Куда торопились? В школе было весело!

Оценить
Вернуться в детство можно, только вспоминая

В минувшую пятницу для российских школьников прозвучал последний звонок. В области его слушали 10 тысяч одиннадцатиклассников и 21 тысяча девятиклассников.

«Школьные годы чудесные», – так назывался дневник, который когда-то подарили мне родители. В него я записывала приятные и не очень приятные моменты, происходившие со мной в школе. Ещё были там имена учителей, фотографии, сердечки, стихи и даже какие-то вычисления. Теперь, перелистывая страницы этого дневника, можно вернуться в детство – усмехнуться тогдашним «страшным» переживаниям, освежить в памяти лица одноклассников, ещё раз от души посмеяться над забавными случаями.

Мы решили узнать, какой запомнилась школа и её последний звонок сегодняшним взрослым.

Илья Майоров, атаман Саратовской станицы Астраханского казачьего войска:

В ПАМЯТИ «ПОЩЕЧИНА» ОТ РАЙОНО И НОВЫЕ БОТИНКИ

– Окончил я гимназию № 3 в 1999 году. Это бывшая 42-я школа с углубленным изучением английского языка. Больше всего запомнились рекомендации районо, которые пришли за несколько дней до выпускных экзаменов: сократить кандидатов на медали. Поэтому праздник был грустным, многие из тех, кто шёл на золотые медали, в итоге оказались с серебряными. Такую вот пощёчину получили от взрослой жизни выпускники.

Замечательный преподавательский состав, дружный коллектив – вот что ещё запомнилось. Со многими одноклассниками до сих пор поддерживаем отношения, хотя время раскидало нас по многим городам и странам.

А больше всего запомнился момент после церемонии. Проспект Кирова, оккупированный уже бывшими школьниками. Ну, и новые ботинки, которые потом с большим трудом снял! И ещё дня два после последнего звонка не мог ходить!

Татьяна Утина, старший бухгалтер:

УБОГАЯ ОБШАРПАНАЯ ШКОЛА

– Мой последний звонок прозвучал в Восточно-Европейском лицее. Ничего особенного не было: в обед торжественная линейка, все нарядные и счастливые, вечером – кафе. В памяти остались добрейший классный руководитель и друзья, с которыми я до сих пор общаюсь.

А вот последний звонок в девятом классе запомнился. Вернее, даже не сам звонок, а школа. Так вот, школа № 14 запомнилась мне своим убожеством! Недавно ходила туда голосовать, увидела всю эту серость вокруг и просто счастлива была, что мне не нужно туда каждый день ходить: всё обшарпано, стены страшные, мебель вся сломанная... Интересно, какой вкус в такой школе может сформироваться у маленького человека? Вся эта гнетущая атмосфера, и учителя там постоянно орали. Мне кажется, что такая обстановка точно негативно на психику действует.

Дмитрий Ульянов, журналист, сценарист:

ВЗЯЛ И ОТСТОЯЛ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

– Как ни странно, я лучше помню свой первый звонок, чем последний. Помню, что нам всем раздали маленькие колокольчики, а десятиклассники передали нам символический школьный звонок – этакую большую рынду, с которой дежурные бегали по коридорам, если вдруг почему-то отрубался звонок электрический. Но это было в сентябре. А последний звонок мне ничем особенным не запомнился. Я уже всеми мыслями был в университете, и со школой хотелось поскорее расстаться. Теперь думаю: чего торопился? В школе было весело!

Помню, как однажды я в школе устроил забастовку. Была такая традиция – возить школьников в колхоз весной и осенью. Добровольно-принудительно. Дармовая рабочая сила. Но уже были годы перестройки, и не так-то просто было нас дурачить. Так вот, захотели нас в очередной раз запихнуть на какие-то сельхозработы вместо нашего законного выходного. В одиннадцатом классе дело было. Я выхожу перед классом и говорю: объявляем акцию протеста – никто из кабинета после уроков не выходит. Сидим и требуем к себе директора. Составили петицию с требованием прекратить произвол, и я поставил под ней подпись: «Председатель стачкома Ульянов». Ну что поделать, фамилия у меня такая. И что вы думаете? Директор пришла на переговоры.

В результате был достигнут компромисс. В колхоз нас повезли в воскресенье, но в понедельник дали отгул! И только спустя много лет я узнал от завуча нашей родной 1-й гимназии, что директор, Мария Михайловна Стрункова, получив наше революционное воззвание и увидев подпись, чуть со смеху не лопнула. Она еле сдерживалась, чтобы не расхохотаться на этих «переговорах», глядя на «председателя стачкома товарища Ульянова». Смех смехом, но справедливость победила!

Александр Ландо, депутат Саратовской областной думы от ЕР:

МОЯ ГОРДОСТЬ – ШКОЛА СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА

– Так как я рано начал работать, то оканчивал вечернюю школу. Всё было торжественно, здорово, трогательно. Я был самый молодой в классе, мне было 17 лет, а средний возраст учеников составлял где-то лет 40, поэтому ко мне особо трогательное отношение было как со стороны учителей, так и со стороны учеников. К тому же я учился хорошо, многим помогал.

Я был на последних звонках дочери и внучки. Они, конечно, несколько иными были, нежели мой, а уж года где-то с 1997-го, как я стал председателем областной комиссии по правам человека, последние звонки стали для меня ежегодными. С тех пор я в стольких школах побывал и в Саратове, и в области.

Одним из самых памятных стал для меня самый первый последний звонок в школе следственного изолятора, того, который находится на Кутякова. Эта была моя гордость, так как инициатором открытия школы в следственном изоляторе был я, к тому же такого в России ещё не было.

Последний звонок прозвенел через год или два после открытия, уже точно не помню. Было тогда три выпускника. Я был горд тем, что сделал такое доброе дело, тем, что несовершеннолетние получили возможность окончить школу. Раньше они, в ожидании того, когда их переведут в воспитательную колонию, год теряли, так как возможности обучения в следственном изоляторе не было. Прикрепили изолятор к одной из саратовских школ. Кстати, некоторые учителя так прониклись, что даже приносили своим новым ученикам вещи.