитетов бедноты и первых коммун, пополнение партийных рядов и многое другое.

«Особенно трудным было комплектование командного состава. Осипов приглашал демобилизованных из армии офицеров в уисполком, убеждал их стать командирами Красной Армии и честно служить советской власти. Многие соглашались», – свидетельствуют документы Кузнецкого краеведческого музея. Умение Алексея Ивановича убедить подтверждает такой факт. Когда против волостного исполкома выступили крестьяне его родного села Русский Камешкир, Алексей Иванович выехал туда, «разъяснял им политику большевиков по земельному вопросу, разоблачал агитацию кулаков, тянувших крестьян в старое болото. Крестьяне ему поверили. Восстания не было».

В июле 1921 года Осипов стал заместителем председателя исполнительного комитета Саратовского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Это было время перехода к новой экономической политике. Осипов направлял усилия на то, чтобы переход проводился с учётом всех объективных обстоятельств и с соблюдением закона.

«В некоторых уездах льготы применяются в самых широких размерах, в других уездах почти совсем не применяются. И это тоже ненормально, – говорил он. – Репрессии по отношению к крестьянам, не сдавшим продналог, применяются на местах не совсем правильно. Часто арестовываются целые деревни, и положенный им срок наказания (3-7 суток) отбывают тут же в деревне. Нужно отметить, что массовые репрессии, тем более при отбывании наказания тут же в деревне, отупляют самое значение репрессии (…) самым лучшим способом является, конечно, передача дела в суд».

Осипов участвовал в рассмотрении самых разных вопросов: организация деятельности советского аппарата в новых условиях, определение принципов формирования местных бюджетов, установление порядка взимания продовольственного налога, обеспечение населения топливом, охрана лесов, закупка школьных учебников, улучшение питания красноармейцев и др. По его предложению были выделены шесть тысяч рублей М. Н. Чернышевскому на поездку в Москву и Петроград для издания трудов Н. Г. Чернышевского, изыскано 79 червонцев на покупку рентгеновского аппарата для губернского отдела здравоохранения, гарантирована выдача продовольствия детдомам из ресурсов губисполкома, открыты курсы подготовки секретарей волостных исполкомов.

Он умел вникнуть в суть любой проблемы. Так, в одном из протоколов записано: «Товарищ Осипов поставлен докладчиком по данному вопросу по тем соображениям, что он сможет осветить обсуждаемый вопрос со всех сторон, как член президиума губисполкома, ведущий не только финансовую работу, но и другие. Мы нарочно не поручили этого доклада заведующему губфинотделом, так как очень возможно, что в докладе преобладала бы ведомственная точка зрения».

В организаторской и просветительской работе Осипов большое значение придавал прессе, обязывая все уисполкомы и волисполкомы выписывать газеты, охотно используя печатное слово для освещения деятельности губернской власти. В газете «Саратовские известия» периодически появлялись статьи Алексея Ивановича, в которых он рассказывал о плановых заданиях по зяблевой вспашке, о ходе озимого сева, о возможных вариантах реорганизации уисполкомов, о путях преодоления топливного кризиса, о мерах по охране лесов и о многом другом. Статьи Осипова отличали доходчивость и эмоциональность.

В ноябре 1923 года Осипова призвали на Туркестанский фронт. До 1931 года он находился в Красной Армии, где исполнял различные обязанности, в том числе и начальника политотдела 32 стрелковой Саратовской дивизии. В 1937 году Осипов, являвшийся заведующим отделом печати Оренбургского обкома ВКП(б), был арестован как «враг народа». Реабилитировали его только в 1957-м – посмертно.